В коллекцию будущим поколениям


18.06.2018




Jd5a7704-edit
Ася Андреева

юрист практики оказания услуг частным клиентам PwC Legal

Владение предметами искусства, как правило, сопряжено с множеством трудностей, одна из главных – подтверждение права собственности. Зачастую картины, предметы антиквариата и другие ценности приобретаются даже без составления договора.

В таком случае эффективным способом подтверждения вашего права на особо ценные предметы искусства может быть их включение в негосударственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Для физических лиц, в отличие от организаций, такое действие считается правом, а не обязанностью. Однако в каталог попадают только предметы искусства, культурная ценность, качество или особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление.

При подаче заявления о включении проводится экспертиза, подтверждающая или не подтверждающая ценность объекта. Затем, если он все-таки вносится в каталог, владелец получает свидетельство, подтверждающее право собственности. Все сделки с музейным предметом с этого момента подлежат государственной регистрации, информация о собственнике становится доступной для третьих лиц, что, конечно, не подходит коллекционерам, ценящим анонимность.

В таком случае проблема может быть решена путем подробного описания предметов коллекции в завещании, хранения документов, подтверждающих право собственности на предметы искусства (например, договора купли-продажи, документов, подтверждающих оплату по договору).

Планирование на будущее

Рано или поздно перед любым обладателем ценной коллекции встает вопрос о том, как и кому собрание перейдет после его смерти. В этот момент и обостряется проблема подтверждения права собственности.

Для определения состава наследственного имущества нотариус вправе провести его опись. На практике в результате недобросовестных действий наследников или других обстоятельств некоторые движимые вещи могут быть просто не включены в состав наследства. По поводу собственности на отдельные предметы возникают споры между наследниками. Они могут настаивать на том, что те или иные вещи на самом деле принадлежат им или были подарены им при жизни наследодателя. Когда порядок наследования коллекции или отдельных предметов не проработан заблаговременно, это приводит к целому ряду других трудностей.

Если наследование происходит по закону, а не по завещанию, все имущество наследодателя делится между наследниками в равных долях. Теоретически нотариусом может быть принята позиция, что коллекция – это так называемая сложная вещь. В этом случае единый порядок наследования коллекции будет действовать в отношении всех составных частей сложной вещи (предметы искусства).

Однако если такой подход не будет принят, коллекция делится между наследниками. Они, разумеется, вправе распределить между собой полученное с помощью соглашения, но гарантировать, что и соглашение наследников коллекционера не повлечет раздел и, соответственно, снижение стоимости и культурной ценности коллекции, нельзя.

Чтобы избежать таких ситуаций, коллекционеру важно заблаговременно спланировать порядок преемственности собрания и подготовить правильное завещание. В нем, кроме всего прочего, необходимо учесть специфику наследования общего имущества супругов и наличие наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве.

Дополнительно при наследовании предметов искусства (и об этом тоже стоит подумать) возникают проблемы определения их стоимости для заключения соглашения между наследниками, определения размера нотариальной пошлины, риски утраты некоторых предметов в течение шестимесячного периода принятия наследства.

Новый наследник

Даже при условии решения или невозникновения всех описанных выше проблем, при передаче коллекции наследникам нельзя быть уверенным, что в будущем они будут распоряжаться коллекцией в соответствии с пожеланиями наследодателя.

Решение есть и на этот случай. Коллекционер при составлении завещания вправе предусмотреть создание наследственного фонда, который в качестве наследника получит все дорогие сердцу владельца предметы искусства.

Наследодатель сможет решить, как долго и каким образом фонд будет управлять коллекцией, какие лица и при каких условиях могут получить коллекцию в будущем в качестве выгодопри­обретателей. Основным же преимуществом можно назвать то, что владелец при жизни определит круг лиц, которые войдут в органы управления наследственным фондом. Такими людьми могут стать специалисты в определенной области искусства, другие профессиональные коллекционеры, в целом те, кто способен наиболее профессионально управлять коллекцией после смерти коллекционера.

В соответствии с пожеланиями наследодателя наследственный фонд может вести культурную и просветительскую де­ятельность, экспонировать коллекцию или просто осуществлять владение предметами искусства в частном порядке в интересах семьи.

Устав и условия управления наследственным фондом не могут быть (за редким исключением) изменены после смерти наследодателя. Поэтому он может быть уверен, что судьба коллекции определена на годы вперед.



18.06.2018

Источник: SPEAR'S Russia #5-6(78)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз













Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.