Стена препятствий


На пути экономического роста мировой экономики сегодня ряд серьезных преград. России же, по мнению Ярослава Лисоволика, ожидание роста придется отложить как минимум до следующего года.

10.05.2016




Img_9867
Ярослав Лисоволик

Главный экономист Евразийского банка развития.

Ожидания относительно состояния мировой экономики в течение года нередко отслеживаются финансовыми рынками на основе того, в какую сторону и насколько будут пересмотрены Международным валютным фондом (МВФ) прогнозы по росту мирового ВВП. Судя по последним пересмотрам прогнозов МВФ, в текущем году ситуация выглядит ненамного лучше, чем в 2014–2015 годах: в апреле МВФ снизил прогноз мирового ВВП на 0,2 процентного пункта (до 3,2%) в 2016 году и на 0,1 процентного пункта (до 3,5%) в 2017 году. Таким образом, если в 2015 году темпы прироста мирового ВВП составили 3,1% (в 2014-м – 3,4%), то в 2016-м ситуация, по мнению МВФ, существенно не изменится и рост мирового хозяйства будет оставаться ниже своих долгосрочных значений последних 10–15 лет.

Один из главных негативных факторов для мирового экономического роста – снижение темпов роста мировой торговли на фоне конкурентной девальвации валют и набирающего обороты протекционизма. По данным ВТО, рост мировой торговли товарами в 2012–2014 годах составил лишь 2,4%, это самый низкий показатель за все время наблюдений. По прогнозам ВТО, в 2015–2016 годах мировая торговля будет прирастать немногим более чем на 3,5%, что все равно ниже средних показателей последних 25 лет. Такого рода динамика неудивительна, ведь на фоне замедления глобального роста крупнейшие экономики мира, в том числе и наиболее развитых стран, значительно расширили использование протекционистских мер. По данным Global Trade Alert, со времени финансового кризиса 2007–2008 годов мировая экономика вошла в полосу рекордных уровней протекционизма.

Помимо рекордных уровней ограничений в торговой сфере следует также отметить рекордно низкие темпы роста производительности труда в мировой экономике. Отчасти это может быть связано не только с глобальными масштабами протекционизма, но также со спадом трансграничных инвестиционных потоков, прежде всего прямых иностранных инвестиций. Прибавим к этому рекордно высокие уровни неравенства доходов населения в развитых странах ОЭСР (о негативном воздействии неравенства на экономический рост стран в последнее время заявляет МВФ), слабость глобальных институтов (таких как ВТО), а также эскалацию экономической напряженности в области миграционных потоков – и картина вырисовывается мрачная. Практически все сферы мировой экономики – торговля товарами и услугами, инвестиционные, а также миграционные потоки – испытывают ограничения.

На фоне нагромождения таких препятствий для мирового экономического роста неудивительно, что риски снижения экономического роста или стагнации остаются высокими и наблюдаются во всех центрах мировой финансовой системы.

С начала года наибольшую озабоченность финансовые рынки испытывали по поводу Китая, что, прежде всего, связано с фактором высокого долгового бремени – общий долг государства, компаний и домохозяйств в Китае превысил 280% ВВП в 2015 году, что примерно соответствует уровням крупнейших развитых стран, но существенно превышает уровни развивающихся рынков. Опасения по поводу обесценения юаня, коррекции на фондовом рынке и стремительного падения валютных резервов Китая дополняются негативной статистикой по динамике роста экономики. В текущем году темпы роста китайской экономики опустились до менее 7%, и теперь по росту ВВП Китай отстает от одного из своих ключевых конкурентов в Азиатском регионе – Индии.

С другой стороны, Еврозона и США оказались относительно устойчивы к реализовавшимся в 2015 году рискам. Так, восстановление потребления на фоне низких ставок в еврозоне, рост кредитования, заработных плат и снижение безработицы, а также поддержка экспорта слабым курсом евро способствовали росту экономики еврозоны на 1,5% (в 2014-м – на 0,9%). ВВП США в 2015 году вырос на 2,4%, как и в 2014-м. Среди положительных факторов 2015 года можно выделить мягкие финансовые условия, восстановление рынка недвижимости, рост заработных плат и нахождение уровня безработицы ниже своего естественного уровня.

В то же время есть риски ухудшения экономической динамики как в Европе, так и в США. В краткосрочном плане ключевым европейским риском для мировых финансовых рынков станет голосование в Великобритании о выходе из ЕС. Реализация сценария Brexit (выхода королевства из Евросоюза) может привести к резкому росту волатильности на финансовых рынках, а также снижению темпов роста инвестиций и ВВП в ЕС на фоне уже значительных сложностей, испытываемых Европой в связи с миграционным кризисом. В США дальнейшее повышение ставок со стороны ФРС может привести к коррекции на перегретых сегментах финансовых рынков (прежде всего на фондовом рынке), а также к замедлению экспорта в условиях дорожающего доллара.

Перед Россией в связи с высокой зависимостью от динамики мировой экономики и цен на нефть задачи стоят во многом схожие с повесткой структурных преобразований в масштабах мировой экономики – активизация инвестиционного роста, ускорение производительности труда, стимулирование конкуренции. Тем не менее есть и определенные перспективы улучшения макро­экономических показателей даже на фоне сохраняющегося негативного глобального фона. Так, одним из откровений этого года может стать заметное замедление инфляции – возможно, до 7–7,5% по сравнению с 15% в середине 2015 года. Это уже создает достаточное пространство для снижения ставок со стороны ЦБ, что, в свою очередь, может оказать положительное воздействие на ускорение роста кредитования и на восстановление как инвестиций, так и уровня потребления домохозяйств. К сожалению, само по себе снижение ставок кардинально картину с экономическим ростом не изменит, и ожидание положительных темпов роста российской экономики придется, скорее всего, отложить по крайней мере до имеющего «сакральный смысл» для российского предпринимательства 2017 года. 



10.05.2016

Источник: SPEAR'S Russia #5(58)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз