Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/uzhe-ne-ico-esche-ne-metavselennaya
Дата публикации 22.02.2022
Рубрики: Экспертиза , Идеи и рекомендации
Напечатать страницу


Уже не ICO, еще не метавселенная


Кирилл Шмидт – о том, что блокчейн тоже является частью вселенной. И не только криптовалютной, но и будущей метавселенной, в которой мы все довольно скоро окажемся. Инвесторы в связи с этим могут обратить внимание на инфраструктуру нового дивного мира.


В октябре 2008 года Сатоши Накамото опубликовал white paper биткоина. Спустя ровно 13 лет, в октябре 2021 года, Марк Цукерберг объявил о смене названия своей корпорации на Meta, чтобы подчеркнуть свою новую глобальную цель – создание метавселенной.

Свой подростковый возраст биткоин привычно встретил на первой позиции по капитализации среди всех криптовалют, как и прежде, он заставляет нервничать законодателей и финансовых регуляторов по всему миру и приковывает к себе неравнодушные взгляды инвесторов и спекулянтов.

Но, пожалуй, самое интересное, что рынок криптовалют, прародителем которого он стал, никогда еще не был так неразрывно связан с технологическим мейнстримом, обозначенным Марком Цукербергом и подхваченным всем остальным миром.

Взрослые игры

Многие события на рынке криптовалют в прошлом году произошли с приставкой «впервые».

  • Крупнейшая американская криптовалютная биржа Coinbase впервые провела IPO и стала, по сути, бенчмарком для оценки капитализации всех остальных компаний, связанных с этим рынком.
  • SEC впервые разрешила запустить ETF на биткоин (пока, правда, в его основе лежат фьючерсы).
  • Впервые целая страна – Сальвадор – признала биткоин законным платежным средством.
  • Аукционный дом Christieʼs впервые провел торги за право обладания NFT-токеном, который в итоге был оценен в 69 млн долларов.
  • Биткоин впервые достиг стоимости 67 тыс. долларов, капитализация биткоина впервые превысила отметку в 1 трлн, а общая капитализация всего рынка – в 3 трлн долларов.

Впрочем, 2021 год стал для рынка криптовалют знаковым не только с точки зрения новых ценовых рекордов. Основной итог – это качественные изменения.

Прошлый ценовой пик рынка был достигнут на фоне бума ICO, когда большинство проектов обещали заведомо недостижимые результаты. В отличие от 2017 года рост рынка в 2021 году во многом опирается на уже состоявшиеся бизнес-модели, за которые потребители голосуют своими деньгами.

Особенно это заметно в сегменте децентрализованных финансов (DeFi). Крупнейшие протоколы DeFi, такие как Uniswap, Aave, SushiSwap и другие, совместно формируют выручку более 10 млн долларов ежедневно. В ноябре 2021 года суммарная выручка этих протоколов составила полмиллиарда долларов.
KS_Monthly_DeFi_revenue

Другими словами, если в эпоху ICO деньги привлекались под несбыточные проекты, то сейчас протоколы сами платят деньги своим пользователям.

Сильно изменилось и отношение корпоративного мира к блокчейн-компаниям. Большое количество игроков, начиная такими столпами банковского мира, как VISA и MasterCard, и заканчивая такими «классическими» венчурными компаниями, как Andreessen Horowitz, проявили финансовый интерес к этому рынку.

По данным The Block Research, объем сделок M&A в 2021 году в этом сегменте превысил 6 млрд долларов, увеличиваясь на 730% год от года. Общий объем инвестиций, привлеченных в индустрию, достиг отметки в 25 млрд долларов, что почти в два раза превысило суммарный размер инвестиций за предыдущие шесть лет.
KS_Venture_and_private_investments

По крайней мере 65 компаний, связанных с криптовалютным рынком и технологией блокчейн, достигли статуса юникорна, то есть их рыночная оценка равна или превышает 1 млрд долларов. Причем 40 из них получили такой статус как раз в 2021 году.

Даже с учетом фронтального роста всех финансовых рынков в прошлом году это достойный результат для всей индустрии.

Глядя на эти цифры, уже довольно трудно утверждать, что рынок принадлежит только гикам от криптографии и что серьезные экономисты, умеющие считать внутреннюю стоимость активов, обходят его стороной.

В 2021 году было зафиксировано еще два последовательных рекорда. В июне ветеран венчурного рынка компания Andreessen Horowitz объявила о создании крупнейшего фонда, инвестирующего в блокчейн-стартапы на рекордную сумму 2,2 млрд долларов. Но уже в ноябре венчурная компания Paradigm объявила о создании своего фонда размером 2,5 млрд долларов.

Куда пойдут эти деньги? Под какие знамена, во имя какого инвестиционного тезиса венчурные управляющие собирают эти фонды? Можно выделить несколько основных направлений.

DeFi (Decentralized Finance)

Децентрализованные финансы – это термин, который объединяет все классические финансовые услуги, такие как биржевая торговля, кредитно-депозитные услуги, страхование и прочее, но реализованные на блокчейне. Все операции в таких протоколах проходят на смарт-контрактах без необходимости привлечения таких классических посредников, как банк, биржа, страховая компания.

Если биткоин позволил совершать денежные переводы без контрагента в лице банка, то DeFi идет еще дальше и исключает посредников и в других, более сложных финансовых операциях.

Total Value Locked (TVL), совокупная сумма средств, размещенных в DeFi-протоколах, выросла до 86,7 млрд долларов по итогам 2021 года. Это соответствует росту в 3,2 раза за один год (TVL на декабрь 2020 года – 26,6 млрд долларов) и росту более чем в восемь раз за два года (TVL на декабрь 2019 года – 10,3 млрд долларов).

DAO (Decentralized Autonomous Organization)

Любое юридическое лицо, корпорация создаются с целью координации усилий – через объединение финансового капитала и человеческих ресурсов. Криптоэкономика нуждается в соответствующих ее скоростям и независимости инструментах управления. Децентрализованная автономная организация – это аналог корпорации, но созданной на блокчейне. На кошельке DAO могут храниться различные криптоактивы, включая NFT, а решения по ним могут приниматься либо голосованием, либо в автоматическом режиме, по правилам, заранее записанным в смарт-контрактах DAO.

Чтобы представить, какие задачи способна решать такая организационная форма, достаточно привести пример ConstitutionDAO. Группа энтузиастов создала это DAO для участия в аукционе Sotheby’s, на котором выставлялся уникальный экземпляр Конституции США, с целью выкупить этот артефакт и передать его в музей.

Всего лишь за одну неделю DAO сумело объединить более 17 тыс. человек и собрать более 40 млн долларов для участия в аукционе.

NFT (Non Fungible Tokens)

Некорректно сводить NFT только к пиксельным картинкам, которые почему-то продаются за миллионы долларов. Это лишь одно, пусть и очень яркое проявление этой технологии.

NFT для creative economy – это примерно то же самое, что AirBnB для рынка недвижимости.

Для любого автора, неважно, что он создает – картины, видео, текст или строчки кода, NFT открывает путь на глобальный мировой рынок и дает прямой доступ к своим потенциальным потребителям, заказчикам и фанатам.

Каждый создатель теперь теоретически может обойтись без издателя, галериста, музыкального лейбла или социальной сети и доставить свое творение напрямую своим клиентам. Получить оплату своего труда теперь можно также напрямую, минуя всех посредников и дистрибьюторов своего произведения.

Последние шесть месяцев обороты на OpenSea, крупнейшем маркетплейсе NFT, не падают ниже 2 млрд долларов, а за неполный январь 2022 года оборот уже составил 4,6 млрд долларов. Сам маркетплейс 5 января 2022 года закрыл новый раунд по оценке 13,3 млрд долларов, хотя еще в июне прошлого года оценивался в 1,5 млрд долларов.

Play-to-Earn

По некоторым оценкам, весь рынок NFT состоит на 60% из Art and Collectibles, а остальные 40% – это игровые предметы. Около 3 млрд человек играют в компьютерные игры. Конечно, не все из них тратят хоть какие-либо деньги на игровой процесс, многие играют в бесплатные игры. Еще меньшее количество людей вовлечено в процесс покупки-продажи внутриигровых предметов.

Тем не менее эта легкая и доминирующая сейчас концепция Play-for-Fun может уступить свои позиции более агрессивной и конкурентоспособной Play-to-Earn. Добавление в игровой процесс соответствующей токеномики, которая вознаграждает игроков за их активности и время, проведенное внутри игрового процесса, а также NFT, которые будут подтверждать право собственности игрока на те или иные цифровые предметы (скины, оружие, участки земли), могут стать «секретным соусом» для привлечения новобранцев не только в локальные игровые миры, но и в будущие метавселенные.

Блокчейн и мы

Можно по-разному относиться к биткоину и другим криптовалютам в целом. Но если согласиться с тем, что метавселенная – это тренд на несколько десятков лет вперед, то придется принять тот факт, что представить себе метавселенную без блокчейн-технологии невозможно. Ее просто нельзя построить без инструментов Web 3.0:

  • DAO как инструмента взаимодействия децентрализованных сообществ;
  • NFT как института собственности на цифровые и не только активы;
  • DeFi и Play-to-Earn как дизайна экономических стимулов внутри цифровой экономики.

Уже сейчас мы живем в частично виртуальном мире, начиная с удаленных рабочих мест и заканчивая вечеринками в Zoom. Вне зависимости от того, как будет называться в итоге наше будущее – цифровая экономика, Web 3.0, метавселенная или как-то еще, блокчейн будет проникать в нашу повседневную жизнь с той же неизбежностью, как это сделал когда-то интернет.

Это приведет к переделу рынков и появлению новых лидеров, а значит, и к возникновению новых инвестиционных возможностей, сопоставимых с эпохой раннего интернета.


Кирилл Шмидт, основатель консалтинговой компании Wealthcare.ru


Источник: SPEAR'S Russia