Теория невероятностей


20.12.2017




Ariel_sergio_goekmen_01
Ариель Серджио Гекмэн-Давидофф

Член правления Schroder & Co Bank AG (Цюрих)

«Черный лебедь» – крупное событие, которое трудно спрогнозировать или просчитать с помощью статистики. Событие, которое бывает раз в жизни: крушение роскошного непотопля­емого лайнера «Титаник» в 1912 году, обвал на рынке акций или коллапс финансовой системы воскресным днем. Такие события могут отразиться на любой сфере человеческой жизни, начиная от науки и заканчивая финансами и технологиями. Понятие «черный лебедь», а вместе с тем ряд методов решения проблем, связанных с неопределенностью, придумал профессор Нассим Талеб. Один из таких методов – построить крепкое общество, которое сможет выдержать подобные события без особого ущерба или даже извлечь из них выгоду. Талеб называет такое качество антихрупкостью.

В своих пророчествах, записанных в 1555 году в форме катренов, врач и астролог Нострадамус предсказал, по мнению некоторых, приход к власти Адольфа Гитлера и трагедию 11 сентября. Он уже не в моде, но людей не перестает интересовать, что же готовит будущее и как к этому подготовиться. Марк Твен смотрел в будущее прагматичнее. Когда его спросили, какой месяц самый неподходящий для инвестиций на рынке акций, то, по рассказам, он ответил: «Октябрь – один из самых опасных месяцев в году для игры на бирже. Остальные опасные месяцы: июль, январь, сентябрь, апрель, ноябрь, май, март, июнь, декабрь, август и февраль».

Итак, отложим в сторону хрупкий хрустальный шар и попробуем понять, что же может вылупиться из яиц «черных лебедей» в 2018 году и что с этим делать.

Случайная война

Потенциал для ядерной катастрофы по-прежнему велик, на что также указывает Владимир Козин в недавно изданной монографии «Тактическое ядерное оружие США: сокращения или модернизация?». Он пишет о «часах конца света», показания которых ежегодно публикует Совет ученых-атомщиков по науке и безопастности. По мнению этих ученых, так близко к полуночи мы не были с 1980-х: на часах 23:57, а точнее, «без двух с половиной минут полночь». Неважно, идет ли речь об инциденте между Ким Чен Ыном и Дональдом Трампом или конфликте России с одним из соседних государств или даже с НАТО. Потенциал для глобальной катастрофы велик, и угроза реальна.

Что делать? Если вы политик, осознайте угрозу и сглаживайте углы. Остальным стоит вспомнить холодную войну и готовиться по старинке. Узнайте, где ближайшее бомбоубежище, запаситесь едой и водой, договоритесь с соседями о помощи в чрезвычайных ситуациях. Отреагирует и рынок акций, так что, наверное, разумно сократить долю долгов и подумать о золоте. Если говорить о биткоине, то я не уверен, что глобальная сеть IT-систем столь устойчива, чтобы удержать эту валюту на плаву после инцидента такого характера и масштаба.

Вероятность этого события в 2018 году я оцениваю в 1%. Так что пусть пока дети учатся.

Распад Евросоюза

Эти строки я пишу в разгар каталонского кризиса. Несмотря на расслабленность, которую мы ощущаем после прошедших в Европе выборов (месье Макрон и фрау Меркель выглядят гарантами мирного развития событий), в ЕС есть мощные центробежные силы. В связи с выходом Великобритании в следующем году могут всплыть недопонимание и серьезные отрицательные последствия. Все помнят историю с признанием в 2008 году независимости Косово. США и Британия выступали за, тогда как Китай, Россия и ряд других стран – против. И тем не менее ЕС без промедления признал новое государство, проигнорировав конституцию Сербии и нарушив принцип территориальной целостности Европы, заложенный еще в 1945 году на Ялтинской конференции. Поэтому Брюсселю придется принять чью-то сторону и в каталонском вопросе.

Что делать? Даже краткосрочная угроза территориальной целостности ЕС, связанная с брекзитом или нет, может негативно повлиять на рынки акций и курс евро.

Вероятность я оцениваю в 5%.

Инфраструктурный сбой

А что, если в нашем многоканальном, окутанном телекоммуникациями мире, где для большинства отраслей, в том числе транспортной, энергетической и особенно информационно-технологической, ключевое значение имеет свое­временность, произойдет, допустим, кибер­инцидент вроде майского с вирусом Wannacry, но уже с настоящим эффектом? Что, если в Европе на три дня выйдут из строя все IT-системы? Будто сытость – это защита от анархии.

Что делать? Да примерно то же, что и в случае с вой­ной. Также могут помочь инвестиции в «защитные» акции, сельское хозяйство и тому подобное.

Оценка вероятности – 5%.

Банковский кризис

В капитализме, хоть и считается, что он победил, есть много нюансов. Центральные банки в силах обеспечивать функционирование системы в прежнем режиме, и, как мы уже знаем, ЕЦБ и ФРС хотят ужесточить денежную политику и урезать избыток ликвидности. В тандеме с низкими процентными ставками эта ликвидность помогла взвинтить цены на активы, начиная от недвижимости и заканчивая классическими автомобилями, предметами искусства и активами других классов.

Что делать? Насчет арендной недвижимости и дивидендных акций особенно волноваться не стоит. Поток ликвидности будет обеспечен. Альтернатив мало, и здесь на ум, конечно, приходят золото, палладий и платина. Но о чем в принципе нужно помнить инвесторам, так это о горизонте. В долгосрочной перспективе стабильную динамику показывают, прежде всего, те инвестиции, которые генерируют доход.

Опасность представляет лишь долг. Инвестируя заемные средства, вы уменьшаете свой простор для маневра. В конечном счете актив принадлежит тому, кто дал вам деньги. Поэтому, во что бы вы ни вкладывались, секрет прост: покупайте на свои деньги и кризис просто пережидайте.

Оценка вероятности – 7%.

Землетрясение в Калифорнии

Катастрофа, которая отразится на страховом рынке, лишив 35 тыс. человек жизни и 500 тыс. человек крова, а также разрушит массу домов, оборвав газо- и водоснабжение и создав другие проблемы (например, в Кремниевой долине). Недвижимость, сосредоточенная в Калифорнии, стоит около 2 трлн долларов, что эквивалентно примерно 10% американского ВВП. Предполагается, что не вся она в группе особого риска. Возможно, около 5% (все будет зависеть от масштаба землетрясения). Такой катаклизм мог бы спровоцировать сброс акций страховщиков, грозящий общей коррекцией на пару миллиардов долларов. А поскольку страховые компании также владеют недвижимостью, может косвенно пострадать и ее стоимость. Центральным банкам снова придется вмешаться и выделить ликвидность. США будут вынуждены полностью замкнуться в себе и покинуть мировую политическую арену, отголоски чего могут разнестись по всему миру, неожиданно стать дорогими (должны будут подняться процентные ставки). Ожидаются и негативные побочные эффекты в отношении акций, недвижимости и корпоративных прибылей. Ужас, в общем.

Что делать? Если у вас нет заемного капитала, это уже неплохо. Иначе сокращайте их долю.

Оценка вероятности – 2%.

К числу угроз также относятся страховой кризис, коллапс мировой торговли, валютный кризис, терроризм, глобальное потепление, напряженная ситуация с водой и продовольствием. Я не включил их в список, поскольку не так высоко оцениваю их вероятность. По моему личному мнению, самое опасное из перечисленного – это, наверное, землетрясение. Самое вероятное, пожалуй, – распад ЕС. Посмотрим, что принесет нам 2018 год, и будем надеяться, что ящик Пандоры еще какое-то время будет оставаться закрытым. Как говорил генерал-фельд­маршал фон Мольтке, ни один план не выдерживает встречи с противником.



20.12.2017

Источник: SPEAR'S Russia #12(74)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз





Экономика ИИ


Iskusstvennyi_intellekt_i_ekonomika_(rynok)_cover
 

Вышедшая недавно в издательстве Альпина PRO книга «Искусственный интеллект и экономика», пожалуй, одно из самых взвешенных и аргументированных сочинений о том, как технологии уже изменили рынок труда, повлияли на инфляцию, распределение богатства и власти и что будет происходить дальше. Автор, известный британский экономист Роджер Бутл, сознательно дистанцируется и от лагеря технооптимистов, убежденных, что роботы и искусственный интеллект обеспечат нам райскую жизнь, и от сторонников апокалиптического сценария, в котором ИИ поработит человечество. В увлекательной и доступной манере Бутл, вооружившись цифрами и результатами исследований, рисует очень рациональный и убедительный сценарий того, как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.