Стиль, вдохновленный природой
Стиль модерн зародился в 1880-е годы, проявился в 1890-е, достиг расцвета на рубеже веков. Верхней границей модерна принято считать 1914 год – начало Первой мировой войны. Ксения Апель – о напитанном интонациями декаданса и вниманием к природным мотивам модерне, словно ставшем предвестником грядущих катаклизмов.

В разных странах этот стиль именуется по-разному: ар-нуво (Art Nouveau) во Франции, югендштиль (Jugendstil) в Германии, Modern style в Великобритании, Modernismo в Испании. Как следует из всех этих названий, акцент сделан на новизне и современности. Новым и современным этот стиль стал по отношению к предшествовавшему периоду историзма, несколько десятилетий обращавшегося к стилям прошлого и породившего неоготику, неоренессанс, неорококо и т.д. Мастера модерна исходили из того, что ретроспективный подход себя исчерпал и необходимо отказаться от подражания прошлому.
Есть и региональные синонимы модерна иного происхождения. Так, в Италии модерн называют «либерти» – по названию одной из фирм, выпускавших предметы в этом стиле. Во Франции модерн также именуют «стилем Гимар» – по имени мастера, оформлявшего входы парижского метро (один из них копирует вход на станцию «Киевская» в Москве). В Австрии модерн называют «стилем Сецессиона» в честь художественного объединения, транслировавшего новые идеи в искусстве.
Источником вдохновения для художников модерна прежде всего стала природа. Они полагали, что нужно учиться у растений естественному рисунку, линии. Поэтому флоральные мотивы будут ключевыми в искусстве модерна.
Мы их встретим и в декоре архитектуры, и в стекле Эмиля Галле, и в скандинавском фарфоре, и в рисунках тканей, и т.д. Именно модерн существенно расширяет изобразительный лексикон. Ранее мы могли увидеть благородные цветы – розы, лилии, имеющие глубокую символику. Затем, начиная с периода сентиментализма, в моду вошли полевые цветы, ассоциировавшиеся с естественностью, безыскусственностью и простотой. И наконец, модерн заинтересовался всевозможными травами и сорняками. Чертополох и репейник будут постоянно появляться на предметах сервировки из разных материалов и даже на фасадах зданий, будь то Москва, Барселона или Париж.
Истоки модерна
Линеарное начало в модерне доминирует. Вспомните, например, знаменитые афиши и рекламные плакаты Альфонса Мухи, где изображены девушки с развевающимися волосами. Этот же мотив очень часто встречается в архитектуре. Другой пример – графика Обри Бердслея, в которой причудливое переплетение линий завораживает зрителя. Интерес к жизни линии, воплощенный в природных мотивах и мотиве развевающихся волос, пробудило восточное искусство, причем как дальне-, так и ближневосточное. Осмысление роли линии в японской гравюре и арабской каллиграфии позволило создать объекты, не похожие ни на что в европейской традиции.
Что же касается женских образов, то в искусстве модерна очень часто возникает образ роковой женщины, например Саломеи или Юдифи. Женщина вообще ассоциируется теперь не столько с материнством, сколько с желанием, страстью. Во многом искусство модерна опиралось на традицию романтиков. Они были первыми, кто сказал: «Не только античность» – и обратился к средневековому искусству, национальному художественному наследию европейских стран.
К романтизму восходит также идея стихии страсти, захватывающей человека. Из романтизма же пришла концепция двоемирия: параллельно с привычным нам видимым миром существует иной, населенный духами и демонами. Обратим внимание, что, как и романтизм, модерн интересуется не только классической мифологией, но и скандинавской, славянской и др. Особенно модерн любит существ, сочетающих две природы – человеческую и животную. Всевозможные фавны, нимфы, русалки, черти появляются в интерьерах и на фасадах, от дома Морозова в Гороховце до Царевны-лебедь Михаила Врубеля.
Стоит прояснить, что в XIX веке произошло разделение процессов в разных видах искусства. В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в XIX столетии сменяют друг друга ампир, затем историзм с его многообразием неостилей. А в живописи, графике и литературе мы наблюдаем череду романтизма и реализма. Затем возникают импрессионизм и постимпрессионизм, не имеющие стопроцентных аналогов в других видах искусства. И к концу столетия модерн в архитектуре и декоративных искусствах совпадает с символизмом в живописи и литературе.
По сути это одно явление, но получившее разные названия применительно к разным видам искусства. Мы не можем сказать «архитектура символизма», некорректно прозвучит и «поэзия модерна». Разница в терминах указывает на то, что к общим идеям архитекторы, художники и поэты пришли разными путями. Так, для архитекторов и мастеров декоративных искусств было принципиально уйти от копирования и стилизации под готику или рококо. Для поэтов и художников было важно обращение к незримому миру чувств через символ, перенос в другое измерение. И для всех стало значимо задействовать ассоциативное мышление зрителя и его чувственное восприятие. В связи с этим вспомним довольно курьезный эпизод: в одном из самых известных московских памятников модерна – особняке Рябушинского – некоторое время жил Максим Горький. И писателю было так неуютно в окружении всякой чертовщины, что однажды он не выдержал и запустил пепельницей в камин.
Симбиоз науки и искусства
Чтобы добиться такого целостного впечатления, необходим синтез искусств (Gesamtkunstwerk). Эту мысль сформулировали романтики, но реализована она была уже в искусстве модерна. Если раньше можно было переоформить тот или иной интерьер, перестроить часть дворцового комплекса, не нарушая ансамбль, то в модерне это становится невозможным, так как все связано со всем.
Колонны – это не просто колонны, а гигантские растения: сама архитектура задает такие изгибы линий, которым вторят рисунок лестничных маршей, мебель, светильники. Попадая в интерьеры модерна, знаменитые дома Гауди или особняки Нанси, мы оказываемся в каком-то сказочном мире, где за витражным стеклом притаилась летучая мышь или сирена, а на волнообразной полке буфета пританцовывает переливающаяся удивительными глазурями ваза, из которой выбирается черт. Такое синтетическое видение связано с изменением иерархии видов искусств. В модерне декоративные искусства играют очень важную роль. К тому же меняется понимание возможностей тех или иных материалов.
Например, в модерне активно используется керамика для оформления фасадов. Одной из самых ярких иллюстраций является Майоликхаус в Вене, построенный и оформленный архитектором Отто Вагнером. Дом получил название по керамической плитке с цветочным рисунком, покрывающей фасад здания.
Другой известный памятник – московская гостиница «Метрополь» с огромным керамическим панно «Принцесса Грёза» по оригиналу Врубеля. Сюжетной основой послужила стихотворная драма Эдмона Ростана, французского поэта-неоромантика. Провансальский трубадур, очарованный рассказами о ливийской принцессе, красавице Мелисинде, отправляется в путь, мечтая о встрече с возлюбленной. Во время путешествия юноша заболевает, но ему является образ принцессы, что помогает добраться до цели. Однако, встретившись с любимой, он умирает. Врубель создал живописное панно, а в керамику оно было переведено на заводе Саввы Мамонтова. Сам Врубель много занимался керамикой, исследуя разные фактуры, возможности глазурей.
Эксперименты с материалами в целом свойственны модерну. Так, в стеклоделии в период модерна произошла настоящая революция, и связана она с именами Эмиля Галле и Луиса Комфорта Тиффани. Произведения обоих мастеров были оценены на всемирных выставках.
Эмиль Галле, уроженец Нанси, – одна из ключевых фигур ар-нуво. Он, ученый-ботаник, унаследовал фирму отца, занимавшегося керамикой и стеклом. И Эмиль Галле пришел к мысли о соединении науки и искусства. Он первым стал использовать травление стекла, что позволило добиваться невероятных эффектов. Причем стекло Галле многослойное, и каждый слой получает свой вариант разработки. Нередко в декор (хотя в модерне сложно разделить форму и украшение предметов) вплетаются цитаты из любимых поэтов-символистов. Сферой его исследовательских интересов были орхидеи, поэтому этот мотив очень часто появляется в стекле Галле.
Американец Тиффани получил образование в Европе. Ему также посчастливилось стать наследником ювелирной фирмы отца. Тиффани привлекали эффекты мерцающих переливов, возникавшие в античном стекле и связанные с процессами старения этого материала. Тиффани изобрел радужное стекло. Как правило, его предметы имеют формы растений. А затем появилось и «лава-стекло», имитирующее вулканические породы. Чрезвычайно востребованными оказались светильники витражного стекла, выполненные фирмой Тиффани. В несколько упрощенном варианте их повторяют до сих пор производители разных стран.
Искусство модерна удивительно разнообразно, и региональные различия поражают. Помимо мышления символами и грез о других мирах вариации модерна объединяют интонация декаданса и меланхолическая картина мира, что, возможно, было одним из предчувствий Первой мировой войны.
Ксения Апель, историк искусства, исследователь, преподаватель
Источник: WEALTH Navigator
Анализ «галантного века»

15 февраля 1710 года в Версале появился на свет будущий король Франции Людовик XV, прозванный Людовиком Возлюбленным. Его почти 60-летнее пребывание на троне (1715–1774 гг.), или «галантный век», совпадает с воцарением в искусстве Европы стиля рококо, который пришел на смену караваджистским драмам барокко. Во Франции, колыбели рококо, стили принято называть по именам королей. Так, сочетание барокко и классицизма XVII столетия известно как стиль Людовика XIV, рококо – стиль Людовика XV, а неоклассицизм – стиль Людовика XVI. И это вполне оправданно, считает Ксения Апель, ведь вкусы королей и их фавориток, особенно Людовика Возлюбленного и его избранницы, невероятной маркизы де Помпадур, оказали огромное влияние на искусство.
Михнов-Войтенко. Без образа

Его живопись «событийна и конкретна», ее «неверно называть абстрактной», настаивал этот художник, но его сопоставляют с Малевичем, Мондрианом, Кандинским и Поллоком. Его значение сравнивают со значением Бродского, Тарковского и Шнитке, но его имя известно куда меньшему числу людей. Речь идет о Евгении Михнове-Войтенко, петербургская выставка которого закончилась совсем недавно, а московская пройдет весной. Сергей Попов берется объяснить, почему наше внимание должно сосредоточиться на герое ленинградского андеграунда.
Еще раз про любовь

Пришедший на должность художественного руководителя театра «Шалом» чуть больше года назад Олег Липовецкий смог закончить в здании на Варшавском шоссе ремонт, длившийся девять лет, и главное – буквально вырвать театр из небытия. Сегодня Билеты туда не достать. Сам Олег тоже выходит на сцену как актер в постановке «Жирная Люба», как раз одном из хитов в афише «Шалома». В этом моноспектакле он говорит со зрителями о главном – о любви и мире в душе. Ведь «Шалом» в переводе с иврита и означает «мир». В интервью WEALTH Navigator Наталья Шастик также расспросила Олега Липовецкого о меценатах, демократии в театре и фигуре Творца в «Шаломе» и в жизни.
Асторическое в Петербурге

Легендарная «Астория» на Большой Морской, главным фасадом выходящая на Исаакиевскую площадь, впускающая в свои интерьеры грандиозного Исаакия, – место мифологическое. Как и положено историческим гранд-отелям, где реальность всегда перемешивается с выдумками, как строгий расчет с капризным мотовством в головах их богатых гостей. Наталья Роно рассказывает истории реальные и выдуманные, которые случались в «Астории» за 111 лет существования этого отеля.
Анализ «галантного века»

15 февраля 1710 года в Версале появился на свет будущий король Франции Людовик XV, прозванный Людовиком Возлюбленным. Его почти 60-летнее пребывание на троне (1715–1774 гг.), или «галантный век», совпадает с воцарением в искусстве Европы стиля рококо, который пришел на смену караваджистским драмам барокко. Во Франции, колыбели рококо, стили принято называть по именам королей. Так, сочетание барокко и классицизма XVII столетия известно как стиль Людовика XIV, рококо – стиль Людовика XV, а неоклассицизм – стиль Людовика XVI. И это вполне оправданно, считает Ксения Апель, ведь вкусы королей и их фавориток, особенно Людовика Возлюбленного и его избранницы, невероятной маркизы де Помпадур, оказали огромное влияние на искусство.
Михнов-Войтенко. Без образа

Его живопись «событийна и конкретна», ее «неверно называть абстрактной», настаивал этот художник, но его сопоставляют с Малевичем, Мондрианом, Кандинским и Поллоком. Его значение сравнивают со значением Бродского, Тарковского и Шнитке, но его имя известно куда меньшему числу людей. Речь идет о Евгении Михнове-Войтенко, петербургская выставка которого закончилась совсем недавно, а московская пройдет весной. Сергей Попов берется объяснить, почему наше внимание должно сосредоточиться на герое ленинградского андеграунда.
Еще раз про любовь

Пришедший на должность художественного руководителя театра «Шалом» чуть больше года назад Олег Липовецкий смог закончить в здании на Варшавском шоссе ремонт, длившийся девять лет, и главное – буквально вырвать театр из небытия. Сегодня Билеты туда не достать. Сам Олег тоже выходит на сцену как актер в постановке «Жирная Люба», как раз одном из хитов в афише «Шалома». В этом моноспектакле он говорит со зрителями о главном – о любви и мире в душе. Ведь «Шалом» в переводе с иврита и означает «мир». В интервью WEALTH Navigator Наталья Шастик также расспросила Олега Липовецкого о меценатах, демократии в театре и фигуре Творца в «Шаломе» и в жизни.
Рождество в сине-белых тонах

Ксения Апель – о том, как датский фарфор покорил мир, рождественском специалитете и взаимосвязях Дании и России.
Оставить комментарий