Сохранить и передать


Любой состоятельный человек в какой-то момент начинает задумываться о передаче активов, долей в бизнесе и накоплений молодому поколению. Джереми Манн уверен, что если заблаговременно, еще при жизни, урегулировать все вопросы, связанные с наследованием, это станет гарантией того, что капиталы перейдут именно к тем наследникам, которые указаны наследодателем, и будут надежно защищены и сохранены для следующих поколений.

24.03.2011




Jeremy_mann
Джереми Манн

Глава отдела развития бизнеса Lancaster Trustees

На первый взгляд, успешная передача состояния по наследству не составляет особого труда, но не все так просто – часто задача осложняется тем, что люди категории HNWI имеют активы в нескольких юрисдикциях, в которых правила и процедуры в отношении порядка наследования и распределения наследственной массы иногда существенно разнятся. Кроме того, круг наследников, как настоящих, так и потенциальных, в дополнение к кредиторам, может оказаться очень широким, что при отсутствии надлежащего перспективного планирования неизбежно ведет к высоким налоговым издержкам. Наконец, даже если на момент смерти наследодателя известны все наследники и местонахождение всех активов, это отнюдь не означает, что они будут в состоянии правильно распорядиться ими.

К счастью, есть надежные механизмы, позволяющие обойти эти подводные камни, хотя в большинстве случаев это потребует передачи активов в течение вашей жизни или участия наследников в управлении ими. В конечном счете необходимо рассмотреть и концепцию полного отказа от контроля над активами. Глава семейного бизнеса должен позаботиться о планировании преемственности для обеспечения безбедного существования следующего поколения.

Когда прямая передача капитала наследникам нежелательна и чревата значительными издержками, оптимальным решением станет передача активов в профессионально управляемые трасты, фонды или корпоративные структуры, где хайнеты будут сохранять бенефициарный интерес.

Создание корпоративной структуры собственности означает, что передача акций материнской или дочерних компаний должна существенно упростить обеспечение преемственности без налоговых последствий. Однако и здесь алгоритм действий в случае смерти текущего владельца должен быть заранее четко прописан. Попутно отмечу, что корпоративные структуры дают возможность участия в процессе принятия решений и использования активов. Это проторенный путь, по которому идет большинство специализированных компаний, оказывающих корпоративные услуги (в том числе и на Кипре) и активно вовлеченных в управление бизнесом и/или личным имуществом состоятельных клиентов.

Трасты и фонды способны обеспечить достаточную гибкость для решения всего круга вопросов, связанных со структурированием капитала, а также защиту активов и плавную их передачу одним поколением другому. Важно отметить, что концепция траста предусматривает безвозмездную передачу: дарение активов текущим владельцем – учредителем траста доверительному собственнику, который становится их законным владельцем и обязан действовать в интересах выгодоприобретателей траста. Очевидно, что факт утраты контроля над своим имуществом – камень преткновения для многих состоятельных клиентов.

Решение вопросов, связанных с определением круга выгодоприобретателей траста или фонда, возможностью их изменения в будущем, а также с назначением лица, уполномоченного вносить подобные изменения, не менее важно, чем составление самого трастового соглашения или правил фонда. Траст – очень гибкий инструмент, но в то же время его гибкость можно существенно ограничить в соответствии с пожеланиями клиента. В некоторых случаях требование сохранения рычагов контроля у учредителя продиктовано насущными обстоятельствами и невозможностью предсказать развитие событий в будущем, поэтому очень важно предусмотреть шанс внесения изменений на случай непредвиденных обстоятельств.

Как правило, трасты предоставляют доверительному собственнику полную свободу действий, в то время как учредителю остается только уповать на добросовестное исполнение доверительными собственниками своих обязательств перед бенефициарами. В ряде юрисдикций законодательно предусмотрена возможность сохранения определенных полномочий у учредителя или указанных им лиц. Но эти полномочия представляют собой палку о двух концах, и пользоваться ими следует с большой осторожностью, поскольку сохранение контроля у учредителя делает активы траста уязвимыми для налоговых претензий и снижает степень защищенности их.

Учреждение компании, единственной целью которой будет деятельность в качестве доверительного собственника или члена совета директоров и созданной как частная трастовая компания (ЧТК), может позволить клиенту сохранить влияние на принятие решений доверительного собственника посредством представительства в совете директоров ЧТК. Использование ЧТК целесообразно при наличии нескольких трастов у одного клиента, необходимости более широкого вовлечения консультантов или семейного офиса. Во многих случаях предусмотрено назначение протектора. Это лицо, которое санкционирует определенные решения доверительного собственника и имеет право его смещать. Обычно протектор – доверенное лицо учредителя или независимый профессионал.

В отличие от траста, совет фонда в целом не имеет фидуциарных обязанностей по отношению к выгодоприобретателям траста, и попечитель (протектор) таким образом гарантирует, что члены совета будут действовать должным образом.

Со дня создания траста, если иное не предусмотрено условиями трастового соглашения, учредитель утрачивает права на имущество, переданное трасту. В ряде юрисдикций, включая Гернси, учредитель по умолчанию сохраняет право на получение полной и правдивой информации о состоянии имущества траста от доверительного собственника, а выгодоприобретатели траста имеют право принуждать к исполнению трастового договора и получать информацию о состоянии траста. Доступ к информации о состо­янии траста, в сочетании с институтом протектора и закреплением отдельных полномочий за учредителем, позволяет обеспечить подконтрольность структуры. У выгодоприобретателей фонда значительно меньше прав, и в большей степени они вынуждены полагаться на добропорядочность попечителя фонда.

Lancaster Trustees с самого первого дня сотрудничества стремится создать атмосферу взаимного доверия и добиться четкого понимания сторонами всех аспектов деятельности. Доверительные собственники обязаны строго документировать все управленческие решения и особенно тщательно сохранять всю переписку с бенефициарами, вести учет их запросов.

Структура собственности может быть многоуровневой и сочетать трасты и фонды с холдинговыми компаниями в разных юрисдикциях.

Многие инвестиционные решения зарождаются в недрах семейного офиса, поэтому так необходима тесная координация действий с клиентом, семейным офисом и ключевыми сотрудниками – запросы со стороны бенефициаров представляют собой незначительную часть потока информации. В таких проектах в детальном информировании нуждается не доверительный собственник, а совет директоров компании, удаленной на несколько уровней, которая обеспечивает правовое, финансовое и налоговое сопровождение проекта. Как правило, значительную часть этих функций может взять на себя секретарская компания, например на Кипре, в то время как доверительный собственник оценивает эффективность в контексте всей структуры.

В некоторых случаях доверительный собственник (ДС) наделяется полномочиями управлять деятельностью компании, заведенной под траст, хотя формально роль ДС сводится лишь к функциям акционера. Следует особо подчеркнуть, что в свете наметившихся тенденций по усилению обмена информацией между налоговыми службами очень важно сохранять независимость принятия решений компанией во избежание оспаривания ее налогового статуса и рисков для целостности всей структуры. Роль секретарской компании невозможно переоценить – ведь именно она будет отвечать за деятельность компании, обеспечивать правильное оформление решений совета директоров, ведение внутреннего документооборота и архивирование.

Обрисованный в этой статье круг проблем, требующих разрешения для успешного планирования наследования крупных состояний, – ничто в сравнении с возможными рисками, с которыми столкнутся наследники при отсутствии такого планирования.

Мы уверены, что при правильной организации взаимодействия и координации между всеми вовлеченными сторонами – доверительным собственником, секретарской компанией, клиентом и семейным офисом – вполне реально добиться эффективного управления активами.

С отчуждением капитала в той или иной степени в течение своей жизни придется столкнуться каждому владельцу сколь-нибудь значительного состояния, и в конце концов это с математической точностью приведет к утрате прямого контроля над большей частью активов. Задача структурирования капитала и планирования наследования – определение временных рамок и доли состо­яния, с контролем над которой владелец готов расстаться еще при жизни с целью ее сохранения и передачи с минимальными потерями следующему поколению семьи.



24.03.2011

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (5)

Специалист 18.11.2011 11:44

Статья ни о чем! Кто к ним после этого пойдет вообще?

Печорин 29.03.2011 11:21

Кто Вам сказал, что мафиозо и сталевару одно и то же предлагают? Для каждого есть свои продукты. Да это и не важно. У них активы по-разному структурированы, и они разные вопросы задают. С этого надо начинать.

Пилот 28.03.2011 14:45

Отчуждение капитала советуют абсолютно все, может быть есть какие-то решения поинтереснее. Нельзя же одно и то же предлагать российскому сталевару и итальянскому мафиозо.

Set 25.03.2011 17:30

Есть наследники, в чью пользу трасты управляют активами. Польза приходит на счета раз в период. Таких много.

MG 24.03.2011 17:46

Интересно, был ли уже в российской практике случай, когда наследники воспользовались преимуществами траста? Или пока их отцы здравствуют и у наследников все еще впереди? Хорошо бы послушать, с какими трудностями они столкнутся (а я уверен, что они неизбежны).


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз