
Ася Андреева
юрист практики оказания услуг частным клиентам PwC Legal
Владение предметами искусства, как правило, сопряжено с множеством трудностей, одна из главных – подтверждение права собственности. Зачастую картины, предметы антиквариата и другие ценности приобретаются даже без составления договора.
В таком случае эффективным способом подтверждения вашего права на особо ценные предметы искусства может быть их включение в негосударственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Для физических лиц, в отличие от организаций, такое действие считается правом, а не обязанностью. Однако в каталог попадают только предметы искусства, культурная ценность, качество или особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление.
При подаче заявления о включении проводится экспертиза, подтверждающая или не подтверждающая ценность объекта. Затем, если он все-таки вносится в каталог, владелец получает свидетельство, подтверждающее право собственности. Все сделки с музейным предметом с этого момента подлежат государственной регистрации, информация о собственнике становится доступной для третьих лиц, что, конечно, не подходит коллекционерам, ценящим анонимность.
В таком случае проблема может быть решена путем подробного описания предметов коллекции в завещании, хранения документов, подтверждающих право собственности на предметы искусства (например, договора купли-продажи, документов, подтверждающих оплату по договору).
Планирование на будущее
Рано или поздно перед любым обладателем ценной коллекции встает вопрос о том, как и кому собрание перейдет после его смерти. В этот момент и обостряется проблема подтверждения права собственности.
Для определения состава наследственного имущества нотариус вправе провести его опись. На практике в результате недобросовестных действий наследников или других обстоятельств некоторые движимые вещи могут быть просто не включены в состав наследства. По поводу собственности на отдельные предметы возникают споры между наследниками. Они могут настаивать на том, что те или иные вещи на самом деле принадлежат им или были подарены им при жизни наследодателя. Когда порядок наследования коллекции или отдельных предметов не проработан заблаговременно, это приводит к целому ряду других трудностей.
Если наследование происходит по закону, а не по завещанию, все имущество наследодателя делится между наследниками в равных долях. Теоретически нотариусом может быть принята позиция, что коллекция – это так называемая сложная вещь. В этом случае единый порядок наследования коллекции будет действовать в отношении всех составных частей сложной вещи (предметы искусства).
Однако если такой подход не будет принят, коллекция делится между наследниками. Они, разумеется, вправе распределить между собой полученное с помощью соглашения, но гарантировать, что и соглашение наследников коллекционера не повлечет раздел и, соответственно, снижение стоимости и культурной ценности коллекции, нельзя.
Чтобы избежать таких ситуаций, коллекционеру важно заблаговременно спланировать порядок преемственности собрания и подготовить правильное завещание. В нем, кроме всего прочего, необходимо учесть специфику наследования общего имущества супругов и наличие наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве.
Дополнительно при наследовании предметов искусства (и об этом тоже стоит подумать) возникают проблемы определения их стоимости для заключения соглашения между наследниками, определения размера нотариальной пошлины, риски утраты некоторых предметов в течение шестимесячного периода принятия наследства.
Новый наследник
Даже при условии решения или невозникновения всех описанных выше проблем, при передаче коллекции наследникам нельзя быть уверенным, что в будущем они будут распоряжаться коллекцией в соответствии с пожеланиями наследодателя.
Решение есть и на этот случай. Коллекционер при составлении завещания вправе предусмотреть создание наследственного фонда, который в качестве наследника получит все дорогие сердцу владельца предметы искусства.
Наследодатель сможет решить, как долго и каким образом фонд будет управлять коллекцией, какие лица и при каких условиях могут получить коллекцию в будущем в качестве выгодоприобретателей. Основным же преимуществом можно назвать то, что владелец при жизни определит круг лиц, которые войдут в органы управления наследственным фондом. Такими людьми могут стать специалисты в определенной области искусства, другие профессиональные коллекционеры, в целом те, кто способен наиболее профессионально управлять коллекцией после смерти коллекционера.
В соответствии с пожеланиями наследодателя наследственный фонд может вести культурную и просветительскую деятельность, экспонировать коллекцию или просто осуществлять владение предметами искусства в частном порядке в интересах семьи.
Устав и условия управления наследственным фондом не могут быть (за редким исключением) изменены после смерти наследодателя. Поэтому он может быть уверен, что судьба коллекции определена на годы вперед.
Источник: SPEAR'S Russia #5-6(78)
Здоровье-менеджмент

Пандемия возвела здоровье в разряд наивысших ценностей человека. Пора взглянуть на него как на ресурс и научиться им управлять, призывает Александр Островский, генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро».
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Взаимное обогащение

Исполнительный директор УРАЛСИБ | Private Bank Евгения Осиновская о семейном капитале, пространстве вариантов и интегративном подходе в private banking.
Швейцария на больничном

Еще недавно в фешенебельном цюрихском ресторане Kronenhalle раздавался смех частных банкиров и их состоятельных клиентов, обсуждавших под полотнами Жоржа Брака, Марка Шагала блестящие результаты прошлого года. Теперь этот ресторан, как и другие заведения, закрыт. Выходить из дома можно только за покупками, что-то быстро забрать, передать или, если это действительно необходимо, добраться до офиса. Культурная жизнь – даже постановки в Цюрихском оперном театре или мероприятия в других местах – замерла. И подобный кошмар наблюдается во всем мире. Воцарилась зима, которую комментирует из Швейцарии Ариель Серджио Гекмэн-Давидофф, магистр права Goekmen-Davidoff Foundation.
Наследники фортуны

Первое поколение капиталистов, создавших состояние в постсоветской России, уже сейчас находятся на пороге передачи капитала наследникам. Смогут ли дети приумножить богатство отцов? Влияет ли размер капитала на будущее наследников? В истории есть удивительные примеры.
Детское завтра: алиментные соглашения
Арслан Дякиев и Баина Бурслугинова, юристы PwC Legal, – о том, как заключая соглашения об уплате алиментов, обеспечить безбедное будущее детям, а не кредиторам.
Защитный актив для влюбленных

Модернистская советская фотография не будет терять свою ценность. Коллекционировать ее стоит, если у вас есть деньги, информация и вкус. При наличии первого, второе и третье можно купить. Однако Алекс Лахман уверяет, что чистая прагматика в этом деле вредна.
Пять копеек к 120 000 долларов, которые все обсуждают

Сергей Попов – про справедливую цену на фрукты, тонкие художественные высказывания и критику партиципаторного искусства.
Удары в темноте от Дэмиена Херста

Маринованные коровы и конвейерное производство разноцветных пятен сделали Дэмиена Херста самым богатым и знаменитым из молодых британских художников, но по его собственному признанию, успех оказался «обоюдоострым мечом». Сегодня, в 54 года, когда дни пьянства и наркотиков позади, Дэмиен откровенно рассказывает, что на самом деле его мотивирует.
По ту сторону принципа удовольствия

Лондонская школа живописи, выставка которой сейчас идет в Пушкинском музее, – самое успешное с финансовой точки зрения сообщество художников новейшего времени. Работы Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Франка Ауэрбаха ставят рекорды на аукционах. Но что заставляет людей платить бешеные деньги за искаженные пропорции и разлагающуюся плоть? Ирина Удянская пытается разобраться, в чем прелесть уродливого и почему оно притягательно для коллекционеров.
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Тревога, вирус и белая обезьяна

Период самоизоляции в Москве завершился, но вирусологи не исключают вторую, осеннюю, вспышку коронавируса. Яков Кочетков, клинический психолог, директор Центра когнитивной терапии, предложил на Spear’s Club способы сохранить бодрость духа и принимать эффективные решения во время пандемии.
Я - город

Заседание очередного Spear's Club состоялось еще в мирное время - незадолго до того, как пресловутая пандемия отсекла нашу глобализованную аудиторию от привычной возможности глобализованную аудиторию от привычной возможности перемещаться между странами и даже в более узком пространстве - внутри собственного города. Отличный момент, чтобы порассуждать на тему городской социологии с ее признанным знатоком Виктором Вахштайном. Это дискуссия о том, что такое мы в городе, и что такое город в нас.
Наследники фортуны

Первое поколение капиталистов, создавших состояние в постсоветской России, уже сейчас находятся на пороге передачи капитала наследникам. Смогут ли дети приумножить богатство отцов? Влияет ли размер капитала на будущее наследников? В истории есть удивительные примеры.
Оставить комментарий