Торг уместен

Русские идут


23,1 млн фунтов принесли четырем лондонским домам ноябрьские торги русским искусством. Блистательный результат – много выше, чем в июне 2016-го и ноябре 2015-го. Эксперты праздновали долгожданный подъем рынка. В преддверии июньских «русских торгов», которые подтвердят или опровергнут эту тенденцию, SPEAR’S Russia вспоминает прошлогодние рекорды и перечисляет топ-лоты, за которые можно будет побороться меньше чем через месяц.

17.05.2017





CHRISTIE’S
5 июня

Эстимейты становятся скромнее, а отбор лотов более тщательным. «Портрет мальчика», созданный Борисом Григорь­евым в начале 1930-х годов, оценен всего в 100–150 тыс. фунтов, при этом известно, что портрет был написан в тот период, когда художник жил в семье модели, и с тех пор работа переходила по наследству. На торги будут выставлены шесть театральных работ Льва Бакста, которые не выставлялись почти 30 лет, находясь в коллекции американского предпринимателя, филантропа и покровителя искусств Ричарда Дж. Шварца, скончавшегося осенью 2016 года. Это эскизы костюмов к нескольким театральным постановкам, в частности к водевилю «Москва», поставленному антрепризой для Марии Кузнецовой-Бенуа в 1922 году в парижском театре «Фемина» (выполненный карандашом, акварелью и гуашью рисунок оценен в 80–120 тыс. фунтов). Самый дорогой лист из этого сета – эскиз костюма Креонта 1904 года к одной из ранних постановок, над которой работал Бакст, – балету «Антигона» по мотивам трагедии Софокла для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Лидии Яворской (эстимейт – 100–120 тыс.). В разделе декоративно-прикладного искусства стоит обратить внимание на фарфоровые тарелки на военные темы эпохи Александра II (они неизменно популярны, а эстимейты их снизились до 12–18 тыс. фунтов) и качественное старинное русское серебро. На торги выставляются два серебряных ковша времен правления великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и эпохи Екатерины Великой. Не обошлось и без Фаберже – украшенная эмалью «гильоше» золотая брошь в виде божьей коровки, созданная Михаилом Перхиным, ведущим мастером фирмы, выставлена на торги с эстимейтом 20–30 тыс. фунтов.

SOTHEBY’S
6 июня

Многие лоты, которые аукционный дом предложит в этом году, отличаются привлекательным эстимейтом и тем, что ранее на торги не выставлялись. «Вид на Венецию с Santa Maria della Salute на заднем плане» Алексея Боголюбова, мастера батальной марины и внука Николая Радищева, ранее находился в частном французском собрании. Стартовая цена – 250–300 тыс. фунтов.

«Купальщицы под ивами» – идиллический снимок абрамцевского быта, с любовью выполненный Петром Кончаловским, – был вывезен из России вскоре после написания и до сего дня украшал жилище племянницы художника. Работа оценена в 180–250 тыс. фунтов. Впервые на торгах появляется и экспрессивный «Бой быков в Мексике» Таира Салахова – первоначальная версия полотна, ныне входящего в собрание Третьяковской галереи (эстимейт – 250–350 тыс. фунтов).
Безусловный топ-лот секции декоративно-прикладного искусства – настенные часы Фаберже, декорированные розовой эмалью, золотом и бриллиантами, принадлежавшие когда-то звезде кино Юлу Бриннеру и оцененные в 180–250 тыс. фунтов. Не обошлось и без керамики с батальными сценами – это пара ваз эпохи Александра II.

MACDOUGALL’S
7 июня

Аукционный дом предлагает весьма впечатляющую подборку лотов, где, как ни странно, не нашлось места для традиционных Шишкина и Айвазовского, зато представлен XX век. Среди топ-лотов, например, «Набережная адмирала Курбе в Вильфранш-сюр-Мер» Константина Коровина с эстимейтом 300–400 тыс. фунтов и «Революция как стадия эволюции» Владимира Луппиана. Полотно верного ученика Павла Филонова оценено в 200–300 тыс. фунтов. Развивая установку Филонова на «биологическую сделанность», Луппиан также «выращивал» свои картины от микро- до макроуровня, создавая странные живые механизмы.

«Эклектизм – одеяло из лоскутов, сплошные швы. Раз шва нет – мое. Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того я смотрела, чтобы забыть», – так говорила о себе Наталья Гончарова, художница, определяющая свое направление как «всечество». Ее «Букет магнолий с рюмкой» оценен в 210–250 тыс. фунтов. Чуть ниже эстимейт «Кубистической обнаженной» Владимира Баранова-Россине (180–250 тыс. фунтов). Тело модели и фон разбиты на отдельные геометризированные плоскости, драпировка и изогнутая спинка кушетки-рекамье дают основания полагать, что картина является авангардной вариацией классического «Портрета мадам Рекамье» Жака Луи Давида. Баранов-Россине известен не только как предтеча скульптурных экспериментов Пикассо, но и как изобретатель уникального «светозвукового» пианино, или оптофона – устройства, позволявшего объединять звук и цвет, и организатор оптофонической академии. Оптофонические концерты, проводимые художником, представляли собой уникальные цвето-музыкальные эксперименты. Не случайно Скрябин назвал Баранова-Россине «музыкантом красок». Картина художника «Ритм» (Адам и Ева, 1910) была продана в 2008 году на аукционе Christie’s в Лондоне за 2,72 млн фунтов стерлингов.

Еще один интересный лот – «Ялтинская конференция» Виталия Комара и Александра Меламида. Полотно из серии «Ностальгический социалистический реализм», принесшей художникам наибольшую известность за рубежом, а с перестройкой и на родине, написано вполне академично, при этом атмосфера темного хаоса довлеет над любым каноном. Эстимейт – 80–120 тыс. фунтов.

BONHAMS
7 июня

Bonhams предложит покупателям несколько работ, проданных на ноябрьских торгах, в том числе раннюю работу Николая Рериха – декорацию «Палаты Садко», выполненную для неосуществленной постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» в лондонском театре Ковент-Гарден (продана в ноябре за 107,5 тыс. фунтов). Музыка Римского-Корсакова много значила для Рериха, он чувствовал с композитором общность во взгляде на русскую историю – реальную и легендарную. Почти половина театральных постановок, которые оформлял художник, – это оперы Римского-Корсакова. Выставленная на торги темпера довольно большого размера с изображением новгородских палат Садко обладает всеми качествами станкового произведения.

Еще один лот, «Балерина» Федора Захарова, проданный на ноябрьских торгах за 30 тыс. фунтов, происходит из коллекции Уинифрид Бэбкок, большой поклонницы и обладательницы самой крупной коллекции работ художника. Захарова в Америке знают лучше, чем в России: художник туда эмигрировал в 1924 году. 



17.05.2017

Источник: SPEAR'S Russia #5(68)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз








Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.




Территория искусства и театра


Img_3133
 

Начало октября в Москве – время ходить на спектакли, проекты и выставки Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», который всегда выбирает для своей программы наиболее актуальные форматы. Придуманный в 2005 году фестиваль стал первым в России, который собрал в рамках одного события совершенно разные жанры: театр, танец, перформанс, искусство. И еще вторая особенность этого полномасштабного ежегодного проекта – схема финансирования: фестиваль существует преимущественно на деньги спонсоров. Алексей Новоселов, член арт-дирекции «Территории», куратор и заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Московского музея современного искусства (ММOМА), рассказывает в интервью SPEAR’S Russia о сочленении искусств, необходимости корпоративного просвещения и отсутствии порога входа в клуб меценатов.


Профессия: продюсер

10.09.2021 Увлечения

Img_7184
 

Планируя интервью с Леонидом Роберманом, основателем компании «Арт-Партнер» и одним из самых успешных театральных продюсеров России, мы думали, что будем беседовать о коммерческой изнанке театра, но получился разговор о самой его сути. Видимо, такое знание и позволяет агентству «Арт-Партнер» не только иметь в своей афише 15–20 спектаклей в месяц, но и удостаиваться высших театральных наград. Так, в 2018 году впервые за 27-летнюю историю премии «Хрустальный Турандот» специально для Леонида Робермана была введена номинация «За создание уникального негосударственного театра», а в 2021-м его спектакль «Борис» получил «Золотую Маску». О цене и ценности, коммерческом успехе и художественных вызовах, лучшем периоде в жизни Оскараса Коршуноваса и слове продюсера, данном Дмитрию Крымову, Леонид Роберман рассказал в интервью SPEAR’S Russia.



Занимательный бонапартизм

18.06.2021 Увлечения

Img_6249
 

Пожалуй, Александр Вихров – профессиональный мифотворец. Будучи по образованию журналистом, он долго трудился в этой сфере, потом в течение ряда лет работал в департаменте общественных связей Центрального банка РФ, был пресс-секретарем двух поочередно его председателей, а затем перешел на аналогичную позицию в УРАЛСИБе. И все это время собирал свою невероятную коллекцию, посвященную Наполеону и мифу вокруг него. Причем сам Вихров этот миф тем самым укреплял, инициируя создание, например, новых предметов, провоцируя современников думать о великом императоре французов. До 22 августа в музее-панораме «Бородинская битва» проходит выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX–XX веков», состоящая в том числе из экспонатов частной коллекции Александра Вихрова. Чему его научил Наполеон в деле PR-технологий и об особой роковой роли России в судьбе Бонапарта и членов его семьи он рассказал в интервью SPEAR’S Russia.