Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/sobranie-v-banke
Дата публикации 07.12.2015
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Собрание в банке


Татьяна Якубович – о том, зачем коммерческие организации создают собственные коллекции и можно ли воспринимать их как эффективный способ диверсификации инвестиций.

Yakubovich_01_edited
Татьяна Якубович

Директор по маркетингу и связям с общественностью М2М Прайвет банка.

В России арт-рынок долгие годы находится в перинатальной стадии. Девяностые жили идеями о том, как это могло бы быть, тучные нулевые перегрели цены на российское искусство, и кризис сразу снизил количество покупателей до критической отметки. Разрыв в культуре коллекционирования, случившийся в прошлом веке, до сих пор негативно сказывается на емкости российского арт-рынка. Полагаю, банк, формируя корпоративную коллекцию, не только помогает продвижению современного искусства, но и способствует развитию арт-рынка в России.

У корпоративной коллекции М2M (это коллекция на два банка – М2М Private Bank и Bank M2M Europe), как и у любого подобного собрания, две основные функции. Первая и главная – меценатская. Известно, что коллекционирование – одна из самых надежных форм поддержки культуры, а развитие культуры – это миссия бизнеса. Вторая по значимости – имиджевая. Ведь коллекционирование как действие апеллирует к вечным ценностям, а, соответственно, не только дает нашим клиентам ощущение надежности, но и показывает им, что мы разделяем их ценности.

Мы собираем то, что называется emerging art – самое свежее, самое актуальное искусство. Это та культурная составляющая, которая традиционно более всего нуждается в поддержке, и именно здесь можно почувствовать самые инновационные, самые свежие идеи, которые будут владеть умами. Это сочетание инноваций и традиций соответствует имиджу банка.

У коллекции есть куратор – галерист из Петербурга Лиза Савина. В течение года Лиза искала, отбирала и предлагала арт-совету М2М работы самых разных авторов. В итоге сложился первый пул произведений, в том числе таких значимых мастеров, как Айдан Салахова, Виталий Пушницкий, Дмитрий Каварга, Франсис Алис, Гунтарс Сиетиньш. В коллекции есть и русские, и зарубежные художники: мы отказались от географических ограничений, считая, что искусство – явление наднационального порядка. Тем не менее работы русских и прибалтийских мастеров – важная составляющая коллекции, ведь банки находятся в России и Латвии. Естественно, перед тем как совершить покупку, мы смотрим на творческую биографию художника и оцениваем его потенциал (в том числе инвестиционный). Если исключить эстетически-эмоциональные привязки, которые чаще всего субъективны, то основным мерилом качества становится некая совокупность активности автора как в институциональном, так и в коммерческом сегменте. К сожалению, арт-рынок вообще не способен обеспечить прозрачный процесс продажи арт-активов, поэтому снижение репутационных рисков позволяет принимать эти факторы как инвестиционно положительные.

Рынок искусства – это рынок альтернативных инвестиций. У него два недостатка – низкая ликвидность и малая емкость, но именно эти факторы мы хотим преодолеть, собирая искусство из разных стран и расширяя таким образом не только географию искусства, но и географию ликвидности. Наиболее перспективны либо сегмент активов от 100 до 500 тыс. долларов (они традиционно показывают довольно быстрый рост и максимальную ликвидность), либо тот сегмент, в котором собирается наша коллекция: до определенной цифры идет довольно быстрый рост. 

Атлас


Источник: SPEAR'S Russia #11(53)