

Михаил Лобанов
Управляющий партнер фонда Target Global.
От пузырей не существует “лекарства”. Единственный выход, к сожалению, – дать им вырасти и лопнуть
Виталик Бутерин, основатель Ethereum
Последние четыре месяца инвесторы, аналитики и просто интересующиеся современными финансовыми технологиями люди внимательно наблюдают за колебаниями на рынке криптовалют – их общая рыночная капитализация на 28 августа 2017 года составила более 155 млрд долларов, что почти на 80% превышает значение на конец июля и в пять раз больше средней капитализации в апреле. Bitcoin остается лидирующей криптовалютой: его стоимость на 28 августа 2017 года – более 4300 долларов (что значительно больше цены в середине июня, которая почти достигала 3000, и несравнимо с апрельскими значениями, колебавшимися на уровне 1200 долларов).
Несмотря на то что Bitcoin удерживает лидирующие позиции, его доля в общей рыночной капитализации значительно упала с начала весны 2017 года – если раньше она не опускалась ниже 80%, то сегодня составляет немногим больше 45%. В середине июня Ethereum почти сравнялся с Bitcoin, однако вскоре после этого разрыв снова увеличился – сегодня Ethereum занимает 21% рынка. Третью позицию удерживает Ripple, у которого, правда, всего 5% рыночной капитализации.
Абсолютными лидерами являются три упомянутые выше криптовалюты, однако постепенно влияние усиливают и другие игроки. Мы постараемся более подробно проанализировать основные криптовалюты, чтобы разобраться, чего стоит ожидать от рынка в ближайшем будущем.
Ethereum был впервые предложен в 2013 году Виталиком Бутериным, канадским программистом с российскими корнями, сооснователем и бывшим редактором журнала Bitcoin Magazine. В июле 2015-го сеть наконец была запущена.
Между Bitcoin и Ethereum есть существенная разница. Bitcoin создавался как альтернатива фиатным валютам – доллару, евро и другим, и суть его состояла в полной децентрализации денежной системы и освобождении ее от государственных и банковских ограничений – криптовалюта, в отличие от привычных нам денег, не имеет центра эмиссии и не поддается манипуляциям со стороны третьих лиц, однако легко может использоваться для проведения денежных переводов или расчета в рамках транзакций. Проводимые с Bitcoin сделки нельзя отменить, платежи между двумя сторонами не требуют участия посредников, а средства могут быть заморожены только самим владельцем.
Ethereum, в свою очередь, представляет собой новое поколение технологий на цифровом рынке. Это платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна, в основе которых лежит технология смарт-контрактов. У Ethereum есть своя криптовалюта, получившая соответствующее название – эфир.
Простота использования привела к активному распространению Ethereum в разных областях. На сайте State of the Dapps, который ведет учет основных децентрализованных приложений на базе Ethereum, представлено уже более 600 таких приложений. Кроме того, Ethereum используется в корпоративном сегменте: в феврале 2017 года была создана Enterprise Ethereum Alliance (EEA) – организация, поставившая себе целью использовать технологию Ethereum для корпоративных нужд. Среди участников – Accenture, Banco Santander, CME Group, Intel, J.P. Morgan, Microsoft, Credit Suisse и другие.
Третья среди лидеров рынка – криптовалюта Ripple, запущенная в 2012-м. Ripple – это распределенная платежная система с открытым исходным кодом, в рамках которой существует одноименная криптовалюта (XRP) в качестве внутренней платежной единицы. Технология Ripple базируется на «принципе доверия»: представьте, что вы с другом можете отправлять друг другу деньги по каналу, который открывается с помощью пароля, известного только вам двоим, – так работает Ripple. Для взаимодействия с внешним миром существуют «шлюзы» – связующие звенья между сетью Ripple и любыми сервисами, позволяющие совершать мгновенные покупки в один клик.
Ripple пользуется поддержкой именно в финансовой, в особенности банковской среде, поскольку позволяет осуществлять трансграничные платежи без необходимости платить высокие комиссии. Первым пользователем Ripple среди банков стал Fidor Bank, знаменитый мобильный банк, базирующийся в Германии, – он начал работать с системой еще в 2014 году. С тех пор сеть банков, использующих Ripple, разрослась до нескольких десятков. В октябре 2016-го SBI Ripple Asia запустили японский консорциум банков в новой сети, использующей технологию Ripple для платежей и расчетов, – в него вошли 42 банка-участника. В сентябре 2016-го Ripple объявил о создании первой межбанковской группы международных платежей на основе распределенных финансовых технологий (членами стали Bank of America Merrill Lynch, Santander, UniCredit и другие).
Bitcoin, Ethereum и Ripple занимают большую часть рынка криптовалют. Остальные игроки существенно отстают по объемам рыночной капитализации – к ним относятся Litecoin, NEM, Dash, IOTA и Monero, а также еще несколько сотен криптовалют более мелкого масштаба. Основная проблема рынка заключается в том, что конкретного применения проектов, использующих эти валюты, пока практически нет. Валюты в большинстве своем нужны для оплаты транзакций на соответствующих блокчейнах, однако стоимость их уже приближается к стоимости денежной массы в некоторых странах, а оплатить что-то реальное ими по-прежнему нельзя.
Представьте, что к вам как к инвестору приходит предприниматель со словами: «У меня есть гениальная идея, способная перевернуть мир. Она имеет огромный потенциал, но оценка моей уникальной компании – 1 млрд долларов». Каковы шансы у такого отчаянного оптимиста получить инвестиции? Как правило, невысокие. В существующих реалиях рынка, если он выпускает при этом какую-нибудь криптомонету, его финансируют даже по такой непомерной оценке. Инвесторы покупают криптовалюту в надежде на будущий успех (часто без объективных, а иногда вообще без каких-либо на то причин), что провоцирует резкий рост цен. Именно поэтому мы как венчурный фонд Target Global и управляющая компания Target Asset Management считаем, что в настоящий момент следует быть крайне осторожными с инвестициями в криптовалюты – нынешнее положение вещей не отличается от пузыря доткомов в конце 1990-х годов, лихорадки Компании Южных морей или тюльпаномании. Работая долгое время на фондовом рынке, мы не раз видели, что история повторяет себя, – однако рынок, к сожалению, имеет короткую память. Когда в каждой офисной столовой говорят о биткоине, притом те, кто полгода назад о нем и не слышал, – это время продавать. Так же как и почти 20 лет назад, нужно дать очередному пузырю лопнуть и лишь потом инвестировать в криптовалюты (а в то время – интернет-компании) и удерживать позиции в течение 5–10 лет.
Источник: SPEAR'S Russia #9(71)
Win-win в действии

Два фактора могут оказать существенное влияние на работу любой, даже самой сильной компании. Это резкие сдвиги в экономике и механизмах потребления. В нынешних кризисных обстоятельствах, как впрочем и в любых других, корпорации должны приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить инновационную активность и продолжить развитие. Но где взять новые идеи и проекты и как собрать команды для их реализации? Рассказывает Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК
В траве по пояс

На большей части Северной Америки разрешили употреблять марихуану в рекреационных целях, а за ее пределами – в медицинских, и перед компаниями, которые ищут новые возможности, открылся громадный рынок, пишет Эдвин Смит.
Культурная эволюция

Покупатели из Китая встряхнули рынок альтернативных инвестиций, раздувая цены на самые разные активы – от вин Бордо до живописи. Оленька Гамильтон пытается понять, куда дракон направит свое внимание дальше.
Код безопасности

Пока Big Tech выходит на финансовые рынки, банки сами торопятся превратиться в технологические компании, и героем нашего времени часто становится не клиентский менеджер или инвестиционный управляющий, а программист. Это добавляет удобства и клиентам, и бизнесу, но создает дополнительные возможности для злоумышленников. Глава Swordfish Security Юрий Сергеев рассказал SPEAR’S Russia, сколько ошибок совершают программисты, как дорого они могут обойтись и какие банки следует считать самыми безопасными.
Тотальный wealth management

Вероника Жукова, директор управления финансовых продуктов и развития платформы Sber Private Banking, - о цифровом настоящем, предъявляющем строгие требования всем участникам индустрии управления частными капиталами, и цифровом будущем, которое сделает жизнь хайнета намного удобнее.
Кто побеждает в кибербоях

С каждым годом киберпреступность приобретает все большие масштабы: открытые военные операции, шпионаж и саботаж не так часто выходят на первые полосы СМИ, однако специалистам, разрабатывающим технологии по отслеживанию и нейтрализации угроз, очевидно – бизнес, а иногда и целые государства не всегда готовы противостоять атакующим. Как узнать врага в лицо и выбрать релевантную защиту для себя и своего бизнеса, не тратя баснословных сумм на никому не нужные антивирусы, узнала руководитель А-Клуба Алина Назарова в беседе с Ильей Сачковым, генеральным директором и основателем Group-IB.
Делать мир лучше

Глава Mastercard в России Алексей Малиновский объясняет, как связаны платежная система и культура, и рассуждает о принципиальных идеях и технологической системе, стоящих за маленькими пластиковыми прямоугольниками, а также о том, что может прийти на смену картам.
Окно в Америку

В 2019 году «Фридом Финанс» стала лучшей инвестиционной компанией года по версии SPEAR’S Russia Wealth Management Awards и прошла листинг на NASDAQ. Ее глава Тимур Турлов рассказал журналу об издержках и выгодах присутствия на главной биржевой площадке США, росте инвестиционного спроса в России, эпохе высокой инфляции и главном тезисе успешного инвестора.
Глобальное финансовое зрение

Павел Теплухин, генеральный партнер бутика Matrix Capital, о том, для каких инвесторов последствия санкций остались в прошлом, что произойдет с ценами на российские акции, и какая стратегия позволила фонду облигаций REMFI войти в тройку лучших по соотношению «риск–доходность» на развивающихся рынках.
Как скоро наличные окажутся под запретом?
Кирилл Шмидт рисует мрачную картину наступления эпохи криптоэтатизма. Чтобы вмешаться в нашу жизнь по-настоящему, государству стоит всего лишь иначе взглянуть на деньги.
Письма о криптофинансах: письмо второе
Сегодня «криптовалютами» называют все криптоактивы, существующие на рынке. Однако их технологические решения и – что еще более важно – задачи и экономические стимулы различаются.
Здоровье-менеджмент

Пандемия возвела здоровье в разряд наивысших ценностей человека. Пора взглянуть на него как на ресурс и научиться им управлять, призывает Александр Островский, генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро».
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Тревога, вирус и белая обезьяна

Период самоизоляции в Москве завершился, но вирусологи не исключают вторую, осеннюю, вспышку коронавируса. Яков Кочетков, клинический психолог, директор Центра когнитивной терапии, предложил на Spear’s Club способы сохранить бодрость духа и принимать эффективные решения во время пандемии.
Я - город

Заседание очередного Spear's Club состоялось еще в мирное время - незадолго до того, как пресловутая пандемия отсекла нашу глобализованную аудиторию от привычной возможности глобализованную аудиторию от привычной возможности перемещаться между странами и даже в более узком пространстве - внутри собственного города. Отличный момент, чтобы порассуждать на тему городской социологии с ее признанным знатоком Виктором Вахштайном. Это дискуссия о том, что такое мы в городе, и что такое город в нас.
Наследники фортуны

Первое поколение капиталистов, создавших состояние в постсоветской России, уже сейчас находятся на пороге передачи капитала наследникам. Смогут ли дети приумножить богатство отцов? Влияет ли размер капитала на будущее наследников? В истории есть удивительные примеры.
План по спасению Америки

Первая экономика мира совершает резкие движения вверх-вниз. По данным BEA (Бюро экономического анализа США), в IV квартале 2020 года темпы восстановления экономики замедлились. В III квартале произошел быстрый посткризисный «отскок» рынка и годовой темп роста ВВП составил рекордные +33,4%. В IV тот же показатель опустился до +4%.
Деньги Европы

О Фонде восстановления Евросоюза, а также об отраслях экономики, которые преуспели или пострадали больше остальных, рассказывает Гжегож Селевич, экономист, эксперт Coface по рынкам стран Центральной и Восточной Европы, России и СНГ.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Новая мировая нефтяная война – кому она выгодна?

Павел Теплухин, генеральный партнер Matrix Capital, о том, с чего начался и чем может закончиться новый экономический кризис, кому выгодна нефтяная война, когда рынки придут в равновесие и что сейчас делать инвесторам.
Оставить комментарий