Средство от головной боли
Инвестиционные предпочтения клиентов не поспевают за появлением новых продуктов (и устареванием привычных). Андрей Бабиян, директор Alfa Capital Wealth, поделился со SPEAR’S Russia своими мыслями о том, какие активы будут в фаворе завтра, и о роли управляющих компаний в этом новом мире.

Место не уступите?
На наших глазах индустрия asset management меняет привычный облик. С одной стороны, на рынок управления благосостоянием активно выходят новые игроки и теснят старожилов. С другой – клиенты переключаются на инвестиционные инструменты, которым раньше не придавали большого значения. У состоятельных россиян, которые хотят сохранить и приумножить капитал, с каждым годом появляется множество новых опций.
Мы все помним, что еще несколько лет назад хайнеты предпочитали размещать свои средства с помощью частных банков. Из них особыми симпатиями по традиции пользовались швейцарские. Теперь же выбор становится гораздо менее очевидным: не только в нашей стране, но и во всем мире банки больше не являются для владельцев состояний единственной точкой входа на финансовые рынки. Многолетние лидеры индустрии сдают позиции под натиском конкурентов – управляющих активами, брокерских домов, страховых компаний, даже цифровых супермаркетов.
Управляющие компании (УК) включились в эту гонку и успели заработать в ней много очков. Состоятельным клиентам некоторые из УК предлагают больше, чем просто собственные инвестиционные продукты, управляемые стратегии: это и доступ к обслуживанию в банках, причем в разных, с возможностью выбора лучших условий, и страховые программы, и другие финансовые сервисы. Плюс консультации по налоговым, юридическим вопросам, разнообразные lifestyle-услуги – помощь в организации путешествий, обучения, в проведении праздников и т.д.
По такому важному параметру, как надежность, УК зачастую выигрывают у конкурентов. Управляющие не занимаются операциями по вложению собственных средств в кредиты, проекты и в этом смысле защищены. Они фокусируются исключительно на рисках, связанных с колебаниями рынков, которые можно успешно компенсировать за счет построения эффективной системы риск-менеджмента.
Что еще отличает российские УК – так это внедрение цифровых технологий опережающими темпами. Управляющие начали удаленно открывать счета новым клиентам, используя возможности идентификации через портал госуслуг. Вы можете покупать и продавать инвестиционные продукты, видеть структуру своих вложений, получать отчетность, ни разу не побывав в офисе компании или ее представителя. Можете определить свой риск-профиль путем онлайн-анкетирования, через мобильные гаджеты взаимодействовать с консультантом или просматривать свежую аналитику. Следующий «квантовый скачок» на рынке управления активами – это использование элементов искусственного интеллекта и создание электронных консультантов-робо-эдвайзеров, которые автоматически подбирают клиенту оптимальный портфель и имеют способность к машинному обучению.
В том, что касается скорости проведения операций, качества аналитики и отчетности, лучшие УК тоже постоянно совершенствуются и гибко реагируют на запросы потребителей. Учитывать желание клиента – для нас это закон бизнеса. Неудивительно, что владельцы капитала все чаще отдают предпочтение управляющим, объективно оценивая достоинства предлагаемых услуг.
Биткоины как искусство
Самое главное достижение – на мой взгляд, в том, что управляющие научились говорить с клиентами на одном языке. В крупных компаниях есть правило: персональные консультанты должны прекрасно разбираться в моде, спорте, машинах, элитных винах и прочем luxury. Они в курсе последних геополитических событий, культурных новинок. Поэтому могут не только хорошо объяснять суть инвестиционных продуктов, но и обсуждать с клиентами другие волнующие их темы – от профессиональных и имущественных вопросов до семейных дел и личных увлечений.
Скажем, сейчас некоторые хайнеты интересуются возможностями вложений в криптовалюты. Наши зарубежные конкуренты уже предлагают состоятельным клиентам приобретать Bitcoin, Ethereum и прочие альткоины. Мы следим за этим трендом, в курсе всего происходящего, но наша позиция такова, что инвестировать существенные ресурсы в виртуальные активы еще преждевременно. Да, на коротких интервалах отдельные сделки могут приносить очень высокую доходность. Но можно и все потерять. Помните бум доткомов и его печальное завершение в 2000 году?
Другое интересующее клиентов направление – это инвестиции в современное искусство. Согласно данным Knight Frank, за последние 10 лет на таких вложениях можно было заработать до 300% – отличный результат! Для сравнения: покупка картин старых мастеров принесла бы среднюю доходность в 70%. Тоже неплохо. Кто-то скажет «всего 70%», но ведь речь о вложениях в проверенные временем ценности, поэтому и уровень рисков здесь заметно ниже.
Если кому-то нужны высокие проценты и он готов рисковать, то на том же фондовом рынке есть много подходящих вариантов. Например, можно подобрать акции перспективных стартапов или привлекательных компаний из развивающихся стран. Хотя я считаю, что в нынешних геополитических и макроэкономических реалиях все-таки целесообразнее смотреть на мир консервативно и уделять внимание облигациям. Это тоже своеобразная «классика», которая не устаревает, обретая в современных условиях дополнительную ценность.
В поисках баланса
Еще одна причина идущих изменений в индустрии asset management – снижение ставок по депозитам. К нам приходят новые клиенты, которых перестали устраивать доходности рублевых вкладов, не говоря уже о валютных. К сожалению или к счастью, но расцвет эпохи депозитов остался в прошлом, всех интересуют альтернативные варианты размещения средств.
Самый близкий ко вкладам инструмент по соотношению риска и доходности – как раз облигации, особенно государственные и выпущенные крупными надежными компаниями. Доходности по ним выше, а риски сопоставимы. И в рублях, и в валюте такие вложения приносят достойную отдачу, это оптимальный вариант для консервативных инвесторов.
Что же касается инвестиций в недвижимость, которыми состоятельные люди тоже интересуются, – здесь ситуация неоднозначная. Можно выделить точечные проекты, которые выглядят привлекательными, но в большинстве случаев покупка квадратных метров вряд ли в момент себя оправдает. Мы наблюдаем затоваривание рынка жилья, несмотря на щедрые ценовые уступки, на которые вынуждены идти продавцы. Невыгодными выглядят даже вложения на стадии котлована. Новостройки, конечно, дорожают с приближением к окончанию работ, но только не на 30–50%, как в тучные годы, а в лучшем случае на 10–15%. И это при возросших рисках.
Иногда клиенты советуются с нашими консультантами насчет покупки недвижимости для ее дальнейшей сдачи в аренду. В таких случаях я советую вдумчиво все просчитать. Например, в Москве при нынешних арендных ставках потребуется в среднем больше 30 лет, чтобы инвестиции в жилье окупились. Срок слишком большой, и он только увеличился из-за роста налоговой нагрузки, который связан с тем, что квадратные метры теперь оцениваются по кадастровой стоимости.
Наконец, перед хайнетами, которые вкладывались в недвижимость в прошлом, когда это было трендом, часто встает вопрос о консолидации своих разрозненных активов. Именно управляющие предлагают для этого удобный и выгодный механизм – создание под ключ закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФа), в который можно вносить не только недвижимость, но и ценные бумаги, другое имущество. У ЗПИФов есть ряд преимуществ по сравнению с владением собственностью напрямую, через траст или доверительное управление. Например, успешно решаются проблемы избыточного налогообложения благодаря своеобразным налоговым каникулам, активы надежно защищены, действует комфортный режим дарения и наследования… Перечислять можно долго. И все это здесь, в российской юрисдикции, а не где-то далеко. То есть да, благодаря законодательным новациям на российском рынке коллективных инвестиций наступает новая эра возможностей для индивидуального структурирования активов.
В целом, по словам наших крупных клиентов, в современных условиях обладание крупным капиталом создает немало сложностей: нужно неустанно думать, что делать со своими активами – как их сохранить, где разместить, чтобы приумножить. И задача управляющих – предлагать профессиональные варианты ответов, заботиться о том, чтобы этой головной боли у клиентов не возникало.
Источник: SPEAR'S Russia #9(71)
Инвестиции категории must have

Социально ответственные инвестиции больше не относятся к категории nice to have, но становятся неотъемлемой частью портфеля must have, утверждает Улан Илишкин и объясняет, как вложиться в новый глобальный тренд.
Есть ли будущее у российского рынка?

Регина Гирфанова, инвестиционный директор Sber Private Banking, – о «новой» экономике и о том, могут ли отечественные компании быть в ней конкурентными.
Создание ценности

Игорь Лисиненко, основатель компании «Май», – о потреблении чая и кофе в России, экспорте и прогнозах стоимости продукции.
Профессионализм – это не просто мастерство, это отношение

В 2020 году SPEAR’S AwardS признал команду Private Banking ВТБ легендарной на рынке. О том, почему это важно и в чем заключается философия бизнеса, рассказал Дмитрий Брейтенбихер.
Перемены. Взгляд изнутри

Трансформация Sber Private Banking происходит в ежедневном режиме без перерывов и выходных. Линейность изменений, по мнению Евгении Тюриковой, просто не подходит большой организации.
Win-win в действии

Два фактора могут оказать существенное влияние на работу любой, даже самой сильной компании. Это резкие сдвиги в экономике и механизмах потребления. В нынешних кризисных обстоятельствах, как впрочем и в любых других, корпорации должны приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить инновационную активность и продолжить развитие. Но где взять новые идеи и проекты и как собрать команды для их реализации? Рассказывает Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК
Во что инвестировать 1 млн долларов прямо сейчас

Задумываясь о стратегии инвестиций в текущей ситуации, я бы не исходил только из классических инвестиционных задач. Изменения, связанные с коронавирусной инфекцией, потребуют от многих россиян реакции и вложений в обеспечение привычного уровня безопасности, комфорта и стиля жизни, считает частный Андрей Бут.
Миллион в метрах

Марина Шалаева, директор департамента зарубежной недвижимости и частных инвестиций Knight Frank Russia, рассматривает консервативные и смелые варианты инвестировать 1 млн долларов.
Код безопасности

Пока Big Tech выходит на финансовые рынки, банки сами торопятся превратиться в технологические компании, и героем нашего времени часто становится не клиентский менеджер или инвестиционный управляющий, а программист. Это добавляет удобства и клиентам, и бизнесу, но создает дополнительные возможности для злоумышленников. Глава Swordfish Security Юрий Сергеев рассказал SPEAR’S Russia, сколько ошибок совершают программисты, как дорого они могут обойтись и какие банки следует считать самыми безопасными.
Тотальный wealth management

Вероника Жукова, директор управления финансовых продуктов и развития платформы Sber Private Banking, - о цифровом настоящем, предъявляющем строгие требования всем участникам индустрии управления частными капиталами, и цифровом будущем, которое сделает жизнь хайнета намного удобнее.
Кто побеждает в кибербоях

С каждым годом киберпреступность приобретает все большие масштабы: открытые военные операции, шпионаж и саботаж не так часто выходят на первые полосы СМИ, однако специалистам, разрабатывающим технологии по отслеживанию и нейтрализации угроз, очевидно – бизнес, а иногда и целые государства не всегда готовы противостоять атакующим. Как узнать врага в лицо и выбрать релевантную защиту для себя и своего бизнеса, не тратя баснословных сумм на никому не нужные антивирусы, узнала руководитель А-Клуба Алина Назарова в беседе с Ильей Сачковым, генеральным директором и основателем Group-IB.
Делать мир лучше

Глава Mastercard в России Алексей Малиновский объясняет, как связаны платежная система и культура, и рассуждает о принципиальных идеях и технологической системе, стоящих за маленькими пластиковыми прямоугольниками, а также о том, что может прийти на смену картам.
Окно в Америку

В 2019 году «Фридом Финанс» стала лучшей инвестиционной компанией года по версии SPEAR’S Russia Wealth Management Awards и прошла листинг на NASDAQ. Ее глава Тимур Турлов рассказал журналу об издержках и выгодах присутствия на главной биржевой площадке США, росте инвестиционного спроса в России, эпохе высокой инфляции и главном тезисе успешного инвестора.
Глобальное финансовое зрение

Павел Теплухин, генеральный партнер бутика Matrix Capital, о том, для каких инвесторов последствия санкций остались в прошлом, что произойдет с ценами на российские акции, и какая стратегия позволила фонду облигаций REMFI войти в тройку лучших по соотношению «риск–доходность» на развивающихся рынках.
Как скоро наличные окажутся под запретом?
Кирилл Шмидт рисует мрачную картину наступления эпохи криптоэтатизма. Чтобы вмешаться в нашу жизнь по-настоящему, государству стоит всего лишь иначе взглянуть на деньги.
Письма о криптофинансах: письмо второе
Сегодня «криптовалютами» называют все криптоактивы, существующие на рынке. Однако их технологические решения и – что еще более важно – задачи и экономические стимулы различаются.
Оставить комментарий