У вас недостаточно золота, или Как нафармить голды
Владимир Лупенко – человек взрослый и с виду солидный – не только разбирается в компьютерных играх, но и знает, как на них заработать. Своим знанием он делится с PBWM.ru.

Владимир Лупенко
партнер Financial Consulting Group
Игровая индустрия давно вышла за рамки специфической формы развлечений и стала отраслью с многомиллиардным оборотом. Только за 2011 год продажа игровой продукции в мире принесла около 75 млрд долларов, что на 10,4% больше по сравнению с прошлым годом. Это одна из немногих отраслей, где доход более чем на 70% превысил прогнозы, сделанные экспертами еще в кризисном 2008 году. Причем столь фантастические доходы удалось получить за счет того, что инвесторы и разработчики сфокусировались на онлайновом секторе.
В совокупности рынок онлайн-игр в 2011 году увеличился на 23% – до 20 млрд долларов, а по прогнозам экпертов, уже в 2013 году он может вырасти до 26,7 млрд. В то же время необходимо отметить, что основные продажи пришлись на сетевые компьютерные игры (Massively Multiplayer Online Game, MMOG), в которые одновременно могут играть от нескольких десятков до сотен тысяч игроков. Такие результаты не удивляют, так как превалирующее число онлайн-игр составляют фанаты жанра MMOG (66,2%). С большим отрывом вторую строчку занимают пользователи казуальных игр – 33,4%, почетное третье место достается играм в социальных сетях, которыми «заражены» более 21% геймеров.
Если говорить о жанре MMORPG, то росту его популярности среди игроков способствовали в первую очередь легендарные Lineage 2 и World of Warcraft, занимающие 68% рынка. Компания Blizzard (разработчик игр Diablo, World of Warcraft, StarCraft) продемонстрировала инвесторам, насколько эффективна бизнес-модель, в рамках которой миллионы человек готовы ежемесячно вносить абонентскую плату. Но в то же время сверхприбыльный проект Blizzard World of Warcraft оказал неоднозначное влияние на индустрию, создав миф о том, что, используя такой инструмент, как абонентская плата, можно получать многомиллиардные доходы.
Западным инвесторам, аналитикам и, конечно, простым игрокам и поныне кажется, что другого пути сделать инвестиционный проект прибыльным нет. Но азиатский рынок онлайн-игр демонстрирует обратное, он поражает разнообразием бизнес-моделей.
Наиболее ярким примером служит бизнес-модель вышеупомянутой World of Warcraft на китайском рынке: пользователь оплачивает игровое время по схеме pay per hour (почасовая оплата). Не менее популярная в мире Guild Wars в том же Китае окупается за счет выпуска дорогостоящих обновлений, выходящих с определенной переодичностью. Наконец, некоторые нишевые проекты, такие как Slapshot, делают ставку на внутриигровую рекламу.
Однако одной из самых интересных и перспективных бизнес-моделей является система микротранзакций. Покупая игровую валюту, геймер получает возможность приобрести разнообразные игровые «преимущества», причем одна из главных особенностей этой системы заключается в том, что поддержка серверов и прибыль генерируется за счет небольшой прослойки состоятельных пользователей, давая менее обеспеченным право бесплатной игры. Успех этой системы был «высчитан» не аналитическими отделами компаний, инвертирующих в разработку игр, а непосредственно самими игроками, точнее, внутриигровым рынком.
Поскольку геймеры – люди увлеченные, они готовы тратить значительные суммы на внутриигровые предметы, имеющие определенные свойства. Неудивительно, что это спровоцировало появление «черных продавцов», которые за вполне себе реальную валюту продавали виртуальные предметы. «Черные» продажи ценных предметов и игровой валюты в свое время росли как на дрожжах, и никакие контрмеры не помогали. В результате азиатские разработчики решили легализовать часть внутриигрового рынка, лишив заработка «профессиональных» геймеров.
На мой взгляд, одним из наиболее выдающихся с коммерческой точки зрения проектов в рамках модели free-to-play является MapleStory – довольно простая двухмерная MMORPG, которая распространяется абсолютно безвозмездно, но в то же время может похвастаться 50 млн зарегистрированных пользователей. Причем способ получения дохода – один из самых неоднозначных: у каждого игрока есть возможность превратить своего скучного персонажа в веселого Чубаку из «Зведных войн» всего лишь за доллар. Столь простые решения и ставка на психологию пользователей позволяют сделать игру прибыльным бизнесом и привлекательным объектом для инвестиций, обходясь без «абонентской платы», которая негативно отражается на количестве игроков в долгосрочной перспективе.
Перспективы онлайн-игр крайне интересны, так как в мире насчитывается более 500 млн активных (совершивших хотя бы один платеж в течение года) геймеров, причем их количество к 2013 году может увеличится до 734 млн. В России у онлайн-игр было зафиксировано более 25 млн пользователей в 2011 году. В условиях стремительного развития широкополосного доступа в Интернет уже в 2013 году рынок компьютерных онлайн-игр в России перевалит за отметку 1 млрд долларов. В основном российская аудитория растет за счет мобильных приложений и игр в социальных сетях, но со временем у пользователей будет больше возможностей для погружения в полноценные «виртуальные миры», имеющие свою собственную платформу и графический движок.
Источник: PBWM
Переоценка предпринимателя

Предпринимательский дух и предпринимательское мышление – это особая эфирная материя, дар, сравнимый с художественным, или генетическая предрасположенность, похвастаться которой могут совсем не многие. По крайней мере, так об этом рассуждают многие успешные бизнесмены. Кто-то даже настаивает, что значительная часть их работы экземплифицирована. Нельзя научить другого ни умению рисковать и хорошо себя чувствовать в «драке», ни умению трезво мыслить в условиях неопределенности, ни способности долго терпеть и откладывать собственное вознаграждение. Однако такой взгляд на предпринимательство кажется чересчур комплиментарным, как обстоит дело с точки зрения поведенческой и нейроэкономики, объясняет Ксения Паниди.
Облигации: старый новый друг

Текущий год был, без преувеличения, переполнен событиями для инвесторов. Учитывая состояние рынков и глобальной экономики, сейчас как никогда важно подумать о правильном позиционировании портфелей до конца года. И в этом контексте, утверждает Денис Асаинов, один из главных вопросов, на который предстоит ответить, – будет ли «новогоднее ралли» на рынках?
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Сервиз на миллион

Ксения Апель – об одном из самых «эстетских» аукционов Sotheby's. Значительную часть лотов на майских торгах составит непревзойденный фарфор Севра, на примере которого можно изучать эволюцию стилей в искусстве.
Волшебный мир русской иконы

27 апреля в Третьяковской галерее открылась выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания». На ней представлены экспонаты из коллекции Александра Шарова – историка, археолога, предпринимателя и мецената. Частные собиратели сыграли особую роль на отечественном рынке икон: именно они прекратили их вывоз за рубеж, а потом вернули те произведения, которые когда-то покинули пределы страны. Нынешний общественно-политический контекст, а также пауза в международном музейном обмене явно выведут выставки икон на первое место, подтолкнут большие государственные музеи к более активному сотрудничеству с частными коллекционерами. Выставка в Третьяковке, которая продлится до середины августа, дает возможность увидеть более 70 икон, многие из которых ранее не выставлялись, а другие были расчищены от поздних записей относительно недавно. О своей искренней любви к древнерусской иконе, ее бесценности и независимости от рыночной конъюнктуры Александр Шаров рассказал в интервью WEALTH Navigator.
Фарфоровая лениниана

Ксения Апель – о постреволюционном агитационном фарфоре, который в значительной мере следует предшествующим художественным традициям.
Заряженные на рекорд

Фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» проводится с 2011 года и регулярно пополняет Книгу рекордов России новыми достижениями. В этом году свой след на байкальском льду и в истории российских рекордов оставили два премиальных электромобиля молодой марки.
Комментарии (3)
Anonymous 13.06.2012 12:48
Чтобы кого-то откуда-то вывести, надо что-то производить. Можно ли производство игр считать производством? Как, например, производство кроссовок или автомобилей?.. Думаю, это крайне некризисоустойчивая индустрия
Витс Виктор 13.06.2012 02:30
именно эти игры могут стать очередным "продуктом", который выведет мировую экономику из кризиса... как бы это парадоксально не звучало.
Anonymous 09.06.2012 20:00
Заголовок прекрасный!
Оставить комментарий