В ожидании реструктуризации


Кризис – период, в который основной задачей бизнеса становится не процветание, а выживание. Владимир Яшин уверен, что вопреки мрачным прогнозам большинство российских предпринимателей справятся с этим испытанием.

23.04.2015




!6158
Владимир Яшин

Первый заместитель Председателя Правления Промсвязьбанка

Ослабление экономики неминуемо сказывается на бизнесе даже самых крупных игроков рынка. Реакция клиентов банков часто бывает противоположной: одни компании расстроены общим спадом и надеются на помощь государства, у других получается извлечь из сложившейся ситуации небольшую выгоду.

Российские бизнесы, сосредоточенные на импорте продукции (а таких компаний очень много), находятся, разумеется, в незавидном положении. Некоторые из них ждут реструктуризации, другие, к сожалению, умирают. Самый сильный удар приняли на себя компании, специализирующиеся на недвижимости, в сложном финансовом положении сегодня дистрибьюторы импортных товаров, в первую очередь автомобилей. Страдает также и туристическая отрасль.

Предприниматели же, нацеленные на внутренний спрос и создававшие продукцию в России, ориентировались на экспорт, поэтому сегодня чувствуют себя не так плохо и готовы наращивать производство. Хороший пример – металлургическая отрасль: ситуация на рынке была достаточно сложной, большой объем продукции уходил на экспорт, и жизнь компаний оказалась не такой трудной. В неплохом состоянии сегодня пребывают производители сельскохозяйственной продукции, теперь она стала куда более конкурентоспособной по отношению к импортным аналогам. Производители мяса, птицы и других продуктов питания почувствовали себя легче, и перед ними открылось много возможностей, а самое главное – двери спроса.

Одним из вариантов выжить для некоторых видов бизнеса становится возможность перефокусироваться с импорта на экспорт. Но это достаточно сложный процесс, и далеко не в каждой сфере его можно реализовать. С одной стороны, невозможно резко начать производить автомобили внутри страны, если ты возишь их из-за рубежа. Но в то же время 20 лет назад все начинали с того, что ввозили продукцию из-за границы – те же йогурты и прочие непривычные на тот момент россиянам товары. С течением времени некоторые предприниматели поняли, что те же самые продукты можно производить дома, и открыли свое дело. Сегодня таким компаниям существовать проще.

Впрочем, настроения бизнеса, ориентированного на экспорт, тоже нельзя назвать хорошими, поскольку цена кредитования слишком высока. Соответственно, даже те компании, которые сегодня чувствуют себя неплохо, все равно надеются на реструктуризацию. Бизнес, который правильно выстроил свою политику с точки зрения не очень высокого кредитного левериджа, пройдет через этот процесс без особых потерь. Правильно сформированная стратегия поможет даже тем компаниям, деятельность которых основывалась исключительно на импорте: им удастся удачно реструктуризоваться, а банки пойдут навстречу таким клиентам. Любителям риска, не накопившим какого-то резерва в ликвидности и капитале, будет гораздо сложнее. Боюсь, что приличная доля такого бизнеса исчезнет.

Говорить о развитии сегодня практически не приходится. Пока наш рынок сталкивается с ключевой ставкой 14%, особой инвестиционной активности у клиентов банков нет и не может быть даже теоретически. Поэтому если кто и планирует увеличение бизнеса, то только производители товаров, заменивших импортные аналоги. Они находят возможность вкладывать средства в производство, потому что спрос на их продукцию растет. Облегчить ситуацию, конечно, может Центробанк, если он найдет возможность снизить ставки кредитования на рынке. Надежды очень большого сегмента бизнеса сегодня возложены на такое развитие событий. Если ЦБ уменьшит ставку, это спасет внушительную долю заемщиков от разорения и поможет им остаться на рынке. Однако при продолжении той достаточно жесткой кредитно-денежной политики, которую можно наблюдать сегодня, мы рискуем потерять большую часть клиентов.

Я оптимист – и мне кажется, что большинство наших компаний справятся с этим кризисом, и он лишь придаст им сил и знаний в будущем. Это не первый и не последний кризис для нас, но особенность русского бизнеса состоит как раз в ментально-психологической устойчивости: мы живем в экстремальное время в экстремальной стране. Кризис – период, когда люди работают на то, чтобы выжить. Человек, который делает правильные шаги, всегда сможет найти возможность справиться с любыми надвигающимися трудностями. 

Атлас



23.04.2015

Источник: SPEAR'S Russia #4(47)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз