Сеанс wealth management

с полным его разоблачением


Российские хайнеты должны держать деньги при себе – на личном счете, желательно в надежном иностранном банке. И даже в поисках успешного инвестирования не перечислять средства третьим лицам, а оформить доверенность на совершение операций по счету на проверенного управляющего. Только так удастся полностью обезопасить себя от неблагонадежных Управляющих Компаний. Об этом Юлии Калининой рассказал партнер Lakeshore International Александр Просвиряков, сам долго проработавший в индустрии wealth management.

18.11.2014





Мы хотим поговорить о способах обмана клиентов в российском и мировом wealth management. История Мэдоффа – это немного другой мир. А какой самый распространенный способ отъема денег у нас?

Самый легкий способ присвоить чужие деньги – сделать так, чтобы клиент сам их отдал тебе. Такие компании продают себя как профессио­нальных управляющих, предлагая перевести деньги на их счет. Обычно в арсенале мошенников оказывается суперновая алгоритмическая стратегия, доходность которой составляет до 50–100% годовых. УК разбрасывается громкими заявлениями, рисует красивые графики, рассказывает о 10-летнем опыте. Первый вопрос управляющему в этом случае: может ли он подтвердить результаты своей стратегии чем-то еще, помимо собственных заявлений? Если документального подтверждения нет, то, очевидно, он хочет обмануть клиента.
Мошенники предлагают простую схему: открыть счет внутри своей компании, зачастую офшорной, которая будет управлять деньгами, начислять каждый месяц или квартал проценты, регулярно высылать отчеты о движениях по счету.

Одно только предложение отправить средства на чей-то счет, открытый, например, на BVI, Кипре, Сейшелах, Кайманах, должно вызывать тревогу и сомнения. Однако, учитывая, что клиентами руководят два чувства – страх и жадность, – нередко побеждает последнее, и они отдают свои деньги в чужие руки.

Очень много управляющих компаний, которые просят перевести деньги на те же BVI. Как среди них выбрать достойную?

Не стоит вообще с ними связываться. Главный риск, который берет на себя клиент УК, – кредитный риск контрагента. Покупая облигации Газпрома, я беру риск банкротства компании и за это получаю 10% годовых. Все прочие риски, возникающие с появлением контрагента, мне не нужны. Поэтому главная цель клиента – убрать дополнительные риски и взять тот, который он может оценить на рынке. Зачем связываться с какой-то компанией на BVI, которая завтра может испариться?

Что УК делают со своей отчетностью? Она так и манит инвесторов результатами.

Их отчетность ничего не значит. Они просто рисуют красивые бумажки и графики и ставят ни к чему не обязывающую печать компании на BVI. То есть отчеты производит она сама, и ее результаты не подтверждаются регулятором.

Нередки такие ситуации. Отправили вы, например, 100 тысяч долларов на свой счет в к­акую-т­о структуру на BVI. Вам регулярно приходят отчеты, и вы видите, что на счету уже 120 тысяч долларов. Но как только вы захотите снять 20 тысяч, в УК тут же сообщают, что как раз вчера потеряли 30 тысяч. Сначала вы даете добро на дальнейшие торги, потом решаете вернуть хотя бы оставшуюся сумму. И тут начинаются проблемы: выясняется, что у них все плохо и отдать деньги сразу они не в состоянии.

Обманывают ли клиентов крупные игроки, авторитет которых не попадает под сомнение?

Большие УК, входящие в топ-10, мошенничают иначе. Основной способ – не отдавать клиенту весь доход. Например, инструмент приносит 10% годовых, его погашение – через год. Получается, на миллион долларов клиент должен получить еще 100 тысяч. Но вдруг управля­ющий говорит, что при покупке инструмента хороших цен на рынке не было, поэтому он взял его не по 100 долларов, как тот торгуется, а  по 103. Тем самым клиент получает через год уже 7%, поскольку 3% потерял во время исполнения сделки.

Реальную стоимость покупки тяжело проверить: в России этот механизм не автоматизирован. Если в случае с биржевым инструментом историю цен и все операции по нему еще можно найти и проверить самому, то стоимость внебиржевых инструментов центральным контрагентом не отслеживается. Этот обман практически невозможно раскрыть. Так делают крупнейшие управляющие, которые берегут свою репутацию, могут подтвердить многолетнюю историю и показать отчетность, подтвержденную ЦБ.

Получается, все российские управляющие компании так или иначе мошенничают?

Нет такой компании, которая не обманывает. Как раз в начале октября в одной из отечественных УК внезапно исчезло руководство вместе со средствами клиентов. Теперь никого не могут найти. Компания, ушедшая с рынка, заманивала тем, что говорила: мы придумали новую вещь, которая зарабатывает бешеные проценты, и никто, кроме нас, так не умеет делать.

На что теперь рассчитывать обманутым инвесторам? Есть ли шансы у вкладчиков вернуть деньги?

Нет. Средства переводились на счет на BVI, который уже пуст. В суде скажут, что у компании нет активов, а недовольные клиенты могут вставать в очередь на случай, если средства когда-нибудь найдутся. Дело сдвинется с места, только если какие-то серьезные люди будут в этом заинтересованы.

Кому тогда можно доверять на рынке wealth management?

Только крупнейшим мировым asset managers – они прозрачны и регулируются американскими властями. Активы под управлением такого фонда подтверждены независимым администратором, и вы можете мониторить эту УК по Bloomberg. Из-за жесткого контроля вероятность мошенничества в таких структурах ничтожна. Хотя риски все же остаются: главное – не переводить средства на счет третьих лиц.

Если управляющая компания приносит доходы выше среднего, то в нее можно вкладываться. Проблема в том, что таких фондов не существует: 87% компаний даже до комиссии не обыгрывают индекс. И я больше чем уверен, в России мы не найдем компанию, обыгрывающую бенчмарк после комиссии. Получается, легче просто купить сам индекс, например через ETF, нежели нанимать человека и платить ему комиссию.

Герои SPEAR’S Russia в своих интервью лишь изредка намекают на проблемы мошенничества или потери денег по вине управляющих, с которыми они столкнулись сами. Если речь идет о распространенной практике, то почему уровень шума, гнева и возмущения так низок, ведь жертв должно быть довольно много?

Люди, которые каким-то образом вкладываются в офшорные юрисдикции, скорее всего, обладают не совсем законными деньгами. Поэтому они боятся даже рассказывать о своей неудаче, дабы не привлечь внимания регуляторов. Управление «черными деньгами» – это преступ­ление.

Когда же человека «кидают» на честно заработанные деньги, он идет ругаться и жаловаться. Но вряд ли кто-то будет разбираться, если дело касается небольшой суммы, – у каждого клиента свой «болевой» порог. Признание ошибки – одно из самых психологически сложных решений. Порой хайнету стыдно рассказать своему другу, что он вложил миллион долларов, а назад получил 900 тысяч. Поскольку у человека есть природное желание не казаться неудачником.

Но надо отметить, что многие клиенты учатся на своих ошибках. И, однажды столкнувшись со сложностями вывода денег из УК, держат свои средства исключительно в банках.

Как хайнету предохранить себя от мошен­ничества?

Единственный способ – открыть счет в известном надежном банке. После чего клиент сам может приобретать интересные активы либо дать доверенность профессионалу на управление внутри счета без права вывода средств. Таким образом действует цивилизованный мир.

Внутри крупного банка риски мошенничества сводятся к нулю. Хотя, конечно, управляющий может создать свою компанию и провести сомнительное IPO. Поэтому в доверенности следует прописать круг инструментов, которые можно использовать, и отсечь все варианты нерыночных покупок.
Управляющий – это не кто иной, как специалист, угадывающий движение рынка. Поэтому любой менеджер, если он действительно зарабатывает тем, что угадывает движение рынка, согласится управлять на внешней платформе.

Сегодня крупнейшие швейцарские, немецкие, лондонские, сингапурские банки – самые лучшие экзекьюторы, брокеры и депозитарии. Они придерживаются based execution policy, когда трейдер обязан провести сделку по лучшей цене на рынке. Чтобы понять цену, управляющий должен опросить большое количество контрагентов. И даже если он найдет цену на 0,2% выше рыночной, сделка не пройдет физически.

В российских банках такая система не работает. Кроме того, в качестве площадки для wealth management следует использовать тот банк, который уже доказал свою устойчивость и стабильность. Облигации крупнейшего российского банка – Сбербанка – сейчас приносят 10% годовых в долларах. То есть этот актив – большой риск. В классическом понимании wealth management мы не можем использовать банк с таким уровнем риска.

Сегодня уже с суммой от 200 тысяч долларов можно открыть счет в швейцарском банке и, соответственно, получить доступ к безрисковому с точки зрения контрагентского риска вложению в любые инструменты. Клиент вправе выбрать управляющего из предложенных банком или нанять своего. При этом процесс смены управляющего совершенно незаметен: не надо никуда выводить деньги, достаточно одного звонка.

Зачем тогда вообще нужны управляющие компании?

На самом деле, эра управляющих подходит к концу. Наступает время конcультантов-advisers, которые будут рассказывать клиентам обо всех рисках инвестирования: воровстве денег, банкротстве компании и мошенничестве. Хайнету необходимо объяснить, что он играет в игру, где 90% вероятности проиграть. Это подтверждают исследования последних 25 лет.

Бизнесмены, которые постоянно в делах, не хотят тратить свое время на то, чтобы понять, что такое акции, облигации, процентные ставки, как это все движется и т.д. И на самом деле этот рынок не такой сложный, каким его пытаются изобразить. Консультант даст клиенту всю необходимую информацию, и тот сам выберет то, что ему нужно.

Новый wealth management – это консультант и хорошая площадка. Вот к чему идет весь мир. Раньше рынок был не настолько прозрачным, тяжело было найти информацию и проверить ее. Сейчас любую котировку можно посмотреть онлайн, появляется все больше людей, понимающих рынок и способных все доходчиво объяснить клиенту. К сожалению, и эта открытость порождает не только возможности, но и новые варианты мошенничества. 



Юлия Калинина
18.11.2014

Источник: SPEAR'S Russia #11(43)

Комментарии (2)

Алексей 27.11.2014 18:20

вбил гвоздь в крышку гроба российских УК!!!
5 баллов!

Filipp 27.11.2014 13:58

Александр, а вам не кажеться, что вы на себя берете слишком большую ношу, называя всю индустрию в стране мошениками? То, что третий рим под вашим руководством пошел ко дну и вас от туда выперли не дает вам права приравнивать всех к себе.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз