Варшавский прорыв


Сергей Скатерщиков – о первом IPO в арт-индустрии за последние шесть лет и единственной понятной инвесторам бизнес-модели на этом сложном рынке.

07.07.2011




Skaterschikov_0004
Сергей Скатерщиков

президент Skate’s Art Market Research

С 1 сентября 2005 года Skate’s Art Market Research отслеживает акции публичных компаний, бизнес которых так или иначе построен вокруг рынка предметов искусства и коллекционирования. Существующий с того же времени фондовый индекс Skate’s Art Stocks Index вырос почти вдвое (202 пункта на 10 мая 2011 года по сравнению со стартовыми 100 пунктами на 1 сентября 2005 года), главным образом за счет существенного увеличения рыночной капитализации Sotheby’s и швейцарской MCH Group, организатора ярмарок Art Basel. Но число включенных в этот индекс компаний за последние несколько лет сократилось до 11 после выпадения двух итальянских бизнесов (издательского дома и арт-аукциона), которые совершили делистинг.

За эти неполные шесть лет ни одна из компаний арт-индустрии не вышла на биржу с первичным публичным предложением акций, и именно поэтому дебют польской Abbey House с листингом на Варшавской фондовой бирже 5 мая 2011 года оказался фактом, заслуживающим внимания мирового художественного сообщества.

Разместив акции на Варшавской бирже, Abbey House получил рыночную капитализацию в 15,4 млн долларов и стал 12-й и самой маленькой компанией в составе Skate’s Art Stocks Index, а также четвертым региональным аукционным домом после двух японских и одного корейского, уже находящихся в составе индекса.

По сути, Abbey House – это стартап, который организовала в прошлом году команда польских предпринимателей, вдохновленных ростом местного арт-рынка и существенными возможностями маркетинга люксовых потребительских товаров и предметов искусства, богатеющим наследникам Речи Посполитой. Согласно инвестиционному проспекту Abbey House, объем арт-рынка в Польше составляет сегодня всего 100 млн долларов, но компания ожидает его 20-кратного увеличения в следующие 10 лет. Подсчеты аукционного дома оптимистичны – на данный момент в стране продается всего 3 тыс. предметов искусства в год, но число таких сделок за одно десятилетие должно вырасти до 20 тыс.

Пока же Abbey House может рассчитывать не более чем на 2–2,5 млн долларов выручки в 2011 году от организации местных аукционов и продажи рекламы и подписки на издаваемый компанией журнал Art & Business – польского лидера в сегменте периодики, посвященной рынку художественных ценностей.

Интересно, что из 12 включенных в фондовый индекс Skate’s Art Stocks Index компаний две трети получают практически всю выручку и прибыль от торговли предметами искусства и объектами коллекционирования, а некоторые активно диверсифицируются в этом направлении (например, Artnet, которая в основе своей стратегии имеет развитие онлайн-аукциона на базе существующей информационной платформы). Иными словами, организация торговли предметами искусства пока де-факто остается единственной массовой и понятной инвесторам бизнес-моделью на арт-рынке.

Бурная деятельность именно в этом сегменте швейцарской MCH Group стала причиной того, что ее акции лидируют по итогам 2011 года по росту котировок. Объявив в мае о приобретении крупнейшей азиатской ярмарки Art HK, MCH Group еще сильнее укрепила свои лидерские позиции в области международной организации арт-мероприятий, добавив новую «покупку» к невероятно успешным Art Basel и Art Basel Miami и став второй по рыночной капитализации компанией в Skate’s Art Stocks Index после Sotheby’s.



07.07.2011

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (3)

artbiz 11.07.2011 18:09

В Цюрихе, в Лондоне, в Париже можно попробовать.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%8220001
Dmitry Gafin 11.07.2011 19:15

может быть стоит сделать специальную площадку на бирже под арт-сектор?

artbiz 08.07.2011 16:58

Не знаю, стоит ли радоваться начинающейся монополии MCH Group. А варшавцы всем хороши кроме своих прогнозов. По какой методике они насчитали 20-кратный рост рынка за 10 лет? Судя по 2011 году местный рынок не удвоился.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе


20190906_174137_1
 

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.