Стиль, вдохновленный природой
Стиль модерн зародился в 1880-е годы, проявился в 1890-е, достиг расцвета на рубеже веков. Верхней границей модерна принято считать 1914 год – начало Первой мировой войны. Ксения Апель – о напитанном интонациями декаданса и вниманием к природным мотивам модерне, словно ставшем предвестником грядущих катаклизмов.
В разных странах этот стиль именуется по-разному: ар-нуво (Art Nouveau) во Франции, югендштиль (Jugendstil) в Германии, Modern style в Великобритании, Modernismo в Испании. Как следует из всех этих названий, акцент сделан на новизне и современности. Новым и современным этот стиль стал по отношению к предшествовавшему периоду историзма, несколько десятилетий обращавшегося к стилям прошлого и породившего неоготику, неоренессанс, неорококо и т.д. Мастера модерна исходили из того, что ретроспективный подход себя исчерпал и необходимо отказаться от подражания прошлому.
Есть и региональные синонимы модерна иного происхождения. Так, в Италии модерн называют «либерти» – по названию одной из фирм, выпускавших предметы в этом стиле. Во Франции модерн также именуют «стилем Гимар» – по имени мастера, оформлявшего входы парижского метро (один из них копирует вход на станцию «Киевская» в Москве). В Австрии модерн называют «стилем Сецессиона» в честь художественного объединения, транслировавшего новые идеи в искусстве.
Источником вдохновения для художников модерна прежде всего стала природа. Они полагали, что нужно учиться у растений естественному рисунку, линии. Поэтому флоральные мотивы будут ключевыми в искусстве модерна.
Мы их встретим и в декоре архитектуры, и в стекле Эмиля Галле, и в скандинавском фарфоре, и в рисунках тканей, и т.д. Именно модерн существенно расширяет изобразительный лексикон. Ранее мы могли увидеть благородные цветы – розы, лилии, имеющие глубокую символику. Затем, начиная с периода сентиментализма, в моду вошли полевые цветы, ассоциировавшиеся с естественностью, безыскусственностью и простотой. И наконец, модерн заинтересовался всевозможными травами и сорняками. Чертополох и репейник будут постоянно появляться на предметах сервировки из разных материалов и даже на фасадах зданий, будь то Москва, Барселона или Париж.
Истоки модерна
Линеарное начало в модерне доминирует. Вспомните, например, знаменитые афиши и рекламные плакаты Альфонса Мухи, где изображены девушки с развевающимися волосами. Этот же мотив очень часто встречается в архитектуре. Другой пример – графика Обри Бердслея, в которой причудливое переплетение линий завораживает зрителя. Интерес к жизни линии, воплощенный в природных мотивах и мотиве развевающихся волос, пробудило восточное искусство, причем как дальне-, так и ближневосточное. Осмысление роли линии в японской гравюре и арабской каллиграфии позволило создать объекты, не похожие ни на что в европейской традиции.
Что же касается женских образов, то в искусстве модерна очень часто возникает образ роковой женщины, например Саломеи или Юдифи. Женщина вообще ассоциируется теперь не столько с материнством, сколько с желанием, страстью. Во многом искусство модерна опиралось на традицию романтиков. Они были первыми, кто сказал: «Не только античность» – и обратился к средневековому искусству, национальному художественному наследию европейских стран.
К романтизму восходит также идея стихии страсти, захватывающей человека. Из романтизма же пришла концепция двоемирия: параллельно с привычным нам видимым миром существует иной, населенный духами и демонами. Обратим внимание, что, как и романтизм, модерн интересуется не только классической мифологией, но и скандинавской, славянской и др. Особенно модерн любит существ, сочетающих две природы – человеческую и животную. Всевозможные фавны, нимфы, русалки, черти появляются в интерьерах и на фасадах, от дома Морозова в Гороховце до Царевны-лебедь Михаила Врубеля.
Стоит прояснить, что в XIX веке произошло разделение процессов в разных видах искусства. В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в XIX столетии сменяют друг друга ампир, затем историзм с его многообразием неостилей. А в живописи, графике и литературе мы наблюдаем череду романтизма и реализма. Затем возникают импрессионизм и постимпрессионизм, не имеющие стопроцентных аналогов в других видах искусства. И к концу столетия модерн в архитектуре и декоративных искусствах совпадает с символизмом в живописи и литературе.
По сути это одно явление, но получившее разные названия применительно к разным видам искусства. Мы не можем сказать «архитектура символизма», некорректно прозвучит и «поэзия модерна». Разница в терминах указывает на то, что к общим идеям архитекторы, художники и поэты пришли разными путями. Так, для архитекторов и мастеров декоративных искусств было принципиально уйти от копирования и стилизации под готику или рококо. Для поэтов и художников было важно обращение к незримому миру чувств через символ, перенос в другое измерение. И для всех стало значимо задействовать ассоциативное мышление зрителя и его чувственное восприятие. В связи с этим вспомним довольно курьезный эпизод: в одном из самых известных московских памятников модерна – особняке Рябушинского – некоторое время жил Максим Горький. И писателю было так неуютно в окружении всякой чертовщины, что однажды он не выдержал и запустил пепельницей в камин.
Симбиоз науки и искусства
Чтобы добиться такого целостного впечатления, необходим синтез искусств (Gesamtkunstwerk). Эту мысль сформулировали романтики, но реализована она была уже в искусстве модерна. Если раньше можно было переоформить тот или иной интерьер, перестроить часть дворцового комплекса, не нарушая ансамбль, то в модерне это становится невозможным, так как все связано со всем.
Колонны – это не просто колонны, а гигантские растения: сама архитектура задает такие изгибы линий, которым вторят рисунок лестничных маршей, мебель, светильники. Попадая в интерьеры модерна, знаменитые дома Гауди или особняки Нанси, мы оказываемся в каком-то сказочном мире, где за витражным стеклом притаилась летучая мышь или сирена, а на волнообразной полке буфета пританцовывает переливающаяся удивительными глазурями ваза, из которой выбирается черт. Такое синтетическое видение связано с изменением иерархии видов искусств. В модерне декоративные искусства играют очень важную роль. К тому же меняется понимание возможностей тех или иных материалов.
Например, в модерне активно используется керамика для оформления фасадов. Одной из самых ярких иллюстраций является Майоликхаус в Вене, построенный и оформленный архитектором Отто Вагнером. Дом получил название по керамической плитке с цветочным рисунком, покрывающей фасад здания.
Другой известный памятник – московская гостиница «Метрополь» с огромным керамическим панно «Принцесса Грёза» по оригиналу Врубеля. Сюжетной основой послужила стихотворная драма Эдмона Ростана, французского поэта-неоромантика. Провансальский трубадур, очарованный рассказами о ливийской принцессе, красавице Мелисинде, отправляется в путь, мечтая о встрече с возлюбленной. Во время путешествия юноша заболевает, но ему является образ принцессы, что помогает добраться до цели. Однако, встретившись с любимой, он умирает. Врубель создал живописное панно, а в керамику оно было переведено на заводе Саввы Мамонтова. Сам Врубель много занимался керамикой, исследуя разные фактуры, возможности глазурей.
Эксперименты с материалами в целом свойственны модерну. Так, в стеклоделии в период модерна произошла настоящая революция, и связана она с именами Эмиля Галле и Луиса Комфорта Тиффани. Произведения обоих мастеров были оценены на всемирных выставках.
Эмиль Галле, уроженец Нанси, – одна из ключевых фигур ар-нуво. Он, ученый-ботаник, унаследовал фирму отца, занимавшегося керамикой и стеклом. И Эмиль Галле пришел к мысли о соединении науки и искусства. Он первым стал использовать травление стекла, что позволило добиваться невероятных эффектов. Причем стекло Галле многослойное, и каждый слой получает свой вариант разработки. Нередко в декор (хотя в модерне сложно разделить форму и украшение предметов) вплетаются цитаты из любимых поэтов-символистов. Сферой его исследовательских интересов были орхидеи, поэтому этот мотив очень часто появляется в стекле Галле.
Американец Тиффани получил образование в Европе. Ему также посчастливилось стать наследником ювелирной фирмы отца. Тиффани привлекали эффекты мерцающих переливов, возникавшие в античном стекле и связанные с процессами старения этого материала. Тиффани изобрел радужное стекло. Как правило, его предметы имеют формы растений. А затем появилось и «лава-стекло», имитирующее вулканические породы. Чрезвычайно востребованными оказались светильники витражного стекла, выполненные фирмой Тиффани. В несколько упрощенном варианте их повторяют до сих пор производители разных стран.
Искусство модерна удивительно разнообразно, и региональные различия поражают. Помимо мышления символами и грез о других мирах вариации модерна объединяют интонация декаданса и меланхолическая картина мира, что, возможно, было одним из предчувствий Первой мировой войны.
Ксения Апель, историк искусства, исследователь, преподаватель
Источник: WEALTH Navigator
Эндаументы мирового масштаба
Составляя специально для WEALTH Navigator ренкинг крупнейших мировых эндаументов, Людмила Пантелеева среди прочего напоминает полудетективную историю фонда мормонов, деньги из которого расходовались отнюдь не на богоугодные начинания, и объясняет, как элитный жокейский клуб превратился в главного благотворителя Гонконга.
Союз EXEED и интернета
За ближайшее десятилетие автомобили изменятся больше, чем за весь прошлый век. Индустрию стремительно трансформируют новые технологии и онлайн-сервисы. Один из убедительных примеров происходящих изменений – флагман бренда, Новый EXEED VX.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Кого и почему поддерживают через «вечные фонды»
Людмила Пантелеева — о разнице в предпочтениях благотворителей-миллиардеров и филантропов «из народа».
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Уникальная коллекция удивительного человека
Ксения Апель – о Сэмюэле Йозефовице, собирателе невероятной по уровню и разнообразию коллекции искусства, распродажа которой на торгах Christie’s в эти месяцы стала одним из главных сюжетов аукционного мира.
Ставка на партнерство
Работа с состоятельными клиентами, востребованная ими персонализация предложений, переход на новый уровень партнерства – приоритеты букмекерской компании «Лига Ставок». Не ограничившись запуском первой на рынке программы лояльности «Привилегия» и введением института персональных менеджеров, компания в уходящем году организовала серию мероприятий для VIP-клиентов. Это один из инструментов, благодаря которым «Лига Ставок» хочет стать для состоятельной аудитории больше, чем просто букмекером, раскрыть новые грани сотрудничества. И такой посыл, похоже, находит отклик у премиальных клиентов: гостей мероприятий, организованных «Лигой Ставок», в летнем спортивном сезоне можно было видеть на земле, на воде и в воздухе.
От карнавала к науке
Ксения Апель – о двух французах, творчество которых определило не только XVIII век, но и последующие столетия – создателе нового жанра Антуане Ватто и философе-просветителе, «отце» арт-критики Дени Дидро.
Оставить комментарий