Швейцария под прицелом, Азия на коне


В то время как швейцарский банк UBS готовится к возможному урегулированию конфликта с американскими властями в вопросе защиты информации клиентов, атака на исторические законы о банковской тайне этого альпийского государства грозит принести огромную выгоду Азии.

30.03.2010





Хотя финансовые центры, такие, как Гонконг и Сингапур, и сами не могут не попасть под давление государств, которым необходимы дополнительные доходы, азиатские страны имеют хорошую возможность перехватить любой капитал, который покинет Швейцарию в ближайшие месяцы и годы, утверждают специалисты по управлению капиталом.

Сумма денег, которые могут уплыть на Восток, потенциально огромна. Хотя хорошо известно, что точные цифры очень трудно раздобыть, считается, что в Швейцарии находится около трети крупнейших в мире институтов для хранения оффшорного капитала. В своем докладе, опубликованном в июне, PricewaterhouseCoopers считает, что в частных международных банковских центрах, находящихся за пределами собственных стран клиентов, хранятся частные банковские активы в общей сложности на сумму 7,3 трлн. долл. США, согласно цитируемым в отчете данным Ассоциации британских банкиров.

«Кризис в Европе и Северной Америке вынуждает частные банки искать новые центры роста и многие делают ставку на Азию», – рассказывает в интервью журналу WealthBriefing Питер Флэйвел, начальник всемирного отдела частных банковских услуг банка Standard Chartered Private Bank.

«В регионе создаются огромные капиталы, поэтому Азия и Ближний Восток все чаще притягивают к себе внимание – восемь из самых быстрорастущих рынков для частных банков находятся именно в этом регионе: Сингапур, Китай, Индия, Индонезия, Гонконг, ОАЭ, Корея и Тайвань», – говорит он.

«Что касается центров бронирования, то нет никаких сомнений, что Сингапур и Гонконг все шире используются в качестве альтернативы для капиталов, ранее забронированных в другом месте. Наша глобальная штаб-квартира находится в Сингапуре, и это особенно удачное местоположение для развития и роста в нынешних условиях», – подчеркивает г-н Флэйвел.

Будет наблюдаться если не быстрый, то устойчивый переход оффшорных капиталов на восток, хотя основной движущей силой для перевода денег в финансовые центры Азии по-прежнему останутся клиенты на местах, пояснил нашему журналу Ян Вудхаус, независимый консультант в сфере управления капиталом.

Он утверждает, что отток в Азию «будет увеличиваться постепенно, с упором только на определенные сегменты оффшорных клиентов».

«Клиентам из США будет трудно использовать Швейцарию с целью уклонения от уплаты налогов, и американские клиенты постараются найти и использовать другие глобальные оффшорные центры и банки, которые меньше пострадали из-за последних событий», – говорит г-н Вудхаус.
Банки, такие как зарегистрированный в Великобритании Standard Chartered, продолжают набирать себе в сотрудники частных банкиров, а фирмы продолжают относиться к азиатскому рынку капитала, как к отличной возможности развивать коммерческую деятельность и беды швейцарских банков в США, это дополнительный импульс для Азии.

Скрытные швейцарцы

UBS является наиболее известным примером швейцарского банка, которому приходится разрываться между швейцарским законодательством, требующим не разглашать информацию о клиентах иностранным государствам, с одной стороны, и давлением со стороны различных государств, стремящихся искоренить уклонение от уплаты налогов, с другой стороны. В феврале, UBS согласился выплатить 780 млн. долл. властям США в виде компенсации по обвинению, что он позволял богатым американским клиентам не платить налоги. Однако банк до сих пор отказывается передать более подробную информацию о тысячах клиентов, обвиняемых в уклонении от уплаты налогов.

В свете дела UBS, ряд швейцарских банков, таких как Zurich Kantonalbank или ZKB, начали предпринимать действия во избежание возможных проблем с властями США. ZKB принял решение сосредоточить свое внимание на американском частном банковском бизнесе, и помогать только тем клиентам, которые открыли свои активы для налогового законодательства США. Между тем, Migros Bank больше не будет принимать указаний от клиентов в США по телефону, электронной почте или обычной почтой. И Bank Sarasin больше не принимает депозиты от лиц, базирующихся в США, отчасти из-за развернутой США охоты на оффшорные фонды. Банк Raiffeisen Group по-прежнему принимает американские деньги, но в последнее время ввел более жесткие условия их обслуживания.

В сентябре прошлого года, швейцарский частный банк, принадлежащий HSBC, попросил клиентов и независимых инвестиционных менеджеров отказаться от своего права на защиту банковской тайны, чтобы сохранить ценные бумаги, инвестированные в 28 странах. Этот банк, зарегистрированный на бирже Великобритании, просил разрешения раскрыть имена клиентов, которые хотят сохранить свои инвестиции в таких странах, как Бразилия, Индия, Китай и Греция – где требуется разглашение сведений об инвесторах.

Восточная альтернатива

Давление на Швейцарию растет, и это должно быть выгодно для Азии. Однако наблюдатели в сфере управления капиталом предупреждают, что Сингапур и другие центры не должны рассчитывать на то, что они легко привлекут спрятанные в Альпах капиталы.

«Деньги с Ближнего Востока очень легко переводить в восточном направлении; для европейцев это не так просто, а еще труднее для американцев. Мой ограниченный опыт говорит, что на самом деле существуют только три типа привлекательных клиентов: ближневосточные нефтяные магнаты, азиатские владельцы малого бизнеса и политики», – говорит Роберт Эллис, директор по управлению капиталом в американской консультационной фирме Novarica.

«Граждане США станут весьма неохотно использовать Швейцарию. Они будут продолжать пользоваться, прежде всего, оффшорными центрами стран Карибского бассейна (Панама, Каймановы острова и Нидерландские Антильские острова). На эти страны будет оказываться давление, но там будут в основном смотреть на проблему «сквозь пальцы», так как экономика этих стран очень сильно зависима от оффшорных денег – объясняет г-н Эллис корреспонденту журнала WealthBriefing.

На вопрос, какое место станет самым популярным в Азии для швейцарской наличности, г-н Эллис ответил: «Прежде всего, Сингапур. Богатые китайцы, в том числе из КНР, с Тайваня и из остальных стран Азии, не доверяют Китаю в вопросах, относящихся к Гонконгу. Отношение к этому такое: «Зачем рисковать?»».
«Крупные мировые бренды будут очень осторожны с управлением капиталом на Востоке. Этот бизнес слишком зависим от отдельных лиц, чтобы мировые бренды сумели достичь успеха на этом пространстве. Скорее более мелкие игроки, прежде всего китайские и малазийские банки, проявят готовность пойти на риск потерять репутацию, помогая лицам, уклоняющимся от уплаты налогов», – продолжает он.

«Ближневосточные клиенты особенно обеспокоены потерей конфиденциальности, и этот фактор пойдет на пользу Сингапуру», – говорит г-н Эллис.

Г-н Вудхаус предупреждает, что частично, столь пристальное внимание к Швейцарии проистекает из того факта, что американские власти решили наказать UBS и Швейцарию в назидание другим, но и другие страны могут попасть под прицел.

«Правительство США наиболее агрессивно настроено к оффшорным центрам, а на втором месте идет ЕС. Они стремятся к разработке более согласованного глобального подхода, с помощью ОЭСР, чтобы предотвратить использование своими гражданами оффшорных центров для уклонения от уплаты налогов в мошеннических целях», – говорит он.

«Клиенты будут выбирать альтернативу Швейцарии на основе целого ряда факторов, таких, как местоположение, валюта, язык и культурная близость – альтернативные центры найдутся не только в восточном направлении. Если клиенты обратят взор на восток, то наиболее популярными направлениями предстанут Сингапур и Гонконг», – продолжает г-н Вудхаус.

«Это [передвижение капитала], вероятно, принесет пользу некоторым крупнейшим глобальным игрокам в сфере оффшора – например, крупным швейцарским и нешвейцарским финансовым организациям, владеющим глобальными сетями и возможностями (в частности на Дальнем Востоке), а также некоторым трансграничным частным банкам среднего размера, ведущим «чистую игру»», – говорит он.

Один консультант в этой сфере предупредил: далеко не очевидно, что азиатские оффшорные центры смогут избежать проверок своей деятельности.

«Здравомыслящие советники и менеджеры по работе с клиентами говорят клиентам, что спрятаться уже негде. Они делают это потому, что соблюдение банками законодательных требований теперь является главным критерием финансовой благонадежности, и мы уже видели, какой ущерб может быть нанесен репутации и акционерной стоимости, когда высшее руководство не обращает внимания на требования, касающиеся привлечения оффшорных денег», – утверждает Эли Леньюн, директор сингапурской компании Family Wealth Solutions.

Из тех стран и территорий, которым это выгодно, только Гонконг и Сингапур, по его мнению, выиграют от швейцарских проблем, потому что эти центры демонстрируют политическую и финансовую стабильность, в отличие от некоторых других регионов Азии.

Но, как отметил г-н Вудхаус, в любом случае, разговоры о закате Швейцарии, как жизненно важного оффшорного центра, могут быть преждевременными.

«Эту конкуренцию надо рассматривать в перспективе, так как Швейцария по сей день остается крупнейшим оффшорным центром в мире, с точки зрения доли рынка, причем с большим отрывом – у нее на хранении находится примерно треть всех мировых оффшорных денег. Такой размах означает наличие огромного опыта и является конкурентным преимуществом Швейцарии и ее банков. Другие европейские центры также сильны. Основную конкуренцию надо ждать из других признанных и новых центров и банков за пределами Европы, таких как страны Карибского бассейна, США, Азия, и Ближний Восток», – добавил г-н Вудхаус.



Том Берроуз
30.03.2010

Источник: Wealth Briefing


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз