Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/so-vkusom-avvokato
Дата публикации 06.03.2013
Текст: Юлия Калинина
Рубрики: Интервью и портреты
Напечатать страницу


Со вкусом Аввокато


Джованни Аньелли был итальянским промышленником, президентом Fiat и, как говорили многие, истинным королем Италии. Его помнят как проницательного, устремленного и политически влиятельного человека на международной бизнес-арене. Он превратил семейную компанию в глобальный конгломерат и способствовал промышленному восстановлению послевоенной Италии. Однако люди восхищались не только его деловой хваткой, но и умением одеваться – качеству, которому посвящен этот номер SPEAR’S Russia. Почему Джанни Аньелли до сих пор называют иконой стиля, рассказывает Юлия Калинина.

Часы поверх манжеты рубашки - чтобы не тратить лишнее время на уточнение времени


Про бизнес

Став президентом Fiat в 1966 году, Джанни Аньелли провел компанию через трудности, депрессии и террористические угрозы к золотой эре в середине 1980-х. Именно в то время Fiat признали наиболее успешным автомобилестроителем Европы. Аньелли управлял самым большим частным предприятием Италии так хорошо, что стал символом послевоенного восстановления страны и капитализма второй половины XX столетия. Его называли «истинным королем Италии».

Итальянский промышленник влиял на местное правительство сильнее, чем могли мечтать крупные капиталисты других стран. Как неформальный государственный деятель и крупнейший работодатель частного сектора Италии, он действительно определял положение дел в индустрии. Аньелли сумел обеспечить сведение японского автомобильного импорта в Италию к минимуму, сохранив за Fiat 60-процентную долю внутреннего рынка, а конт­роль над двумя ведущими ежедневными газетами – миланской Corriere della Sera и туринской La Stampa – усиливал его власть: в собственной прессе Аньелли мог опровергнуть чьи-либо слова просто потому, что они ему не нравились. Люди верили харизматичному предпринимателю.

L’Avvocato (адвокат, защитник) – такое прозвище дали никогда не практиковавшему, но получившему юридическое образование Аньелли – был, вероятно, самым известным итальянцем и за границей. Так, по приезде итальянской делегации в Москву в 1960-х годах Никита Хрущев, чтобы поздороваться, в первую очередь направился к Джанни Аньелли со словами: «Я хочу говорить с вами, потому что вы владеете властью и будете обладать ею всегда».

Про одежду

Аньелли родился наследником одной из самых влиятельных, престижных и богатых семей промышленников Италии, но прославило его исключительное чувство стиля – признак аристократичности и изысканности, которые очень по-итальянски воплотил в себе капиталист. Он создал свой образ сам и оставался верным ему всю жизнь. Люди ценили его за это.

Маленького Джанни воспитывала английская гувернантка мисс Паркер, придававшая большое значение строгим правилам этикета в одежде. «Не забывайте, что вы – Аньелли», – повторяла она, одевая детей в одинаковые матросские костюмы во время отдыха на Французской Ривьере. Такая чрезмерная правильность отчасти и предопределила бунтарское, немного эксцентричное и причудливое чувство стиля, которое демонстрировал l’Avvocato в сознательном возрасте.

Всегда загорелый и обходительный итальянец был куда требовательнее к своей одежде, чем большинство магнатов XX столетия, и после смерти вошел в пятерку самых элегантных мужчин в мировой истории по версии журнала Esquire.

Аньелли отдавал предпочтение костюмам Caraceni и за свою жизнь собрал впечатляющую коллекцию одежды этого ателье. Но неповторимость его образа заключалась не в бренде, а в деталях. Итальянский промышленник умело играл с элементами одежды, следуя одним правилам и беззастенчиво нарушая другие. Кто-то называл Аньелли чудаком, когда тот носил наручные часы поверх манжеты рубашки или даже на рукаве костюма, на что Аньелли невозмутимо отвечал, что не собирается напрасно тратить время, чтобы проверить, который час. Итальянец любил экспериментировать с галстуком: выпускал его между бортами застегнутого двубортного пиджака или из выреза своего свитера, или завязывал галстук так, чтобы его тонкое «лезвие» оказывалось длиннее широкого, и заправлял его в брюки, или расстегивал манжеты пиджака и отворачивал их, словно рукава рубашки. А время от времени он надевал коричневые замшевые горные ботинки
с классическим костюмом. Кто-то другой при этом мог бы выглядеть глупо, но Джанни Аньелли выглядел как реформатор стиля. Единственное правило: не более одной модной «дерзости» за раз.

L’Avvocato проповедовал sprezzatura – искусную растрепанность. Он выглядел немного небрежно и беспечно, будто бы не слишком переживал из-за своего внешнего вида, но его имидж был продуман до мелочей, и ни одна расстегнутая пуговица не была случайной. Он совмещал несовместимое и подвергал сомнению аксиомы, чем приводил в замешательство конкурентов по бизнесу. Они недооценивали его профессионализм, и Аньелли умел извлекать из этого выгоду.

Про последователей

L’Avvocato умер 10 лет назад. В тот день – 24 января 2003 года – в последний путь почетного президента Fiat провожала вся страна. Люди стояли в очереди почти четыре часа, чтобы проститься с Джанни Аньелли. А прежний президент страны Карло Чампи сказал тогда, что смерть промышленника оставила «большой вакуум на итальянской арене». Чампи говорил: «Аньелли более половины столетия был одним из главных героев истории страны, в каждый критический момент выражая фундаментальные ценности национального характера и идентичности».
Точных доходов некоронованного короля Италии не знал никто. В 2000 году его состояние оценили в 5 млрд долларов, а под его управлением было более четверти компаний, котирующихся на Миланской фондовой бирже.

У иконы стиля Джанни Аньелли еще при жизни появились подражатели, а некоторые приемы, изобретенные итальянским промышленником, уже успели стать классикой. Дело Адвоката пережило его самого: сегодня мир говорит о другом итальянском моднике – внуке Аньелли Лапо Эллкане, который предпочитает двубортные пиджаки, не стесняется ярких цветов, надевает эффектные шарфы и носит не менее эффектные нагрудные платки и шляпы. Кажется, он унаследовал от деда не только прекрасно сохранившиеся костюмы Caraceni, но и чувство стиля на грани бунта.


Источник: SPEAR'S Russia