Торг уместен

Аукционы октября - ноября


Вторая половина осени обещает быть яркой: сначала в Лондоне проходит Frieze, затем Нью-Йорк принимает серию торгов выдающимися произведениями импрессионистов и модернистов. Подробности – в обзоре Софьи Корепановой.

16.10.2015




Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная, 1917-1918


Впервые организованная в 2003 году, сегодня лондонская Frieze – одна из самых влиятельных ярмарок современного искусства, достойный конкурент более консервативной Art Basel. Правда, в отличие от Art Basel, Frieze – это в первую очередь профессиональное мероприятие, рассчитанное на галеристов и коллекционеров. Ярмарка, возникшая по инициа­тиве одноименного журнала, за несколько лет сделала Лондон столицей современного искусства. В этом году Frieze пройдет с 14 по 18 октября: в город съедутся десятки галерей, с молотка во время ярмарки уйдут не только совсем свежие работы, но и проверенные временем творения признанных мастеров.

Так, 15 октября Sotheby’s выставит на «итальянские торги» перфорированное абстрактное полотно «Смерть Бога». Автор – Лучо Фонтана, работа очень редкая. Компанию Фонтане составят Альберто Бурри, Джорджо Моранди и Марино Марини. В тот же день Sotheby’s представит на вечерний аукцион современного искусства произведения значимых молодых художников – Эллы Круглянской, Кристофера Вула, Марка Гротьяна, а топ-лотом станет «Без названия (Черный атлет)» Жан-Мишеля Баския.

16 октября Christies приглашает на торги «Послевоенное и современное искусство». Топ-лоты – «Без названия (пейзаж)» Йонаса Вуда, «Плутовка» Линетт Ядом-Боакье и «Абстрактная картина» Герхарда Рихтера. Эстимейт полотен – 250–250 тыс. фунтов, 50–60 тыс. фунтов и 1,8–2,5 млн фунтов соответственно. Ядом-Боакье – признанная британская художница ганского происхождения. The Guardian описывает ее как «одного из великих манипуляторов в изобразительном искусстве». Действительно – ее полотна выглядят так, словно в них вложены недели труда в мастерской. На самом же деле она работает над одним холстом один день, не больше. Если по итогам картина не нравится – она ее уничтожает. Линетт изображает только афроамериканцев, объясняя это тем, что «в каком-то смысле это политический жест. Мы ведь так привыкли смотреть на изображения белых людей на картинах».

4 ноября стартует вторая важнейшая серия осенних торгов – в Нью-Йорке распродают импрессионистов, модернистов и современных художников. Sotheby’s в этот день выставляет на продажу первую часть коллекции Альфреда Таубмана: на торгах под названием Masterworks будет представлено около 70 работ, в том числе три значимых лота, каждый из которых оценивается в 25–35 млн долларов: «Женщина, сидящая на стуле» Пабло Пикассо, «Без названия XXI» Виллема де Кунинга и «Портрет Полетт Журден» Амедео Модильяни. Бывший владелец Sotheby’s скончался в апреле нынешнего года, оставив коллекцию произведений искусства, которая оценивается в 0,5 млрд долларов. Дюрер, Рафаэль, Гейнсборо, Пикассо, Ротко, Джаспер Джонс и Модильяни будут постепенно распродаваться – последними в январе 2016-го с молотка уйдут старые мастера. О фигуре Таубмана стоит сказать отдельно – что там, она достойна книги, которую, впрочем, он сам и написал: в автобиографии «Порог вхождения: невероятная карьера торговца роскошью» Таубман рассказал, как сделался миллиардером, купил контрольный пакет Sotheby’s, вывел компанию на новый уровень – и девять месяцев отсидел в тюрьме по обвинению в сговоре с Christie’s о повышении процента, который дом берет с покупателей. Таубман себя виновным не признает. Он до последнего любил поддразнивать журналистов – к примеру, прекрасно разбираясь в искусстве, мог сравнить полотно Ван Гога с хорошим пивом.

В тот же день, 4 ноября, к серии торгов произведениями импрессионизма и модернизма присоединится и Bonhams: на нью-йоркский аукцион попадут произведения авангардиста Пауля Клее, Генри Мура и Камиля Писсарро.

5 ноября Sotheby’s проведет, возможно, самые значимые торги осени – на продажу будет выставлено два всемирно известных шедевра, «Пейзаж под грозовым небом» Винсента Ван Гога и «Мистический супрематизм» («Черный крест и красный овал») Казимира Малевича. Обе работы – часть выдающейся коллекции искусства рубежа XIX–XX столетий, принадлежащей бельгийским собирателям Луи и Эвелин Франк. Эстимейт полотна Ван Гога – 50–70 млн долларов, картины Малевича – 35–45 млн. «Пейзаж» написан на юге Франции, в Арли, всего за год до смерти художника. Напомним, что рекордная цена произведения Ван Гога на данный момент – 82,5 млн долларов, а в прошлом году еще один вид Арли кисти мастера ушел с молотка за 66,3 млн. Полотно Малевича – последняя из прославленной коллекции пяти работ, возвращенных потомкам художника в 2008 году. Таким образом, это последний шанс приобрести шедевр Малевича из этой коллекции. Полотна из серии «Супрематизм» считаются вершиной творчества художника. И хотя Малевич всячески отрицал связь своего искусства с повесткой дня, черное распятие на фоне красного овала явно несет отголосок современных автору исторических событий. Еще одно выдающееся произведение из собрания Луи и Эвелин – пастель «Обнаженная со скрещенными ногами» Пабло Пикассо, прекрасный образец «синего периода» в творчестве мастера. Эстимейт – 8–12 млн долларов. Кроме Пикассо на торгах 5 ноября можно побороться за картины Поля Сезанна, Анри де Тулуз-Лотрека и основоположника фовизма, нидерландского мастера Кееса ван Донгена. Всего будет выставлено десять картин из собрания Франков. Эксперты Sotheby’s отмечают, что это – историческое предложение, которое волнует ценителей по всему миру.

Великолепные результаты майского аукциона и положительные отзывы клиентов заставили Christie’s вновь обратиться к формату торгов, сочетающему две категории – искусство импрессионизма и модернизма, а также современное и послевоенное искусство. 9 ноября в рамках тематического вечернего аукциона «Муза художника», посвященного искусству ХХ века, на нью-йоркские торги будет выставлен шедевр Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная» – культовое произведение прошлого века, растиражированное миллионами копий. Оценочная стоимость полотна – 100 млн долларов, оно впервые появляется на рынке и имеет все шансы побить текущий ценовой рекорд на произведения художника, который на данный момент составляет 70,7 млн долларов. Аукцион положит начало серии торгов (три вечерних и два дневных аукциона), посвященных искусству импрессионизма и модернизма, а также послевоенному и современному искусству.

11 ноября в рамках вечерних торгов современным искусством в Нью-Йорке Sotheby’s выставит на продажу полотно «Без названия» Сая Твомбли – один из редких образцов серии «Меловые доски», находящееся в частной коллекции. К слову, Твомбли – один из весьма немногих современных художников, чья работа выставлена в Лувре на постоянной основе.

Чем короче день – тем ярче блеск драгоценностей. 11 ноября в Женеве Sotheby’s выставляет на торги безупречный по чистоте и огранке редкий голубой бриллиант Blue Moon эстимейтом 35–55 млн долларов и весом 12,03 карата. Алмаз весом 29,60 карата был обнаружен в прошлом году в шахте Куллинан в Южной Африке, а затем продан компании CoraInternational за 25,6 млн долларов. Геммологический институт Америки присвоил ему высшую оценку цвета среди голубых бриллиантов. У «Голубой луны» есть все шансы побить ценовой рекорд не только голубых бриллиантов (32,65 млн долларов), но и бриллиантов в принципе – нынешний лидер, The Graff Pink, пять лет назад ушел с молотка за 46,16 млн долларов.

Атлас



16.10.2015

Источник: SPEAR'S Russia #10(52)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз



Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.