Самодельная гавань
Некоторые хайнеты, разочаровавшись в действиях властей, изучают радикальный вариант: создание мини-государств в международных водах. В глубины систединга погрузился Уиллард Фокстон.
© Rich Gemmel
Cистединговая мечта проста. Ее прелесть очевидна каждому, кто хоть раз открывал газету и впадал в отчаяние от мысли о бесполезных политиках сверху. Систединг – это когда единомышленники строят собственные острова и становятся гражданами нового плавучего города-государства, который никому и ничем не обязан. Этот год должен был стать годом систеда: команды нескольких полноценных систедов буквально весной обещали, что распахнут двери в августе.
Идея систединга не нова. Возможно, не новее колонизации. Но теперь переселенцы вынуждены сами создавать себе земли: открывать уже нечего. За последние 50 лет было осуществлено несколько попыток такого строительства, но почти всегда дело завершалось катастрофой. Каждый раз, начиная с продержавшейся пять месяцев Республики Минерва (построенной на тонганском коралловом рифе и низложенной тонганской полицией) и заканчивая операцией «Атлантида» (бетонный корабль затонул еще до начала заселения), замысел терпел крах из-за столкновения с законами национальных государств или куда менее снисходительными законами природы.
Собираясь разместиться в территориальных водах какой-либо державы, вы обнаружите перед собой длинную полосу правовых препятствий. А чем дальше вы выходите в море, тем сложнее ваши технико-конструкторские задачи. Юрисдикция большинства стран распространяется на 200 миль от побережья, так что интересные вам места находятся во власти открытого моря. И если вы, пребывая на чем-то плавучем, захотите быстро добраться до цивилизации, 200-мильное путешествие вряд ли покажется вам привлекательным. Простая истина заключается в том, что как бы власти нас ни расстраивали, этого мало, чтобы задуматься о смене прекрасного пентхауса в шумном городе на нечто вроде кладовки на бывшей нефтяной платформе (как было раньше), где нет ни парков, ни театров, ни какой-либо культурной жизни.
Но в минувшем десятилетии в систединг вдохнули новую жизнь. Во многом это заслуга The Seasteading Institute (Институт систединга), который финансирует сооснователь PayPal Питер Тиль. Тиль – большой фанат систединга и даже назвал его необходимым «для того, чтобы у человечества было будущее».
Подъем систединга – это еще и реакция на постоянное, как видится обществу, раздувание государственного аппарата в его стране. Впервые у массы людей нашлись деньги на серьезные исследования (в том числе у многих в Кремниевой долине). То, о чем когда-то тихо мечтали либертарианцы, превратилось в предмет систематического изучения профессионалами – как юристами, так и инженерами, и черты его становятся все реальнее и реальнее. Я беседовал с Рэндольфом Хенкеном, одним из директоров TSI, и он настроен крайне оптимистично.
«Если все будет идти как надо, в ближайшие пять-шесть лет мы увидим первый плавучий город», – прогнозирует Хенкен. Многие из моделей с сайта TSI ломают наши представления о систедах. Если раньше их образы были страшными, то теперь они будто вырастают на глазах из научной фантастики. Новые модели и практичны, и милы глазу. Большинство из них, собственно, и выглядят как плавучие города. Это не облагороженные нефтяные вышки. Что же до стабилизации, электроснабжения и управления отходами, то соответствующие технологии быстро совершенствуются, и ни хронической морской болезни, ни мореплавательских атавизмов опасаться больше не нужно.
План побега
Поскольку систединг технологически воплотим уже сегодня и в перспективе довольно симпатичен, остается, наверное, спросить, зачем он нужен.
Самое очевидное объяснение – налоги. Систед – настоящая налоговая гавань для своих резидентов (для тех, у кого нет гражданства США, по крайней мере). Бежать от налогов в море насовсем кажется перебором, но использовать преимущества систединга, возможно, лучше, чем спать в самолете, чтобы не исчерпать 90-дневный нерезидентский лимит, как в разных юрисдикциях делают некоторые хайнеты. И я могу понять, как замечательно круглый год жить на красивом эксклюзивном круизном судне, а не торчать где-нибудь в Цюрихе или на Гернси.
Разумеется, это все причины практические. Если же пообщаться с энтузиастами систединга или американскими хайнетами-либертарианцами, то на первый план выйдут эмоциональные: возможность стать первопроходцем, возможность владеть базовыми активами, формирующими место собственного проживания, возможность экспериментировать с новыми формами правления и т.д.
Бушующие моря
Как уже упоминалось, 2014-й должен был стать годом систеда. Буквально в октябре предыдущего года в штабе крупного проекта Blueseed уверенно предсказывали, что к лету их систед будет введен в эксплуатацию. Планировалось, что Blueseed, расположившись в непосредственной близости от побережья Сан-Франциско, станет высокотехнологическим инкубатором, офшорной технологической оранжереей, которая позволит фирмам Кремниевой долины вести кадровую политику, обходя визовые ограничения, – и вместе с тем будет приятным местом для жизни.
Но, похоже, ничего не вышло. Ни судна, ни платформы куплено так и не было, а близкие к проекту люди сообщили мне, что официальные протесты (в частности, по поводу кабелей к берегу) потопили кампанию.
Возможно, эта неудача – показатель того, что систединговая мечта не сбудется никогда. Как и в случае с космическим туризмом, амбициозные планы заработать будут всегда, но им суждено либо проваливаться, либо оказываться отложенными в долгий ящик.
Сокрушаясь о Blueseed, Хенкен все же поясняет: фиаско коллег убедило его в безумности попыток разместить систед в водах стран первого мира. «В Европе или США это невозможно», – констатирует он, продолжая, однако, верить, что систед под эгидой TSI встанет в строй к 2020 году.
Переговоры о его размещении ведутся с несколькими развивающимися державами «на самом высоком уровне», рассказывает Хенкен. Его задача – договориться с одной из этих держав и работать под ее флагом (правда, обладая существенной автономией). Наиболее вероятную кандидатуру собеседник не выдал. Он говорил о странах в Африке, Юго-Восточной Азии и в Карибском бассейне. Такие идеи имеют право на существование. Какая-нибудь карибская локация определенно может приглянуться своей относительной близостью к континентальной Америке, и, давайте честно, хорошая погода тоже не помешает.
Может, дело выгорит. Захочет ли кто-то жить на систеде – вопрос открытый. Но учитывая, что некоторые хайнеты стремятся заполучить все возможные паспорта и при этом не желают иметь никакого резидентства, в платформе посреди океана – вдали от властей, налогов, законов и общества – появляется свой, особый смысл.
Источник: SPEAR'S Russia #1-2(45)
Элитному жилью стало тесно в прежних границах
Несколько оправившись от потрясений последних лет, покупатели элитной жилой недвижимости по всему миру постепенно привыкают к новой нормальности высоких процентных ставок. Технологический апгрейд этого сегмента упрощает сделки, а их объектами становится жилье в новых точках на карте, свидетельствует последний отчет о глобальном рынке элитной недвижимости, подготовленный Sotheby’s International Realty. WEALTH Navigator обобщил ключевые выводы исследования.
Обогнать инфляцию
Коммерческая недвижимость остается надежным защитным активом, по какому бы сценарию ни развивалась экономика. Но подходить к выбору объектов для инвестиций нужно с умом. На что обратить особое внимание, рекомендует Руслан Надров, управляющий по коммерции компании СФН.
Утомленные солнцем
Россияне, которые еще недавно были главными иностранными покупателями дубайской недвижимости, в последние месяцы теряют интерес к ней. Сказались подешевевший рубль, проблемы с банковскими переводами из России и рост цен на жилье в Дубае примерно на треть за последние два года. Курьезно, но существенный вклад в это подорожание обеспечил как раз спрос со стороны россиян, стремившихся защитить свои активы.
Рынок недвижимости Дубая: покупать нельзя продавать
Благодаря активному развитию рынка недвижимости Дубая он продолжает привлекать внимание российских инвесторов, уверяет Марина Шалаева. В колонке для WEALTH Navigator она размышляет о сменившемся векторе интереса к дубайским элитным жилым комплексам и о том, почему некоторые инвесторы продают активы в ОАЭ, а также обращает внимание на новые точки роста на Ближнем Востоке.
Оставить комментарий