Совет да любовь
Ольга Ващилина делится рецептом, как перестать беспокоиться и начать покупать предметы искусства, и рисует портрет российского коллекционера завтрашнего дня.
Ольга Ващилина
Коллекционер и куратор частных коллекций, преподаватель арт-менеджмента в бизнес-школе RMA.
Арт-адвайзер становится для русского коллекционера частью семьи. Поэтому 90% хайнетов выбирают консультантов по тому, насколько с ними комфортно общаться, проводить свободное время и вообще находиться рядом. Знание рынка искусства здесь, наверное, не на первом месте – в приоритете надежность, обаяние, умение говорить и молчать, чувство юмора и даже умение разбираться в вине. И это логично: часть удовольствия от картины – это удовольствие от процесса выбора и покупки.
А львиная доля успеха – совпадение вкусов в искусстве. Если человек сделал выбор в пользу старых мастеров, у нас с ним не возникнет художественно-эстетической химии. Я никогда в жизни не объясню поклоннику Рембрандта, что Шерри Левин – это тонко, интеллектуально и прекрасно, и за нее не жалко отдать серьезную сумму.
В союзе коллекционера и адвайзера обязательно должна быть общая динамика, единый вектор развития. Условно говоря, консультант должен обожать Поллока и де Кунинга, а коллекционер – мечтать о масштабном собрании американского абстракционизма. Коллекционер и адвайзер – единомышленники и партнеры, это их общий проект. Очень важна обоюдная страсть к искусству и желание развиваться вместе – в искусстве много возможностей для этого, от создания лучшей коллекции в мире и открытия частного музея до покупки арт-издательства или аукционного дома. Любовь к искусству может перерасти в серьезный бизнес, и главное – это команда.
Искусство компромисса
Главное, что должен делать начинающий коллекционер, – это смотреть и видеть искусство постоянно, быть в нем. Тематика второстепенна, это могут быть Серов, Капур или японская керамика – любое качественное произведение искусства формирует вкус. Ведь коллекционирование идет не по принципу «хочу – не хочу», а по принципу «нравится – не нравится». Пройдет время, и коллекционер дорастет до своего арт-адвайзера, а потом может и перерасти его. Очень важно, чтобы коллекционер всегда чувствовал развитие, его не должны пугать новые открытия в мире искусства, смена идеи и пристрастий. И главным проводником в этом процессе является арт-адвайзер.
Если коллекционер сам что-то увидел и решил купить – он вряд ли будет советоваться с адвайзером: успешный бизнесмен уверен, что любой его выбор – правильный. Для него покупка – ход в игре в доказательства, точка в мировоззрении, ступенька в самопознании. И адвайзер должен это учитывать и ни в коем случае не переубеждать, лишь подсказать, что человек не сможет продать картину за ту же цену, какую платит при покупке, и что, скорее всего, лет через десять она ему самому разонравится. Главное – сделать это тактично. Я радуюсь, когда мои клиенты сами открывают для себя новые галереи и выставки. Знаю, что человек не купит качество хуже того, что я ему показала, и если он находит вещи лучше, чем я советую, – для меня это ступень роста.
Поколение ковра
Иностранцы часто спрашивают меня: «Почему русские так мало покупают?» Интересный вопрос – ведь деньги у них есть. Тем не менее галеристы – 35–50-летние состоятельные люди – действительно покупают крайне мало. Кто задается этим вопросом, рекомендую обратиться к недавнему прошлому, к обстановке 1960–1980-х годов, на которые пришлись детство и юность сегодняшних потенциальных коллекционеров. Стандартная безликая мебель, на стенах – ковры, рога и гитара; высшая цель и ценность – стиральная машина и велосипед. Если так живут родители, то и следующее поколение обречено переоценивать значимость машин, яхт, бриллиантов и забывать, что вложения в искусство – это вложения в объем собственной личности.
Должна существовать норма жизни с искусством, а привычка к коллекционированию, как и сами коллекции, передается от поколения к поколению.
Говорят, чтобы заработать деньги, нужна компетентность, а чтобы потратить – культура. Пожелаем начинающим коллекционерам грамотно выбрать путь в мир искусства.
Источник: SPEAR'S Russia #11(53)
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Манипуляции на максималках в замыленной субъективной реальности
Руслан Юсуфов – об устройстве информационных пузырей, механике неравенства, могуществе технологических компаний, бесправии пользователей, культах будущего, конспирологических искажениях сознания, а также о важности самонаблюдения и надежде, которую искусственный интеллект и люди то дают, то отнимают друг у друга.
Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
Красота нашей бренности
Конец 2023 года ознаменовался примечательным событием в культурной жизни Германии. В Мюнхене проходит первая в истории страны выставка одного из самых дорогих и неоднозначных художников современности – Дэмиена Хёрста, создателя инкрустированных бриллиантами черепов и заспиртованных чучел животных. Ретроспективная выставка enfant terrible современного искусства (экспозиция собрала созданные за 40 лет его знаковые работы) позволяет Ксении Апель поразмышлять о смерти в искусстве, ключевой теме для Хёрста и многих других художников.
Оставить комментарий