Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/semeynyy-biznes-v-rossii-i-za-rubezhom
Дата публикации 17.12.2012
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Семейный бизнес в России и за рубежом


О проблемах управления частным бизнесом в России и мире рассказывает Диана Каляева.

%d0%94%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d0%b0%20%d0%9a%d0%b0%d0%bb%d1%8f%d0%b5%d0%b2%d0%b0%20-%20cw4a2086-edit-2
Диана Каляева

руководитель практики оказания услуг частным клиентам, PwC Legal

«Эмоциональная включенность акционеров, более высокая энергетика развития, чувство принадлежности, собственности, семейности и тепла», – так описал российский предприниматель позитивные отличия частного бизнеса от публичных предприятий в ходе глобального исследования, проведенного PwC среди собственников и руководителей частных компаний.

Исследование призвано «измерить температуру» семейного бизнеса по всему миру и выявить, как ощущают себя частные компании в условиях современных турбулентных реалий, насколько далека перспектива, в которой они мыслят с точки зрения развития бизнеса, думают ли о проблемах передачи бизнеса последующим поколениям.

В опросе участвовали более 2 тыс. компаний по всему миру. При этом в вопросах управления частным бизнесом, а также планов на будущее, четко прослеживается разница в восприятии подобной проблематики предпринимателями из России и развитых стран.

Большинство представителей российского бизнеса отмечают высокую вовлеченность акционеров в вопросы управления. Как следствие, в частных компаниях быстрее принимаются решения, они способы проявлять гибкость и маневренность в условиях текущей непростой экономической ситуации.

При этом многие российские предприниматели, в отличие от западных, по разным причинам не видят перспектив многолетнего развития их бизнеса в рамках семьи. Более половины представителей российского частного сектора планируют продать свою компанию, либо привлечь инвесторов, в том числе, через IPO. Около трети опрошенных вообще не обеспокоены вопросом передачи бизнеса последующим поколениям. Среди причин своего нежелания передавать управление компанией преемникам были отмечены, в том числе, недостаточная квалификация будущих наследников, отсутствие у них желания и готовности заниматься бизнесом.

Также многие российские предприниматели не рассматривают в качестве рисков для своих компаний конфликты семейные или между акционерами. Лишь 12% частных предпринимателей считают, что семейные конфликты могут обернутся существенными трудностями в течение следующих пяти лет. 39% частных компаний в России вообще не имеют инструментов, которые позволили бы им решать проблемы и регулировать конфликты, связанные с семейными вопросами (по сравнению с 21% в мире).

Наиболее распространенным инструментом для решения конфликтов при управлении бизнесом как в России, так и в мире является соглашение акционеров (в России есть у 37% частных компаний). При этом в отличие от развитых стран, среди российского бизнеса совсем не популярно создание семейных советов по управлению компанией, внедрение так называемых «семейных конституций» и пр.

Совсем другую картину показало исследование частных компаний в развитых странах. Многие из них уже не раз передавались от поколения к поколению, в них обычно закреплены правила управления семейным бизнесом, решены вопросы порядка привлечения к управлению более способных и квалифицированных членов семьи. Однако представители таких компаний тоже отмечают ряд специфических для себя проблем. Так, на смену энергии и «эмоциональной включенности» учредителей приходят их преемники, не всегда заинтересованные в развитии бизнеса, но в большей степени – в получении стабильного дохода от семейного предприятия.

Также семейные компании на определенной стадии своего развития могут утрачивать гибкость и быстроту принятия решений. При этом в компаниях, традиционно управляемых членами семьи, сложнее принимаются решения по привлечению независимых управленцев, а при их назначении не предоставляется свобода в принятии решений. Нередко возникают и конфликты по вопросам управления между членами семьи в последующих после учредителя поколениях.

Будущее семейного бизнеса в России

Можно сделать вывод, что применение термина «семейный бизнес» к российским частным компаниям в текущих реалиях некорректно. Российские предприниматели в большинстве своем молоды по сравнению, например, с западноевропейскими и североамериканскими. Их бизнес – это бизнес первого поколения, в котором основным двигателем является его учредитель, а их будущие наследники – зачастую несовершеннолетние дети. Ситуации вовлечения в управление членов семьи, а также перехода бизнеса в управление наследникам редки на данный момент, а существующая незначительная практика демонстрирует, что при возникновении переходных ситуаций возникают корпоративные конфликты, и, как результат, компании бедствуют.

В связи с данным фактором «молодости», а также в условиях недостаточной поддержки частного бизнеса со стороны государства, несовершенного законодательства, отсутствия вызывающей доверия судебной системы и ряда другим проблем, специфических для России, предприниматели в большинстве своем не строят долголетних планов развития бизнеса, и, как следствие, передачи его последующим поколениям. Наиболее важным для них зачастую является обеспечение благосостояния семьи, создание, в том числе, за рубежом фондов ликвидных активов, призванных поддержать семью в будущем.

Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и персональная вовлеченность учредителей бизнеса в вопросы управления будет постепенно и повсеместно снижаться. Все чаще при возникновении корпоративных конфликтов и других кризисных ситуаций предприниматели будут приходить к необходимости регулирования основных аспектов управления бизнесом, определения долгосрочной стратегии его развития и сохранения присущих ему ценностей, обеспечения преемственности бизнеса.

Проблема плавного перехода семейного предприятия к преемникам и выбор членов семьи, способных взять на себя лидирующую роль, разрешение конфликтов между членами семьи и установление определенной культуры взаимоотношений между ними – вопросы, характерные для собственников любой компании. И в этом смысле все очевидные на данный момент различия между российской бизнес-средой и развитыми странами, а также потенциальные стратегические планы развития бизнеса, не должны иметь определяющего значения при решении вопросов необходимости регулирования взаимоотношений внутри семьи.

Поэтому очень важно ориентироваться на опыт и проблематику развития семейного бизнеса зарубежных стран в части тех механизмов управления, обучения наследников, разрешения конфликтов, которые протестированы на протяжении долгих лет и многими поколениями семей, управляющих семейными предприятиями.

Закрепление правил и воспитание в преемниках культуры управления бизнесом для сохранения «эмоциональной включенности» в семейное дело, трансформация ценностей семьи в бизнес ценности, поможет создать необходимую почву для продолжения истории успеха частного предпринимателя через сохранение богатства и историю успеха его семьи.

Атлас

Материалы по теме


Источник: SPEAR'S Russia