Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/tsifrovizatsiya-zdorovogo-obraza-zhizni
Дата публикации 21.05.2021
Рубрики: Индустрия
Напечатать страницу


Цифровизация здорового образа жизни


Показав устойчивость в пандемию, рынок медицинского страхования готов к дальнейшему росту. Почему в его основе должны и будут лежать цифровые технологии, а страховщики не смогут игнорировать набирающий силу тренд на здоровый образ жизни, в интервью SPEAR’S Russia рассказал председатель Совета директоров Страхового Дома ВСК Сергей Цикалюк.


Любой кризис – это испытание, вскрывающее проблемы и слабые места. Какие слабые места обнажила нынешняя пандемия в системе здравоохранения? В какой мере та оказалась готова к этому испытанию?

Очевидно, пандемия вскрыла множество проблем в большинстве стран. И Россия здесь не стала исключением. О конкретных сложностях я бы предоставил судить экспертам медицинской отрасли, к которой не принадлежу. Но совершенно ясно, что пресловутая оптимизация медицины, которая состоялась в нашей стране несколькими годами ранее вопреки рекоменда­циям и предупреждениям специалистов, когда прошли сокращения врачей, коек, стационаров, не помогла нам в ответе на этот кризис. Особенно в его начале, прошлой весной. Ведь доходило до абсурда, когда в одном из регионов больного привезли на неотложке к зданию администрации с вопросом: что делать?

И что сделали?

Конечно, постепенно ситуацию удалось нормализовать. Например, в кратчайшие сроки построили госпиталь в Коммунарке. Продемонстрировали, что мы герои – строители, врачи. То есть героически справились с проблемой, хотя до этого героизма можно было не доводить.

Из всей этой истории напрашивается очевидный вывод: к компетенции, экспертизе, знаниям профессиональных людей надо относиться с уважением. Их надо слышать и понимать. Это поможет избежать многих проблем в самых разных областях. В медицине и организации здравоохранения – как в частном случае. Но основной вывод значительно шире. Работа в условиях пандемии повлияла на улучшение и укрепление медицинского обслуживания в Москве и других субъектах России. Основную и лидирующую роль здесь, конечно же, сыграло государство, оперативно направляя бюджетные средства на поддержку медицинских учреждений, на борьбу с пандемией, уделяя пристальное внимание дополнительным выплатам врачам, медицинскому персоналу разных уровней, водителям автомобилей скорой помощи.

Хорошо, а что со страховой отраслью? Она встретила пандемию во всеоружии?

Встретили по-разному. Надо понимать, что, с одной стороны, страховое сообщество несет социальную нагрузку, но с другой – мы предприниматели. Поэтому кто-то сразу попытался начать продавать страховой продукт с условным названием «антиковид», хотя по покрытию он ничем или мало чем отличался от стандартных продуктов. Мы в ВСК от таких идей сразу отказались, не стали на этой проблеме спекулировать. Вместо этого начали системно работать со своими клиентами, партнерами, чтобы общими усилиями преодолеть этот кризис.

Как именно?

Если говорить о медицинской стороне вопроса, то на начальном этапе это были и помощь в сдаче тестов, и организация взаимодействия с лечебными учреждениями. В последнее время – помощь по реабилитации пациентов, переболевших этой очень неприятной болезнью. И здесь я уверенно и профессионально скажу, что как мы сами, так и наши коллеги с этой задачей хорошо справляемся.

В целом вы довольны, как ВСК прошла через пандемию?

Мы были бы довольны, если бы не потеряли людей – двух наших сотрудников, которые ушли из жизни из-за ковида. Достаточно много людей переболело – и в центральном офисе, и в регионах.

В то же время в течение этого года не были нарушены бизнес-процессы. Мы нашли новые формы общения как внутри компании, так и с клиентами.

Мы усовершенствовали многие наши сервисы. Скажем, отладили систему дистанционной пролонгации договоров, дистанционного урегулирования убытков. Клиенты это увидели и оценили. Все это очень важный опыт, который накоплен благодаря работе в условиях пандемии.

Итак, коронавирусный кризис в прошлом?

В марте мы собрали директоров филиалов ВСК в Москве. Таких встреч у нас не было фактически год. Вот тот пессимистичный настрой, информационный фон, который создавала эта болезнь, на нас так не отразились. Мы ожидали худшего, но этого худшего не произошло. Это очень важно.

Ну и мы видим по результатам I квартала, что бизнес и экономика в целом потихоньку восстанавливаются. Можем судить об этом в том числе по своим сборам. Январь, февраль и март текущего года – лучший I квартал по продажам за все 30 лет работы компании ВСК страховых продуктов вообще и полисов ДМС
в частности.

Как прошел этот период ваш медицинский бизнес?

Мы довольны. Несколько лет назад мы определили для себя медицинское направление как стратегически важное для развития ВСК. В прошлом году мы показали, наверное, самые высокие темпы роста в сегменте ДМС из первой десятки компаний. Притом что рынок просел примерно на 2%, рост наших продаж полисов добровольного медицинского страхования составил около 30%. Это тоже говорит, с одной стороны, о доверии к нам, с другой – о нашей очень четкой, ясной, убедительной позиции профессионалов.

В ТРЕНДЕ

От борьбы с болезнями к профилактике. Тренд под названием «здоровый образ жизни» в последние годы явно набирает обороты. Вы как страховая компания его ощущаете?

Ощущаем. Население России теперь больше заботится о своем здоровье, и это общемировая тенденция. Люди начинают следить за питанием, заниматься спортом, носят различные мониторы здоровья. С этим растет спрос и на более квалифицированное медицинское сопровождение. Люди, особенно более молодое поколение, требуют больше изменений в продуктах.

Каких именно изменений?

Они должны больше быть заточены не на реакцию на проблемы (заболел зуб – идешь по страховке вырывать), а на упреждение. На прогноз возможных проблем со здо­ровьем, болезней. Задача – сделать так, чтобы предупредили, сказали, как себя вести, чтобы этой боли не возникло. Каким видом спорта тебе стоит заниматься. Каким должно быть питание. Как правильно отдыхать. Как себя вести. Это работа с диагностикой, со статистикой.

Подобные подходы уже инструментально выражаются в страховых продуктах?

Такой практический опыт уже есть у ряда мировых брендов. И к нам постепенно уже приходит. Мы со своей стороны тоже формируем такое предложение, работаем над этой темой. Будем расширять предложение страховых продуктов для людей, ведущих здоровый образ жизни. Это выстраивает отношения с клиентами на совершенно новых началах. Конечно, такой подход должен приводить к сокращению издержек, которые они несут в медицину. В конечном итоге мы стремимся к тому, чтобы люди получили новый, правильный, надежный сервис по справедливой цене.

Что скажете о новомодной концепции «управления здоровьем»? Примеряете ее на себя?

Лично я не просто примеряю, но активно практикую – и через правильное питание, своевременное обращение к врачам за получением диагностики, и через регулярные занятия спортом. Перед нашим разговором сегодня с утра пробежал 10 км. Люблю заниматься по утрам. Кручу эллипс и параллельно работаю, общаясь с нашими директорами филиалов в Сибири и на Дальнем Востоке. У нас еще раннее утро, а у коллег уже в разгаре рабочий день.

А на компанию?

Тот же подход мы активно продвигаем и в ВСК. Тут же очень важно верить в это самим. У нас молодой и спортивный коллектив. Вот в начале апреля коллеги съездили на марафон в Сочи. Одна из коллег даже попала в десятку лучших. У нас есть свои команды по волейболу, хоккею. Есть свой фитнес-зал, где люди могут получить и физическую нагрузку, и эмоциональную разгрузку. Мы приглашаем специальных тренеров. Важно, чтобы эти занятия не навредили здоровью наших коллег.

Все это – наше отношение как компании к вопросам, связанным со здоровым образом жизни и рациональным поведением для укрепления здоровья. Так что сапожник без сапог – это не про нас.

Как вы собираетесь добираться до молодежи, адептов ЗОЖ, которых хотите видеть среди своих клиентов?

Опять же, через гаджеты. Через доступные сервисы. Через умение предупреждать человека заранее о возможных проблемах с его здоровьем. Но думаю, нам не надо уже здесь особенно беспокоиться, потому что молодежь сама хочет в этом участвовать и ждет подобных продуктов.

С точки зрения таких технологий российская страховая отрасль, возможно, еще пока не первая в мире, но точно стараемся не отставать. Наши технологии вполне совершенны и во многом соответствуют этим мировым стандартам.

Еще одно порождение ЗОЖ, помноженное на кризис среднего возраста, – триатлон, который с некоторых пор в повальной моде. Особенно у бизнесменов. Есть какие-то специальные страховые продукты для этой категории клиентов?

Да, мы знаем этих людей и с ними работаем. Со многими находимся в партнерских отношениях. Скажу больше: в ВСК есть своя команда по триатлону. И мы это направление считаем очень важным. В прошлом году начали сотрудничать с Ironstar – крупнейшим в России организатором соревнований по триатлону для профессионалов и любителей.

Что касается специализированных продуктов, то у нас есть страховки от несчастного случая, включающие покрытие от разнообразных травм во время соревнования или тренировки. Сейчас работаем над новым решением содержания страховых программ для наших партнеров. Дополняем полисы сервисами ДМС, которые могут понадобиться спортсмену – и на критический случай, и на каждый день.

БУДЕТ ПРОРЫВ

Куда дальше пойдет этот рынок?

Медицинские учреждения и страховые компании сегодня ищут некий симбиоз, который удовлетворил бы всех. Я думаю, нахождению этого баланса, конечно, поможет цифровизация. В ВСК в позапрошлом году принята и реализуется стратегия цифровой трансформации.

Вообще, рынок идет в цифровую эру, и в связи с этим я бы отметил важную роль государства, которое в рамках национального проекта «Цифровая экономика» активно проводит цифровизацию госуслуг, процессов взаимодействия с бизнесом, Центральный банк активно способствует цифровизации взаимодействия всех участников финансового рынка.

Мы со своей стороны активно обсуждаем соответствующие программы с правительством и Центральным банком в отношении страховой отрасли. В марте наш заместитель генерального директора по развитию бизнеса Ольга Сорокина приняла участие в обсуждении стратегии цифровой трансформации отраслей под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Что вы предлагаете?

Позиция нашей компании в том, что от специализированных дорожных карт цифровизации отраслей необходимо переходить к цифровизации межведомственных, кросс-отраслевых сквозных процессов. Именно в таких кейсах государственный уровень внимания и участия поможет обеспечить ощутимый результат изменений для потребителей – повышение доступности услуг.

Яркий пример как раз – страховая медицина. Этот сегмент растет, оставаясь одним из немногих драйверов роста отрасли страхования в целом. Развитие этого направления страховых сервисов напрямую способствует повышению доступности медицинских услуг для граждан. Определяющее влияние на потенциал дальнейших позитивных изменений оказывают два регулятора – Центробанк и Минздрав, которым важно работать в тесном взаимодействии. И мы в свою очередь поддерживаем такой диалог и активно участвуем, представляя наши предложения руководству ведомств и правительства, курирующих вопросы цифровизации.

А именно?

ВСК сформулировала конкретные предложения по цифровизации и регулированию документооборота между страховыми компаниями и лечебными учреждениями, по доступу к электронной медицинской карте застрахованного. Мы считаем, что эти инициативы заложат фундамент для цифрового ДМС и повысят доступность высококвалифицированной медицинской помощи для граждан.

Что это даст?

Например, возможность снизить операционные расходы и как результат дать на рынок более доступные тарифы, чтобы ДМС-полис стал доступен большему числу граждан. Доступ к данным ЭМК позволит предложить потребителям новые услуги и продукты – телемедицину, превентивную профилактическую медицину, безбумажную медицину. И в целом выведет сектор на качественно иной уровень взаимодействия гражданина, лечебных учреждений и страховых компаний вне зависимости от того, где и по какой системе страхования была получена медицинская услуга. Наши устремления направлены на то, чтобы каждый гражданин имел возможность получить свое­временную и качественную медицинскую помощь по доступной цене. Чтобы работали механизмы системной профилактической поддержки здоровья.


Источник: Spear's Russia