Сокровища иудеев


Итоги февральских аукционов по искусству импрессионизма и модернизма, знаковые онлайн-торги Энди Уорхола, самовары от Фаберже и, что особенно интересно в контексте «израильского» номера SPEAR’S russia, выставка-продажа еврейского искусства из Steinhardt Judaica Collection – Ирина Удянская продолжает знакомить вас с новостями ведущих аукционных домов.

18.03.2013




Свиток Эсфирь. Середина XVIII века. Из коллекции Майкла и Джуди Стейнхард.


Рекорды февраля

Отличные результаты обнародовал Sotheby’s по итогам двухнедельных торгов, посвященных искусству импрессионизма, модернизма и сюрреализма: 238,4 млн фунтов. По сравнению с аналогичной аукционной серией в прошлом году продажи выросли на 47%. В торгах участвовали покупатели из 52 стран, однако особую активность проявили коллекционеры из Латинской Америки. Более половины лотов ушли с молотка за сумму, превышающую верхнюю планку эстимейта.

Главный шедевр торгов – портрет Марии-Терезы Вальтер Femme Assise Pres D’Une Fenetre 1932 года кисти Пабло Пикассо – был приобретен анонимным покупателем за 28,6 млн фунтов. Вторым по стоимости топ-лотом стал триптих Фрэнсиса Бэкона Three Studies for a Self-Portrait, проданный за 13,8 млн фунтов. «Женщина, мечтающая о побеге» Хуана Миро из коллекции Мириам и Айры Д. Уоллак, о которой мы писали в предыдущем номере, ушла за 8,4 млн фунтов (эта картина впервые появилась на рынке спустя 50 лет после того, как семья Уоллак приобрела ее напрямую у дилера Миро – Пьера Матисса). Ценовой рекорд установила знаменитая работа Эгона Шиле «Любовники» (7,8 млн фунтов), став самым дорогим из когда-либо проданных рисунков, выполненных художниками на бумаге. Торги вели два самых звездных и опытных аукциониста Sotheby’s – Генри Уайндхэм и Тобиас Мейер.

В свою очередь, аукционный дом Christie’s объявил, что суммарная выручка по итогам вечерних торгов «Искусство импрессионизма и модернизма» и «Искусство сюрреализма» составила 136,4 млн фунтов. Главным топ-лотом, как и следовало ожидать, оказалась работа Амедео Модильяни «Жанна Эбютерн (в шляпе)», приобретенная за 26,9 млн фунтов, что значительно превысило верхнюю планку ее оценочной стоимости. В ходе торгов, в которых участвовали покупатели из 19 стран, было установлено пять новых ценовых рекордов, включая продажу портрета кисти Берты Моризо, ставшего самым дорогим произведением женщины-художника, рекорд на скульптуру Рене Магритта, а также на произведения Альберто Маньелли, Кей Сейдж и Оскара Домингеса. «Зонтик» Пьера Ренуара при эстимейте 4–7 млн фунтов ушел с молотка за 9,6 млн, что объясняется превосходным провенансом картины: одним из ее первых владельцев был Эрвин Дэйви, в 1889 году подаривший музею «Метрополитен» две работы Эдуарда Мане, а впоследствии она перешла к бостонскому коллекционеру и меценату Роберту Трити Пэйну II.

Успешно прошел и февральский аукцион Christie’s «Послевоенное и современное искусство», на котором были представлены знаковые работы четырех поколений британских художников ХХ века – Фрэнсиса Бэкона, Аллена Джонса, Питера Дойга, Дэвида Хокни, Дэмиена Херста (его туши животных в формальдегиде пользуются стабильным спросом на рынке: на этот раз половина овцы «заработала» 1,9 млн).

«Мы стали свидетелями поистине великолепного вечернего аукциона, мастерски проведенного Юсси Пилкканеном, который бойко принимал ставки от покупателей со всего мира, – комментирует Фрэнсис Аутрид, международный директор и глава департамента послевоенного искусства “Christie’s Европа”. – За некоторые работы боролись покупатели на 14 телефонах, и это говорит о том, что спрос на современное искусство продолжает расти. Установлено пять новых мировых ценовых рекордов, в том числе на картины Питера Дойга и Пьера Сулажа, наравне с повышением интереса к творчеству Баскии, Бэкона, Хокни и Рихтера».

Итоговый результат торгов составил 81,6 млн фунтов.

Суп «Кэмпбелл» онлайн

Christie’s продолжает эксперименты в области инновационных технологий: с 26 февраля по 5 марта в пока еще новом и необычном формате онлайн-торгов прошел аукцион «Энди Уорхол @ Christie’s». «Торги подобного формата – превосходный способ продажи и покупки работ Энди Уорхола, – говорит глава департамента современного искусства Christie’s Эми Капеллаццо. – Мечты Уорхола о всеобщей доступности искусства делают его предшественником эры Интернета. Наши онлайн-торги помогают всем, кто понимает ценность творчества этого выдающегося мастера, стать обладателем одной или нескольких его работ».

В течение недели любой желающий мог зарегистрироваться для участия в аукционе и побороться за право обладания картинами, рисунками, фотографиями и образцами тиражной графики Уорхола. Эстимейты варьировались от 600 до 70 тыс. долларов. Приобрести в онлайн-режиме можно было как уникальную литографию «Я навсегда полюбил твои поцелуи» с изображением отпечатков губ Мэрилин Монро, так и знаменитые муляжи консервных банок с супом Cambell’s – «визитную карточку» Уорхола (эстимейт – 50–70 тыс. долларов). Участники онлайн-аукциона, сделав ставку на тот или иной лот, получают информацию о новых ставках по телефону, так же договариваются о доставке приобретенной работы, а потом могут оплатить покупку из любой точки земного шара. На протяжении 2013 года Christie’s планирует провести серию эксклюзивных онлайн-аукционов совместно с Фондом Энди Уорхола.

Что касается традиционного «живого» формата, в апреле Christie’s проводит в Нью-Йорке аукцион русского декоративно-прикладного искусства. Среди топ-лотов – зажигалка от Фаберже в виде миниатюрного самовара (эстимейт 40–60 тыс. долларов), изящная спичечница в форме мыши (эстимейт 20–30 тыс. долларов), крошечная золотая шкатулка, инкрустированная драгоценными камнями (40–60 тыс. долларов), и многое другое.

Иудаика от Майкла Стейнхардта

Сын бруклинского скупщика краденого, эксцентричный коллекционер, один из первых по-настоящему известных управляющих хедж-фондами, глава Steinhardt Partners, друг Билла Клинтона и защитник пингвинов с Фолклендских островов Майкл Стейнхардт решил расстаться с коллекцией еврейского искусства, которую он вместе с женой Джуди собирал в течение 30 лет. «Теперь, когда мне исполнилось 72 года, пришло время передать ее новому поколению», – говорит он.

29 апреля в Нью-Йорке Sotheby’s представляет аукцион A Treasured Legacy: The Michael & Judy Steinhardt Judaica Collection – около 400 лотов, отражающих иудейскую историю со времен античности до наших дней, общей стоимостью 11 млн долларов. Топ-лоты коллекции уже побывали в Москве и Иерусалиме. А специалисты Sotheby’s на данный момент путешествуют по миру (Гонконг, Сингапур, Бразилия, США, Европа) с лекциями о еврейском искусстве.

Главное сокровище коллекции – «Мишне Тора» (1457–1465) выдающегося еврейского философа и богослова Маймонида – великолепно иллюстрированный манускрипт, первый том которого хранится в библиотеке Ватикана (эстимейт 4,5–6 млн долларов). Один из самых древних артефактов – акваманил (сосуд для омовения рук во время религиозных церемоний) из бронзы в виде льва, созданный в конце XII века, оцененный в 200–400 тыс. долларов. На сегодняшний момент известно всего четыре средневековых акваманила, на которых сохранились надписи на иврите, что делает данный экземпляр очень редким. Серебряное блюдо, подаренное мэру Лондона старейшей синагогой Великобритании Bevis Marks в 1719 году (эстимейт 400–600 тыс. долларов), стало символом благодарности еврейской общины английским властям за свободу и возможность жить не в гетто.

Sotheby’s регулярно проводит торги предметами иуда­ики из частных коллекций таких легендарных в еврейском мире личностей, как Майкл и Дорис Загайские, Мозес Монтефиоре, Видал Сассун, выручая солидные суммы. Однако собрание Стейнхардта обещает стать самой значительной подобной распродажей за последние 50 лет.

Атлас

Материалы по теме



Ирина Удянская
18.03.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (4)

Rexie 14.01.2014 10:05

This artlcie went ahead and made my day.

Johannah 06.06.2013 17:58

Sharp thinking! Thanks for the awnser.

Ryne 06.06.2013 17:57

I told my kids we'd play after I found what I nedeed. Damnit.

Kailan 06.06.2013 17:57

Superb ifnromation here, ol'e chap; keep burning the midnight oil.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.