Торг уместен

Аукционы апреля - мая


Царские сервизы и статуи из Новой Гвинеи, Эль Греко и Аниш Капур, дерево, мрамор и бриллианты – торги апреля–мая разнообразны, не менее чем расцветающая природа. Подробная информация о значимых аукционах – в традиционном обзоре Софьи Корепановой.

18.04.2016




Чайный и кофейный сервиз из двухцветного золота. Клеймо Ивара-Венфельда Буха.Санкт-Петербург, 1799 год


Сhristie’s продолжает совершенствовать аукционный календарь: в апреле 2016 года он проведет в Нью-Йорке новую тематическую неделю торгов классическим искусством. В здании Рокфеллер-центра пройдут семь аукционов, посвященных антиквариату, скульптуре, живописи старых мастеров, декоративно-прикладному искусству. Кульминацией новой недели станет концептуальный аукцион «Революция»: на продажу будут выставлены образцы живописи, скульптуры, рисунка, фотографии и тиражной графики выдающихся мастеров XVIII–XX столетий, сумевших отразить основные вехи современного им политического и экономического развития.

Решение о проведении недели классического искусства аукционный дом принял после консультаций с коллекционерами, дилерами, кураторами, рассказывает президент Christie’s Юсси Пилкканен. Новация Christie’s делает аукционный дом лидером на рынке тематических аукционных серий, следующая из которых пройдет в мае, – это будет искусство XX века.

Расскажем подробнее о каждом аукционе. 12 апреля состоятся торги антикварным искусством. На продажу выставят греческие, римские, египетские и ближневосточные барельефы и скульптуры из мрамора, бронзы, дерева и драгоценных камней, созданные со времен эпохи неолита и до 1000 года н. э. Среди значимых лотов – египетский известняковый рельеф эпохи раннего Нового царства эстимейтом 20–30 тыс. долларов, мраморный бюст Юлия Цезаря, оцененный в 80–120 тыс. долларов, и изящная мраморная статуя Венеры в ниспада­ющих одеждах, созданная римскими мастерами в II–III веках н. э. Ее эстимейт – 150–250 тыс. долларов.

13 апреля на «Выдающихся торгах» можно будет побороться за best of the best декоративно-прикладного искусства, в частности мебели. К примеру, за превосходный комплект из четырех китайских нефритовых плакеток с изображением времен года, оцененный в 400–600 тыс. долларов, итальянскую столешницу из различных пород мрамора (80–120 тыс. долларов) или мраморную «Андромеду, прикованную к скале» Пьетро Паоло Оливьери. Пара хрустальных канделябров фирмы Baccarat, названные в честь российского императора Николая II и неоднократно использовавшиеся в качестве декораций фильмов киностудии Warner Bros., оценивается в 0,6–1 млн долларов.Самым же значимым лотом признан выдающийся золотой чайный и кофейный сервиз из приданого дочери императора Павла I Екатерины. Сервиз, оцененный в 1,5–2,5 млн долларов, был подарен по случаю свадьбы княжны и Великого герцога Фридриха Людвига Мекленбург-Шверинского, состоявшейся 23 октября 1799 года. Впоследствии сервиз передавался по наследству потомкам княжны, в прошлый раз он выставлялся на торги Christie’s в 1931 году. Считается, что начало традиции дарить своим детям и внукам золотые сервизы положила еще императрица Екатерина Великая: в 1779 году она заказала золотой кофейный сервиз для своего старшего внука, двухгодовалого Александра Павловича, в будущем – императора Александра I. Вес сервиза составлял почти три килограмма – наследник должен заранее привыкать к бремени роскоши.

В тот же день, 13 апреля, Christie’s приглашает на торги «Революция». Разнообразные произведения искусства предоставлены несколькими департаментами аукционного дома. На полотнах, рисунках, принтах, в скульптурах оживают революционные события XVIII–XIX веков – те вехи в истории политики, философии, эстетики, что сформировали современное общество. В числе лотов – бюст Наполеона Бонапарта, созданный Жозефом Шинаром в 1801 году (эстимейт – 30–50 тыс. долларов), «Шарманщица» Жана Оноре Фрагонара (500–700 тыс. долларов), «Весталка» Жака-Луи Давида (3–5 млн долларов) и «Портрет Фердинанда-Филиппа-Луи-Шарля Анри, герцога Орлеанского» кисти лидера европейского академизма Жана Огюста Доминика Энгра. Эстимейт полотна – 400–600 тыс. долларов. Кроме того, 13 апреля состоится аукцион «Скульптура»: с молотка уйдут лоты, созданные с начала Средних веков и до середины XIX столетия. 14 апреля неделя классического искусства завершится торгами произведениями старых мастеров.

Sotheby’s в апреле проводит неделю декоративно-прикладного искусства. 12 апреля в Нью-Йорке аукционный дом выставляет на продажу предметы декора и интерьера из собрания центра «Карамур». 13–15 апреля Sotheby’s организует торги «Коллекции», где планирует продать мебель и предметы декоративно-прикладного искусства из значимых частных собраний. Среди лотов – серебряные канделябры, 40 богато украшенных портсигаров, в том числе мастерской Фаберже, изящные тарелки фарфоровой фабрики Челси с ботаническим рисунком и подборка произведений русского декоративно-прикладного искусства дореволюционного периода – от икон до эмалей и керамики.

14 апреля аукционный дом приглашает на торги произведениями старых мастеров. С молотка уйдут такие выдающиеся полотна, как «Погребение Христа» кисти Эль Греко (эстимейт – 4–6 млн долларов), «Рождение Венеры» Гаэтано Гандольфи (2,5–3,5 млн) и две идиллические охотничьи сцены авторства Шарля-Жозефа Натуара эстимейтом 3–5 млн долларов. Также на торги попадут полотна из собрания Уолтера и Нэнси Лидтке. Уолтер, куратор отдела европейской живописи музея «Метрополитен», коллекционировал итальянскую и французскую живопись, полотна голландских мастеров и датских художников Золотого века. С молотка уйдет 150 работ из этого собрания, эстимейты колеблются от тысячи до 3 млн долларов.

Остальные аукционы апреля–мая не объединяются в серии, тем интереснее выбирать, куда стоит отправиться.

12 апреля в Лос-Анджелесе Bonhams предлагает побороться за картины и скульптуры творцов из Калифорнии и с Западного побережья. Стоит обратить внимание на красочные полотна Уильяма Вендта, пейзаж Альфреда Джейкоба Миллера и «Одетую в кимоно» Маттео Сандоны.

13 апреля Bonhams продолжит тему природных просторов на традиционных лондонских морских торгах. Кроме привычных глазу морских полотен (в частности, постоянного героя этих торгов Монтегю Доусона), можно побороться за радиоуправляемую модель паровой яхты: поклонникам водной жизни она обойдется в 20–30 тыс. фунтов.

13 апреля аукционный дом Phillips – один из мировых лидеров по продаже современного искусства, объектов дизайна и фотографии – проведет в Лондоне очередные торги NEW NOW. Среди авторов – Трейси Эмин, Алигьеро Боэтти, Барбара Крюгер, Элла Круглянская, Эмилио Перез.

Christie’s приглашает маститых и начинающих коллекционеров приобрести работы именитых мастеров по демократичным ценам: 14 апреля пройдут очередные торги FIRST OPEN, максимальный эстимейт работ здесь – 30 тыс. фунтов. Ниже этого потолка – принт Герхарда Рихтера, фото Вольфганга Тильманса, рисунок Аниша Капура и полотно Яёи Кусамы. Правда, последнее вплотную подбирается к верхней границе цен: яркие «Сети» оценены в 20–30 тыс. фунтов. А вот эстимейт двух стульев, созданных Аем Вэйвэем, – всего 10–15 тыс. фунтов.

19 апреля Sotheby’s проведет в Нью-Йорке торги ювелирным искусством: с молотка уйдут украшения на любой вкус – как времен Belle Époque и в стиле ар-деко, так и авторства современных дизайнеров. Украшение (в буквальном смысле слова) аукциона – кольцо с голубым бриллиантом категории VVS2 и весом 9,54 карата. Поистине звездный камень. Не менее звездной была и его владелица: в 1940 году отец легенды Голливуда Ширли Темпл купил ей это кольцо в качестве подарка на 12-й день рождения и в честь премьеры фильма «Синяя птица». Стоимость украшения тогда составила чуть более 7 тыс. долларов, сегодня его эстимейт – 25–35 млн долларов.

19 апреля в Лос-Анджелесе Bonhams организует торги «Принты и тиражная графика». Среди значимых лотов – Sinjerli Variations Фрэнка Стеллы: набор из шести офсетных литографий и цветных принтов с автографом художника оценен в 40–60 тыс. долларов.

20 апреля в Лондоне пройдет аукцион «Искусство ислама»: Sotheby’s приглашает погрузиться в тысячелетнюю историю культуры, на которую влияли (и сами испытывали ее влияние) самые разные государства – от Китая и Персии до Северной Африки. Яркая иллюстрация этого взаимопроникновения культур и традиций – черепаховая шкатулка, украшенная перламутром и латунью, созданная в XVI столетии мастерами Оттоманской империи (эстимейт – 200–300 тыс. фунтов). Подобные предметы искусства были популярны в Индии, их охотно закупали в Португалии. Также на торги будут выставлены редкие свитки и предметы искусства из собрания Октава Борелли.

В тот же день, 20 апреля, Sotheby’s приглашает на лондонские торги ближневосточным искусством XX века. В числе авторов – известные мастера Махмуд Мохтар, Махмуд Саид, Сохраб Сепехри и Фахрониса Зейд. В декабре прошлого года полотно Мохтара «На берегах Нила» ушло с молотка по цене, в десять раз превышающей эстимейт.

Кроме того, 20 апреля в Нью-Йорке Sotheby’s устраивает торги принтами. Топ-лотами станут женский портрет Пабло Пикассо, вдохновленный полотном Кранаха-младшего, и «Обнаженная с голубыми волосами» Роя Лихтенштейна.

25 апреля в Нью-Йорке Phillips проведет торги современным искусством и искусством модернизма. Среди лотов – произведения Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна (с молотка уйдет его знаменитая «Читающая обнаженная»).

27 апреля старые мастера возвращаются на лондонские торги Sotheby’s. Этот традиционный весенний аукцион интересен начинающим коллекционерам: здесь предлагаются работы всех известных западноевропейских школ живописи эстимейтом от 1,5 тыс. фунтов. Впрочем, есть и более значимые полотна, как «Интерьер церкви св. Бавона, Харлем» Исаака ван Никелена (эстимейт – от 20 тыс. долларов).

К тематическим торгам присоединяется и Bonhams: на торгах искусством старых мастеров можно будет приобрести портреты кисти Джованни Бернардо Карбоне и Шарля Догара.

В тот же день, 27 апреля, в Лондоне Bonhams проведет торги ливанским искусством и современным искусством Ближнего Востока. Среди лотов – полотна Пола Гирагосяна, Абдула Кадира Аль-Рассана, Фархада Мошири.

7 мая Sotheby’s приглашает в нью-йоркский офис на ежегодный аукцион «Искусство Африки, Океании, доколумбовой Америки». Топ-лот – массивная и весьма выразительная статуя «ули» с острова Новая Ирландия, считающаяся лучшим образцом этого искусства из всех известных на сегодняшний день.

10 мая в Лондоне Sotheby’s проведет первые за десять лет торги, посвященные исключительно европейской керамике, изделиям из серебра и стекла и предметам обихода. В фокусе торгов «Из Земли в огонь» – процесс создания этих произведений искусства. 


Второе счастье

Предельно эклектичные торги апреля-мая – повод поговорить о том, как формируются эстимейты и от чего зависит итоговая цена произведения искусства.

The European Journal of Finance опубликовал исследование, доказывающее, что секрет успеха хороших продаж большого числа работ – нарциссизм художника. Такие данные автор исследования И Чжоу получил, воспользовавшись списком художников-модернистов и современных художников из каталогов Christie’s и Sotheby’s, а также онлайн-ресурсами с результатами продаж. Оценив более 416 тыс. полотен широкого круга авторов и результаты торгов с 1980 по 2012 год, И Чжоу выяснил, что нарциссические отклонения повышают цену на произведение художника как минимум на 16%, а эстимейт в любом аукционном доме – на 19%. (Для оценки уровня нарциссизма автор исследования пользовался распространенной психологической шкалой NPI-16.)

Любопытно, что на полотна модернистов цены повышаются сильнее, на полотна мастеров современного искусства – слабее. Один из критериев нарциссизма, к слову, – размер подписи художника: чем она больше, тем вероятнее, что мастер – нарцисс, а работа будет продана дороже (начинающим мастерам на заметку).

Работы нарциссов охотнее выставляются и включаются в музейные собрания, а популярность и признание сопровождают мастеров-нарциссов долгие годы, а не являются краткосрочным вау-эффектом, как считалось раньше.

Среди прочих факторов, влияющих на цену, И Чжоу выделяет размеры полотна (большие дороже – к слову, художники-нарциссы предпочитают творить с размахом и аккуратно датируют свои произведения), материал (масло дороже на сотни процентов), форму (овальные дороже прямоугольных) и имя аукционного дома: эстимейты лотов Christie’s и Sotheby’s в среднем на 118% выше, чем у менее известных домов.

Стоило бы пересмотреть связь нарциссизма с творческим потенциалом и продуктивностью, заключает И Чжоу: возможно, результаты пересмотра пригодились бы и в бизнесе при оценке нарциссического поведения глав компаний или менеджеров, работающих вне группы.

Кстати, еще один факт, подтверждающий выводы И Чжоу, – личность Пабло Пикассо. Ставший в 2015 году самым продаваемым художником Пикассо, как известно, не раз заявлял: «Бог – художник, как и я… Я бог! Я бог! Я бог!»



18.04.2016

Источник: SPEAR'S Russia #4(57)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.