Smart money
Sberbank private banking помогает расширить представление клиентов об эффективной благотворительности и доступном для этих целей инструментарии, например, эндаумент-фондах.
В конце прошлого года миллиардер Майкл Блумберг, основатель Bloomberg L.P. и известный филантроп, пожертвовал 1,8 млрд долларов своей alma mater – Университету имени Джонса Хопкинса. Примечателен не только факт того, что это рекордное единоразовое пожертвование в адрес образовательного учреждения, но и то, что сделано оно было через эндаумент университета – специальный фонд, позволяющий пролонгировать «полезность» переданной в дар суммы. Всего в эндаументе Университета Хопкинса – более 4,3 млрд долларов, и это 25 место среди крупнейших университетских эндаументов в мире.
Примечательно, что и сам университет возник благодаря эндаументу. Джонс Хопкинс, успешный предприниматель и выдающийся филантроп, завещал 7 млн фунтов на учреждение больницы и университета в 1873 году. В своем завещании он также распорядился, чтобы капитал был превращен в эндаумент, и на цели создания и дальнейшего финансирования учреждений направлялся исключительно полученный от эндаумента доход. На тот момент это было также и самое крупное частное пожертвование в Америке.
Мир знает немало имен выдающихся бизнесменов-филантропов, чьи состояния были переданы на благотворительность, причем часть пожертвованных ими капиталов продолжают свое существование не один десяток лет, поддерживая цели и ценности, которые филантропы разделяли при жизни. Это стало возможным во многом благодаря учрежденным на средства филантропов эндаументам, обратившим, по сути, их благотворительные капиталы в «вечные» активы.
Что же такое эндаумент и почему именно этот механизм оказался настолько жизнеспособным, что история его применения неразрывно связана с благотворительностью почти весь период ее существования в мире?
Эндаумент – особый тип пожертвования, при котором сумма переданного в дар капитала не расходуется, а инвестируется с тем, чтобы поддерживаемая некоммерческая организация использовала полученный инвестиционный доход в своих целях на долгосрочной основе. На Западе эндаумент может существовать в виде траста, частного или благотворительного фонда. В России эндаумент именуется целевым капиталом, и в ряде случаев для его создания учреждается специализированная (некоммерческая) организация по управлению целевым капиталом. Капитал эндаумента составляют пожертвования доноров, в основном в виде денежных средств, иногда ценных бумаг и недвижимости, передать которые в эндаумент можно и по завещанию. Ключевое условие для эндаумента – «тело» капитала остается неприкосновенным, а срок существования эндаумента может быть не ограничен. При грамотном управлении, разумной политике инвестирования и расходования дохода такие фонды могут инвестировать десятки и даже сотни лет, сохраняя покупательную способность активов.
Еще одно обязательное требование: получаемый от эндаумента доход подлежит обязательному использованию на заранее установленные цели. При этом у организации может быть несколько эндаументов, учрежденных под различные цели. К примеру, у эндаумента Гарварда порядка 13 000 отдельных эндаументов, управляемых как единое целое.
Философия завтрашнего дня
Первые эндаументы появились как раз в сфере образования – около 176 года н.э. римский император и философ Марк Аврелий пожертвовал капитал на постоянное содержание четырех главных школ философии в Афинах. В 1502 году модель подобного финансирования была успешно воспроизведена в Англии, когда леди Маргарет Бофорт, герцогиня Ричмонд, внесла пожертвования на создание кафедр богословия в университетах Оксфорда и Кембриджа. 50 лет спустя ее внук, король Генрих VIII учредил финансируемые из особого капитала Королевские профессорские позиции в обоих университетах по пяти направлениям. Королевские профессорские должности существуют и по сей день.
Практика учреждения именных профессур, обеспеченных постоянным источником финансирования, была продолжена частными благотворителями. Например, великий Исаак Ньютон возглавлял Лукасовскую кафедру математики, учрежденную в 1663 году Лукасом Генри, выпускником Кембриджского университета и политиком. В своем завещании Лукас Генри передал университету библиотеку (4 тыс. книг), а также наказал приобрести землю, доход от которой должен был обеспечивать 100 фунтов в год для финансирования должности профессора математики. Именная профессура в Кембриджском университете – Лукасовский профессор математики – существует до сих пор и считается одной из самых престижных академических должностей в мире.
Спустя несколько столетий образование – по-прежнему самая популярная для эндаументов сфера. «Владельцами» крупнейших эндаументов являются академические институции, преимущественно американские, где по размеру эндаумента можно оценить благосостояние и престиж организации. Пальма первенства принадлежит уже упомянутому Гарварду – объем активов его эндаумента превысил 39 млрд долларов на конец прошлого отчетного года (30 июня 2018 года). Эндаумент приносит 35% в общий бюджет университета и является самым крупным источником дохода. Более 70% активов эндаумента ограничено донорами для использования на конкретные цели – финансирование профессорских позиций, кафедр, академических подразделений университета, прорывных научных исследований и публикаций, оснащение современных лабораторий, различные стипендиальные программы и выделение дотаций малоимущим талантливым учащимся.
Несмотря на внушительные размеры эндаумента, Гарвард продолжает его пополнение. Так, в прошлом году результатом очередной фандрайзинговой кампании среди прочего стало привлечение пожертвований в эндаумент для финансирования 142 именных профессур (endowed professorships). Такие позиции – популярный формат участия для крупных жертвователей, получающих возможность не только поддержать значимые цели организации, но и присвоить свое имя престижной позиции. Для университета же наличие стабильного источника финансирования такого направления позволяет приглашать на работу профессионалов мирового уровня, а также в целом увеличивать соотношение преподавателей и студентов.
Вторая по популярности после образования сфера применения эндаументов – культура, в частности музеи. Наличие у музея эндаумента в качестве дополнительного стабильного источника его финансирования позволяет приглашать ведущих кураторов и пополнять коллекции, реставрировать музейные экспонаты, открывать новые залы и в целом делать искусство более доступным для публики. Крупнейший эндаумент в сфере культуры – у Метрополитен-музея. Его размер превышает 2,9 млрд долларов и обеспечивает основной доход музею – более 30% годового бюджета. Сам музей был основан группой американских бизнесменов и почитателей искусства в 1890 году и до сих пор финансируется на средства щедрых дарителей и спонсоров при небольшой государственной поддержке.
Наконец, самый известный пример успешного эндаумента – Нобелевский фонд. В соответствии с завещанием Альфреда Нобеля средства, вырученные от продажи его собственности, следовало вложить в надежные ценные бумаги, а премии ученым выдавать с процентов от прибыли.
Вечно целевые
Мировая практика показывает, что за время своего существования эндаументы сыграли значимую роль в поддержке развития образования, искусства, медицины и других важнейших сфер. Все это было бы невозможно без щедрости состоятельных филантропов, положивших основу тысячам «вечных» фондов по всему миру. Сегодня владельцы капиталов продолжают выбирать эндаументы как способ передачи средств на благотворительность – он позволяет обеспечить долгосрочный эффект использования крупных сумм. Организации, применяющие эндаументы для своего финансирования, привлекательны для доноров и в силу того, что демонстрируют разумный подход к планированию и управлению ресурсами, имеют большую гибкость и возможность внедрять инновации, расширять программы и запускать новые, в том числе долгосрочные, в силу наличия гарантированного источника финансирования своей деятельности. Все это внушает донорам уверенность в том, что они поддерживают не временный проект, а инвестируют в устойчивое будущее.
В Россию модель эндаумента (целевого капитала) пришла в 2007 году – вступил в действие отдельный Федеральный закон № 275 от 30.12.2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Инициаторами принятия закона выступили представители российского бизнес-сообщества – члены РСПП, в частности Владимир Потанин, ставший впоследствии учредителем и жертвователем ряда крупнейших российских эндаументов. По замыслу авторов новации, предлагаемый механизм должен был послужитьукреплению авторитета благотворителей, открыть некоммерческому сектору перспективы самодостаточности и позволить строить более долгосрочные планы по развитию социальной сферы. Появление эндаумента в российской благотворительной практике произвело в некотором смысле революцию в подходах к привлечению и использованию пожертвований.
Сам закон, по мнению экспертов и практиков, – одна из лучших законодательных новелл того времени. Более чем 10-летняя практика его применения показала, что он в достаточной степени учитывает интересы всех участников, обеспечивает принципы прозрачности и контроля, возможности для инвестирования капитала. Немаловажным является наличие особой налоговой льготы: прибыль от инвестирования целевого капитала освобождена от налогообложения. Эндаументы в России можно создавать во всех социально значимых направлениях – для поддержки образования, науки, здравоохранения, искусства и культуры, непрофессионального спорта, социальной помощи.
Сегодня в нашей стране учреждено 179 эндаументов, совокупный объем которых превышает 27 млрд рублей. Больше половины всех фондов (примерно 55%) создано для поддержки университетов, среди которых Московский государственный институт международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Московский физико-технический университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российская экономическая школа и другие. Эндаументы созданы и в сфере здравоохранения, социальной помощи (Фонд целевого капитала для помощи хосписам «Вера») и в сфере культуры – эндаументы есть у Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Петергоф», Еврейского музея и центра толерантности и ряда других.
В сравнении с мировым рынком отрасль эндаументов в России все еще очень молода, более того, ее становление и развитие пришлись на период финансовой нестабильности. Тем не менее ежегодно рынок таких фондов в России демонстрирует прирост как активов, так и количества новых участников, в числе которых все больше владельцев капиталов.
По мнению экспертов, в ближайшие 30–40 лет нынешние владельцы капиталов передадут следующим поколениям около 30 трлн долларов.
При этом наблюдаемые в мире тренды говорят о том, что часть этого «богатства» перейдет на благотворительность. И в процессе этого трансферта крупного частного капитала в некоммерческий сектор эндаумент по-прежнему может сыграть уникальную роль.
Людмила Пантелеева – руководитель отдела имиджевых продуктов Sberbank Private Banking, эксперт рынка целевых капиталов, член попечительских советов фондов целевого капитала ГМЗ «Петергоф», МИСиС
Дом отдыха
По оценкам ООН, к 2050 году 25% населения Земли пересечет 60-летний рубеж, при этом доля тех, кому больше 80, утроится и достигнет 425 млн. Дома престарелых, жизненно необходимые для стремительно стареющего населения, являются тем самым типом недвижимости, который может оказаться в наибольшем выигрыше.
Оценка за поведение
Чтобы сформировать клиентский портфель инвестиций, который в дальнейшем не разочарует в любых превратностях рынка, банкиру стоит учесть поведенческие особенности своего клиента. Именно с этой целью Sberbank Private Banking встраивает в свою новую модель риск-профилирования новейшие методики поведенческих финансов.
Большие перемены
Индустрия управления крупным частным капиталом проживает интересную трансформацию. Многие тренды наметились относительно давно, но под влиянием катализаторов (политические события, новые технологии, законодательные инициативы) преображаются или получают новую жизнь. Для частных банков очень важно не только определять эти тренды, но и предсказывать их для того, чтобы вносить корректировки в свои бизнес-модели. Это необходимо, чтобы понять, каким образом создавать лучший клиентский опыт.
Оставить комментарий