Три вектора ответственности


Ответственные инвестиции – практически неизведанная тема для крупных частных инвесторов из России. Однако интерес к ней начинает зарождаться. SPEAR’S Russia расспросил представителей индустрии private banking & wealth management об отношении их клиентов к responsible investments.

29.03.2010





Ответственные инвестиции

Алексей Голубых
директор управления по работе с состоятельными клиентами ГК «Тройка Диалог»

Индустрия private banking в России сравнительно молода, поэтому проблема responsible investments для российских клиентов сегодня не самая актуальная. Тем не менее в нашей практике есть случаи, когда для клиента важны некоторые ограничения (скажем, по экологическим соображениям инвестиции в разработку недр для него нежелательны). Индивидуальный подход в работе с HNWI позволяет учитывать такие ограничения при размещении активов.

Данило Лацманович
старший партнер компании «Третий Рим»

Если при разговоре об ответственности мы исключим крайние трактовки и криминал, то, в отличие от Запада, тема «ответственных инвестиций» для российского рынка, к сожалению, пока далека. Здесь речь идет не только о желании российских клиентов, а скорее о целом наборе факторов:

  1. Объективно российский рынок очень сконцентрирован и в этом вопросе мало что может предложить, в отличие от западного рынка, где выбор подобных инвестиций и нишевых продуктов существует и в меру популярен. Сами компании не могут рассчитывать на соблюдение государственными структурами правил игры по отношению к ним, поэтому инвесторы, анализируя компанию, скорее, смотрят на финансовые показатели и ее стратегию. При этом, я уверен, российский рынок обязательно отреагирует в случае, если компании будут публично пренебрегать моральными принципами.
  2. Большинство российских компаний, которые сфокусированы на обсуждаемых нами ценностях, например на экологии, сегодня скорее не публичны или вообще являются венчурными проектами. А этим интересуется уже совсем другая группа инвесторов.
  3. Если мы говорим об иностранных инвестиционных продуктах (продуктах сторонних компаний), то после кризиса доверие к финансовым институтам упало и российские инвесторы предпочитают инвестировать в то, что им ближе и понятнее. Мне до кризиса поступали от клиентов запросы на подобные инвестиции, и мы предлагали им продукты международных компаний, которые специализируются на данном направлении.
Олег Шенкер
консультант по инвестиционным стратегиям департамента по управлению крупным частным капиталом «Дойче Банк Россия»

До сих пор никто из наших клиентов не обращался к нам с просьбой исключить из их портфелей «социально безответственные» ценные бумаги, сами же мы не поднимаем вопроса о социальной ответственности наших клиентов при обсуждении их инвестиционных портфелей.
Мы исходим из того, что этот вопрос – осознанный выбор клиента. Мы как финансовые консультанты несем фидуциарную ответственность, поэтому обязаны обратить внимание наших инвесторов на существующие исследования и свидетельства того, что доходность социально ответственных инвестиций может быть ниже аналогичных стратегий без «социальных» ограничений. То есть зачастую клиент должен будет заплатить премию за решение оставаться ответственным. Решение в конечном счете за ним. При этом мы всегда выполним его волю, если он пожелает исключить из своего инвестиционного портфеля определенные ценные бумаги.

Мы придерживаемся концепции открытой архитектуры и не ограничиваем выбор наших клиентов лишь продуктами «Дойче Банка». Социально ответственные инвестиционные продукты сегодня достаточно распространены, и тем, кто к нам обращается, мы можем предложить все их многообразие.

Игорь Рябов
директор по развитию бизнеса «Allianz РОСНО Управление Активами»

Последнее время вопрос о том, во что вкладываются денежные средства, интересует инвесторов все больше с точки зрения социальной ответственности компании, нежели условий вложения.

Оценка финансовой привлекательности компаний с учетом их социальной ответственности – тренд, зародившийся в США в начале 70-х. Возможно, тогда катализатором стала фотография 9-летней вьетнамской девочки, бегущей в сторону фотографа, с обожженной напалмом спиной. Фотография вызвала новую волну протеста не только против войны как таковой, но также и против компании Dow Chemical, выпускающей напалм.

По последним данным, в США доля активов, инвестируемых с помощью дополнительного этического фильтра, стремительно приближается к 15%. Основными инвесторами такого рода являются негосударственные пенсионные фонды, общественные организации и религиозные сообщества. Европа немного отстает. Тем не менее в Германии очень популярны фонды, применяющие экологический фильтр, а во Франции особо строго следят за соблюдением норм охраны труда. Идея отбора, на первый взгляд, достаточно проста: если у компании «чистая» история и она предоставляет равные возможности для своих сотрудников, то она наиболее вероятный претендент для инвестиций.

Если компания производит алкогольную продукцию, получает прибыль от игорного бизнеса или ее деятельность влечет загрязнение окружающей среды, то она минимально интересна инвесторам. В понимании содержимого фондов или компаний инвестору помогают специальные аналитические исследования и рекомендации. Ежегодно при помощи First Affirmative Financial Network и Social Investment Forum проводится конференция, включающая в себя проведение образовательных сессий с участием представителей управляющих компаний, аналитиков и независимых финансовых советников. Достаточно непросто сейчас найти компании, ведущие себя строго в рамках социальной ответственности. Отмечу, что некоторые компании, имеющие, например, военные контракты, но зарабатывающие на них не более 10% от общей выручки, могут входить в список разрешенных к инвестициям. Собственно, главный вопрос – способствует ли компания общему благоденствию – и требует ответа.

Можно предположить, что популярность социально ответственных инвестиций присуща Западу, так как его рынок инвестиций находится в вечном поиске новых трендов, привлекательных для создания невиданных маркетинговых материалов для уставших от классических стратегий, пресытившихся буржуа. В определенном смысле это потакание зеленому тренду, когда даже в продуктовом магазине воспользоваться полиэтиленовым пакетом – дурной тон. И ничего нового опять же не придумали, так как ограничение в способе зарабатывания денег актуально еще с 1758 года благодаря квакерам, которые отказались от участия в работорговле.

Однако я не соглашусь, что данный тренд исключительно прозападный. Тема социально ответственных инвестиций становится интересна и в России. Вопросы «куда и на что идут наши деньги» интересуют многих, особенно после кризиса. Говоря о клиентах нашей компании, могу подтвердить тренд – работать с людьми, которым ничего в жизни, кроме денег, не надо, многим просто не интересно.

Кстати, в России сегодня создаются открытые паевые фонды, где часть собственного вознаграждения управляющей компании направляется на благотворительность. Это может быть и не совсем то, что можно назвать социально ответственными инвестициями, но тем не менее уже хороший сигнал. Остается надеяться, что число людей, которым не все равно, будет расти.

Виктория Латкина
заместитель начальника департамента М2М Private Bank по работе с крупным частным капиталом

Принципы ответственных инвестиций интегрируют в себя рассмотрение социальных вопросов, вопросов государственного управления и вопросов, связанных с окружающей средой, с точки зрения принятия инвестиционных решений, тем самым улучшая качество и увеличивая количество доходов от долгосрочных вложений для собственников бизнеса. Данные принципы реализуются на практике в отношении крупных институциональных инвесторов, чьи вложения широко диверсифицированы и которые имеют большие доли в крупных компаниях. Принимая во внимание то, что М2М Private Bank позиционируется как элитный клуб частных инвесторов и мы управляем личными инвестициями владельцев крупного бизнеса, принципы ответственного инвестирования в том виде, в котором они были разработаны под эгидой ООН, применяются на индивидуальной основе. Тем не менее ответственность перед клиентами является одним из основополагающих принципов нашей работы. Все рекомендации, которые мы даем клиентам касательно их инвестиций, учитывают позицию нашего государства о социальной ответственности бизнеса.

Вероника Жукова
начальник управления по работе с состоятельными клиентами CitiGold (ЗАО КБ «Ситибанк»)

Интерес к ответственным инвестициям только начинает просыпаться в России. Вернее, пока превалируют ожидания потенциальной доходности, и если они адекватны, то «зеленый» или «ответственный» аспект является, скорее, приятным добавлением. Так, определенным интересом пользуются инструменты инвестирования в возобновляемые источники энергии, не так давно на российском рынке появились и паевые фонды, которые используют идею «ответственности»: например, мы предлагаем клиентам «Ситибанка» «Фонд 2025» нашего партнера – Deutsche UFG Capital Management. 1/3 прибыли, полученной управляющей компанией, идет на финансирование благотворительной программы, направленной на помощь детям-отказникам. Несколько лет назад Citibank стал одним из разработчиков так называемых международных «экваториальных принципов». Они нацелены на оценку экологических рисков, и все крупные инвестиции Citi проходят специальную проверку согласно этим принципам. Это добровольное обязательство, под которым подписались уже более 100 крупнейших международных финансовых организаций. Несмотря на финансовую выгоду, Citi не раз отказывался от участия в крупнейших проектах из-за экологической угрозы, которая там нередко присутствует, и в первую очередь в нефтяной промышленности.

Помимо «экваториальных принципов», Citi также поддерживает carbon principles (принципы по раскрытию информации о выделении углекислых газов). Кроме проверки инвестиционных проектов, Citibank старается сократить и свои выделения углекислого газа, выключая свет в офисах, «озеленяя» свои серверные центры, не используя ночную горящую рекламу в отделениях и многое другое.

Ответственность перед обществом: выбор «правильных» клиентов

Вероника Жукова
начальник управления по работе с состоятельными клиентами CitiGold (ЗАО КБ «Ситибанк»)

Как ответственная финансовая организация, имеющая сильную репутацию и глобальный бренд, «Ситибанк» крайне тщательно подходит к выбору клиентов. Возможно, благодаря этому, несмотря на кризис, у нас не было потерь по корпоративным кредитам и потери по потребительскому кредитованию были гораздо ниже рынка. До открытия счета клиента мы удостоверяемся в легальности источника дохода и ограничиваем открытие счета представителям индустрий, где высока вероятность применения схем «отмывания» доходов. В дальнейшем мы можем запрашивать дополнительную информацию по подозрительным транзакциям клиента, и если банк оказывается неудовлетворен объяснением, закрываем счета таких клиентов.

Данило Лацманович
старший партнер компании «Третий Рим»

Все клиенты компании проходят процедуру compliance, которая включает в себя, наряду с идентификацией бенефициара, сбор стандартного пакета корпоративных документов. Мы исходим из того, что наши требования по compliance представляют собой разумный баланс между крайне консервативными требованиями американских институтов и формальным подходом юрисдикций с низкой регуляторной нагрузкой. «Третий Рим» изначально структурируется как финансовая организация с высокой степенью осознания социальной ответственности. Так, для нас важна репутация наших потенциальных клиентов. При этом «Третий Рим» – это в первую очередь клиентоориентированная финансовая организация, основной задачей которой является гибкий подход к каждому клиенту.

Виктория Латкина
заместитель начальника департамента M2M Private Bank по работе с крупным частным капиталом

Исходя из того, что индустрия private banking & wealth management в России развивается в последние 20 лет, мы считаем, что ведущие российские частные банки и управляющие компании должны в полной мере осознавать свою ответственность перед обществом и всячески способствовать развитию финансовой культуры инвестирования в России. Мы отвечаем не только перед своими клиентами, но и перед обществом в целом, стараясь структурировать каждый инвестиционный портфель на индивидуальной основе, что невозможно без прохождения процедур compliance. Мы давно знаем большинство наших клиентов и дорожим своей репутацией – прийти в наш банк можно только по рекомендации.

В отношении изучения каждой конкретной задачи инвестирования мы исповедуем те же принципы, что и швейцарские частные банки, – клиентами M2M Private Bank никогда не будут инвесторы, заработавшие себе состояния незаконным путем (торговлей оружием, наркотиками и т.п.). Кроме того, нашими клиентами становятся люди, ценности которых совпадают с ценностями нашей компании. Мы вместе не только зарабатываем деньги, но и участвуем в благотворительной деятельности.

Ответственность перед клиентами в период кризиса

Алексей Голубых
директор управления по работе с состоятельными клиентами ГК «Тройка Диалог»

Финансовый кризис, начавшийся в сентябре 2008 года, действительно изменил степень доверия клиентов к финансовой индустрии в целом. Однако сейчас интерес инвесторов к российским активам постепенно возвращается, что подтвердил проведенный «Тройкой Диалог» в феврале 2010 года «Форум Россия».

Но необходимо помнить о том, что кризис изменил требования клиентов к индустрии private banking. Во-первых, индивидуальные продукты стали более востребованными, и «Тройка» стала одной из первых компаний на рынке, разработавшей и предложившей своим клиентам новые, созданные с учетом всех персональных требований продукты. Такая оперативность – показатель ответственности компании перед клиентами. Во-вторых, отношение клиентов к риску изменилось. Кризис переместил индустрию private banking из двухмерного измерения в пятимерное: если раньше наших клиентов интересовало только соотношение «риск/доходность», то сейчас к этим двум важным факторам прибавились еще три – ликвидность, валюта и набор базовых активов. В целом, по моему мнению, о степени ответственности финансового института нужно судить по тому, как он работает с клиентами в «худые» времена, а не в «жирные». Так, например, «Тройка» приложила огромные усилия, чтобы в кризисный период сделать информацию максимально доступной для клиентов, организуя дополнительные встречи с руководством компании, ее экономистами и аналитиками.

Данило Лацманович
старший партнер компании «Третий Рим»

Речь идет о постулатах, которым мы бескомпромиссно следуем, и кризис здесь ничего не поменял. Доверие наших клиентов, сохранившееся на протяжении сложного периода, – лишнее тому доказательство. Один из главных принципов нашей компании – открытость и прозрачность всего процесса инвестиций и взаимодействия с клиентом. Ответственность не может быть разной по отношению к различным категориям клиентов. Она либо есть, либо ее нет.

Виктория Латкина
заместитель начальника департамента по работе с крупным частным капиталом M2M Private Bank

Самое главное в нашем деле – это наша репутация и доверие клиентов, степень которого мы в полной мере оценили в 2008–2009 годах, когда не только не наблюдали оттока средств из депозитов, но и привлекли в доверительное управление новые капиталы. Почему нам это удалось? Потому что мы действительно считаем клиентов нашими партнерами и дорожим их активами, и наш успех невозможен без их успеха. Немаловажно, что деньги наших акционеров, менеджеров, членов семей мы вкладываем в те же инструменты, что и средства наших клиентов, в полной мере разделяя ответственность за наши общие действия. Мы стараемся находиться в постоянном диалоге с нашими инвесторами, мы держим руку на пульсе фондового рынка и всегда проявляем инициативу, чтобы объяснить сильные движения на рынке, изыскать новые инвестиционные возможности как в России, так и на Западе, с тем чтобы сохранить и качественно приумножить капиталы, которые наши клиенты нам вверяют в управление.

Атлас



29.03.2010

Комментарии (2)

Ameely 02.06.2010 09:49

материал актeальный и свежий...был бы полным, если бы добавили комментарии независимых экспертов-консультантов именно в области CSR и RI...

арташес 19.04.2010 01:22

прекрасный материал


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз