Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/sdelat-pravilnyy-vybor
Дата публикации 10.06.2009
Рубрики: Колонки , Идеи и рекомендации
Напечатать страницу


Сделать правильный выбор


Трасты и «квазитрасты» – одни из наиболее удобных инструментов передачи личного имущества по наследству, когда речь заходит о значительных состояниях, большом количестве претендентов и сложных условиях, которые собирается прописать владелец капитала. Однако чтобы воспользоваться всеми преимуществами траста, нужно правильно выбрать его форму, максимально удовлетворяющую вашим потребностям.

_dsc0021
Андрей Кулаков

член совета директоров банка Bankhaus Erbe

Смысл создания институтов доверительного управления имуществом, в том числе трастов и «квазитрастов» (далее – «трасты»), состоит в обособлении имущества физического лица (учредителя управления) от самого физического лица. И это очень удобно. Ни кредиторы, ни партнеры по бизнесу, ни члены семьи, ни государство не могут истребовать у человека его имущество, так как оно ему больше не принадлежит. В случае смерти учредителя траста не происходит никакой фактической передачи наследства: созданный при жизни учредителя (первого бенефициара) траст продолжает существовать, просто вступают в силу те условия, которые первый бенефициар изложил в его учредительных документах. Создание таких организаций – стандартная процедура, которой занимаются многие иностранные юристы. Bankhaus Erbe также предлагает такой сервис своим клиентам через партнеров в разных юрисдикциях. При этом выбирая, где именно открыть траст или его разновидность, следует учитывать преимущества и недостатки каждого из них. А для этого предлагаем рассмотреть несколько наиболее распространенных их типов.

Классический траст – действует по англосаксонскому (то есть прецедентному) праву. Он представляет собой не юрлицо, а договор учредителя и управляющего трастом, по которому все имеющееся имущество учредителя передается трасти (т.е. управляющему). Иными словами, вы полностью отказываетесь от своего имущества в пользу физического лица, которое становится его собственником и управляет им в интересах указанных вами бенефициаров. Более того, учредитель траста не имеет никакой возможности влиять на принимаемые решения трасти и на судьбу своего имущества. Наоборот, если будет доказано, что лицо, учредившее траст, как-то влияло на решения управляющего, траст может быть признан фиктивным. Вполне естественно, что нам, не привыкшим жить в условиях англосаксонского права, такая структура совершенно непонятна, поэтому среди российских HNWI и UHNWI классический траст не очень популярен.

Значительно более соответствуют духу континентальной системы права, в которой существует и Россия, так называемые «квазитрасты». Это структуры, напоминающие классические трасты, но отличающиеся от них по ряду важных параметров. Наиболее популярны среди россиян лихтенштейнские образования foundations и establishments. И та и другая форма представляет собой юрлицо, которому передается имущество и которое (как и в случае с классическим трастом) со смертью учредителя также не прекращает существовать. Но его создание подразумевает не отказ от имущества в пользу управляющего, а передачу его новому юридическому лицу.

Establishment – это, пожалуй, единственная форма, при которой первый бенефициар может продолжать на абсолютно законных основаниях влиять на принятие решений о судьбе своего имущества, переданного в «квазитраст». В foundation такая возможность допустима только в самых крайних случаях. Обе формы взаимосвязаны: со смертью первого бенефициара establishment преобразуется в foundation, то есть дальше это юрлицо действует уже само по себе в интересах тех лиц, которые указаны в его учредительных документах.

Удобство трастов заключается еще и в том, что в их учредительных документах можно прописать самый экзотический порядок распределения имущества и доходов от имущества, который невозможно оформить, например, в завещании. Это может быть требование о получении детьми доступа к некоей доле имущества по достижении определенного возраста или при условии заключения ими брака не позднее такого-то срока и т.д. Воля первого бенефициара трастов абсолютно ничем не ограничена, в том числе и требованиями законодательства об обязательных долях близких родственников в наследственной массе. Следует также отметить, что так как в случае смерти учредителя траста не происходит смены владельца имущества, переданного в траст, то не возникает и необходимости уплаты бенефициарами различных налогов (probate fees, capital gains и т.д.), которые обязаны бы были оплатить наследники при прямом наследовании имущества.

Не стоит забывать и о финансовой стороне вопроса. Все формы трастов – достаточно дорогое удовольствие. Минимальная сумма их годового содержания – 10 тыс. швейцарских франков, но на практике она зачастую в разы превышает этот порог. Поэтому очевидно, что задумываться об организации таких структур стоит, когда речь идет о передаче по наследству состояния в размере от нескольких миллионов долларов. При меньшем объеме передаваемого имущества функционирование трастов окажется просто нерентабельным.