С литературным уклоном


Июнь-июль для ведущих аукционных домов пройдет под знаком литературы и театра: Sotheby’s предлагает коллекционерам первые издания Джозефа Конрада и Сэмюэля Беккета, Bonhams торгует русскими театральными газетами и альманахами начала ХХ века, жена писателя Сидни Шелдона распродает коллекцию кукол. Впрочем, хорошие новости есть не только для филологов. Абстрактная живопись Кандинского и Миро, садово-парковые скульптуры, нежные прерафаэлиты – Ирина Удянская продолжает обзор значимых аукционных торгов сезона.

18.06.2013




Эдвард Коли Берн-Джонс. «Любовь среди руин», 1894


Орлиный глаз Бранко Вейсса

Бранко Вейсса называют человеком, превратившим науку и бизнес в искусство. Владелец нескольких международных компаний в сфере компьютерной индустрии, известный коллекционер и филантроп, обладатель четырех докторских степеней, основатель швейцарского научного сообщества Society in Science, дающего ученым возможность в течение пяти лет заниматься разработкой любимой темы, создатель Branco Weiss Institute in Israel – университета, сфокусировавшегося на индивидуальных образовательных программах для трудных подростков, находящихся на грани отчисления из школы, Бранко Вейсс оставил после себя уникальную коллекцию живописи.

Недаром специалисты Sotheby’s назвали аукцион, который пройдет 19 июня в рамках традиционных вечерних торгов современного искусства, The Analytical Eye, отдавая дань уважения «орлиному глазу» Бранко Вейсса и его особому чутью на шедевры абстрактной и фигуративной живописи. По предварительной оценке специалистов, общая сто­имость лотов составит 12 млн фунтов. Среди самых ценных экспонатов – «Смешение» Василия Кандинского (эстимейт – 600–800 тыс. фунтов), «Приятная авантюра» Рене Магритта – иконическое изображение фрагмента человеческого тела на фоне пейзажа (эстимейт – 1–1,5 млн фунтов), «Персонажи и птицы ночью» Хуана Миро (эстимейт – 300–400 тыс. фунтов), а также работы чешского кубиста Франтишека Купки, Наума Габо, Александра Колдера.

Время подрезать деревья

На летний аукцион Christie’s, который пройдет в то же время – 19–20 июня – в Южном Кенсингтоне (Лондон), выставляется имущество из поместья Дансборо-Парк, принадлежащего барону и баронессе Свиртс-де-Ландас-Виборг. На торгах будут представлены садовые скульптуры и антикварная садовая утварь, так что у всех желающих появится возможность приобрести огромную бронзовую лошадь в натуральную величину, урны, терракотовые горшки для цветов, старинные газонокосилки и французские фонтаны XIX века.

Первые сады на территории построенного в 1630 году поместья, в то время носившего название ДансбороХаус, были разбиты в XVIII столетии. В 1990-х владельцы поместья – представители знатной голландской фамилии – решили заняться реставрацией шести акров садовых участков при помощи ландшафтных дизайнеров Пенелопы Хобхауз и Руперта Голби. В результате сады были украшены рядом скульптурных элементов: фонтанами, урнами, пьедес­талами, скамьями и солнечными часами, а также антикварной садовой утварью и инвентарем. Всего на продажу выставляется свыше 500 предметов, суммарная оценочная стоимость которых составляет более 2 млн фунтов. Эстимейты отдельных лотов варьируются от 200 до 150 тыс. фунтов.

«Мы с любовью подходили к реставрации садов на территории Дансборо-Парка, – комментируют барон и баронесса Свиртс-де-Ландас-Виборг. – Наше отношение к поместью не изменилось, однако, пользуясь садоводческим лексиконом, настало время подрезать деревья, чтобы в будущем они расцвели с удвоенной силой».

Кукольный дом

24 июня в Лос-Анджелесе Bonhams проведет интересный аукцион – на торги будет выставлено 450 кукол из коллекции знаменитого американского писателя Сидни Шелдона. Изначально куклы собирала его жена Александра, бывшая актриса и модель. Потом она заразила этим увлечением и мужа. Очевидно, что обладатель премий «Оскар» и «Тони», автор романов «Если наступит завтра» и «Оборотная сторона полуночи», писатель, имя которого для многих стало синонимом слова «бестселлер», не испытывал нужды в деньгах и охотно тратил их на изумительные творения итальянской мануфактуры Lenci. Куклы Lenci славились своим «живым» выражением лица. Их создательница Елена Савиньи считала, что детство – не такой уж безоблачный и идиллический период в жизни. Иногда у ее кукол встречались и обиженные лица, и недовольные, капризные гримасы, и грустные глаза. Возможно, именно поэтому они сразу стали пользоваться необычайным успехом у коллекционеров, среди которых были Жозефина Бейкер и королева Елена Савойская.

Топ-лот аукциона Bonhams – большая войлочная кукла Lenci, принадлежавшая Рудольфу Валентино, секс-символу эпохи немого кино. Эта кукла даже снималась вместе с Валентино в его последнем фильме «Сын шейха». Кукла оценена в 6–8 тыс. долларов. На торгах можно будет приобрес­ти вариации Lenci на тему известных исторических и литературных героев – мадам Помпадур и мадам Баттерфляй, Моцарта, Коломбины, а также куклу «Курильщик опиума»1921 года (1–1,5 тыс. долларов), куклы в традиционных костюмах Европы, Азии и Ближнего Востока.

Архив Мейерхольда

26 июня в Нью-Йорке у специалистов Bonhams будет возможность узнать, велик ли у коллекционеров интерес к творчеству знаменитого русского режиссера, актера и педагога Всеволода Мейерхольда. С молотка уйдет архив, собранный профессором Альмой Лоу, автором множества статей о русском театральном авангарде. С начала 1970-х годов она регулярно – 2–3 раза в год – приезжала в Советский Союз, встречалась с людьми, знавшими Мейерхольда, – актерами, писателями, критиками, учеными – и записывала беседы с ними. В результате она собрала уникальный архив о золотом веке русского театра.

На аукционе Russian Literature and Works on Paper будет представлена театральная периодика 1910–1920-х годов (журналы «Искусство», «Записки Передвижного общедоступного театра», «Маски», «Театральная газета»), книги, программки к спектаклям, афиши, фотографии, воспоминания современников Мейерхольда, которого называли «Пикассо модернистского театра». В его спектаклях играли первую скрипку Брехт, Эйзенштейн и Шостакович. А Сергей Прокофьев написал для театра Мейерхольда оперу «Любовь к трем апельсинам». Для нынешних благополучных американцев, вероятно, интересна и трагическая судьба главного экспериментатора и новатора русского театра: печатная травля в «Правде», пытки в застенках НКВД, зверское убийство жены Зинаиды Райх в их собственной квартире, наконец, расстрел по приказу Сталина.

Впрочем, отвлечемся от мрачных мыслей – коллекция Альмы Лоу и без них представляет ценность для всех ценителей мирового театра.

Искусство старых мастеров

Какие бы оригинальные экспонаты ни уходили с молотка на аукционах, вишенкой на торте всегда остаются картины мастеров, стоящие баснословных денег и вдохновляющие коллекционеров на сражения за право ими обладать. 2 июля на Кинг-стрит в Лондоне Christie’s представит три шедевра британской живописи. «Легко пришло, легко и ушло» Яна Стена – монументальное полотно, созданное в эпоху расцвета голландской живописи, появилось на рынке впервые за 200 лет! Картина оценена в 7–10 млн фунтов. На ней художник изобразил себя в образе благородного господина в богатых покоях, наслаждающегося устрицами – дорогостоящим (по меркам Нидерландов XVII столетия) деликатесом. Молодая девушка протягивает ему бокал вина, пожилая женщина открывает устричные раковины. А на камине возвышается статуя Фортуны, напоминающая о скоротечности плотских удовольствий.

Картина «Мол, Венеция, вид с площади Сан-Марко» (эстимейт – 4–6 млн фунтов) кисти Джованни Антонио Каналетто, написанная художником на пике своей карьеры в 1730-х годах, относится к знаменитой серии видов, на которых он запечатлел величайшие достопримечательности Венеции. Наибольшим спросом работы Каналетто пользовались среди представителей английской знати. Эта картина была приобретена известным покровителем искусств Эдвардом Говардом, 9-м герцогом Норфолкским, и находилась в собственности его потомков до 1970-х годов.

Еще один топ-лот – знаменитый «Переход Ганнибала через Альпы» Николя Пуссена (3–5 млн фунтов). Картина впервые выставляется на торги и обладает исключительным провенансом. Сначала ее приобрел непосредственно у Пуссена один из почитателей его таланта Кассиано даль Поццо, а потом она провела 30 лет в коллекции Рубена Липшица, брата знаменитого скульптора-кубиста Жака Липшица. Об этой картине было мало что известно до самого ее появления на величайшей выставке произведений Пуссена в Руане в 1961 году.

На следующий день, 3 июля, Sotheby’s устраивает свой аукцион старых мастеров, гвоздем программы которого станет редкий пейзаж французского живописца XVIII века Клода Жозефа Верне «Вид Авиньона с правого берега Роны» с эстимейтом 3–5 млн фунтов. Картина 200 лет не появлялась на открытых торгах и только один раз участвовала до этого в публичной выставке. Интересно, что Авиньон – родной город Верне – на ней хорошо узнаваем: и остатки моста Сент-Бенезе XII века, и стены знаменитого Папского дворца.

Уроки литературы

10 июля Sotheby’s в Лондоне выставит на продажу коллекцию редких изданий, писем и автографов классика английской литературы Джозефа Конрада, принадлежавшую американскому милли­онеру Стенли Сигеру, который собирал ее в течение 50 лет.

Топ-лот аукциона – авторская рукопись «Тайфуна», одной из самых известных морских повестей Конрада, оцененная в 300–500 тыс. фунтов и демонстрирующая работу воображения автора во время создания книги. Пометки и исправления Конрада встречаются чуть ли не на каждой странице. Коллекционер, который ее приобретет, сможет проникнуть в творческую лабораторию писателя, стать свидетелем того, как он мучительно подбирает слова, лучше всего выражающие его мысли.

Среди других интересных лотов – рукопись рассказа «Фальк» – о моряке, попавшем в шторм
и съевшем всю команду (30–50 тыс. фунтов); письмо, в котором писатель анализирует характер полковника Куртца из своего романа «Сердце тьмы», по которому Фрэнсис Форд Коппола снял фильм «Апокалипсис сегодня» (25–35 тыс. фунтов); первое издание автобиографического романа «Зеркало морей», подаренное автором Генри Джеймсу (15–20 тыс. фунтов); версия романа «Лорд Джим», который британский поэт-лауреат Тед Хьюз читал вслух своей жене Сильвии Плат за год до ее трагической смерти с ее сохранившимися пометками (6–8 тыс. фунтов). «Это самая полная и разнообразная коллекция, посвященная творчеству одного писателя, которая когда-либо появлялась на аукционах, – комментирует Питер Силли, старший специалист отдела книг и рукописей Sotheby’s. – Очевидно, что мистер Сигер собирал ее с большой любовью. Мне повезло, что благодаря моей профессиональной деятельности я был вовлечен на некоторых этапах в формирование этой коллекции, но теперь, когда я вижу ее целиком, она производит необычайное впечатление. Произведения Джозефа Конрада переведены более чем на 40 языков, и невозможно не оценить его влияние на умы других писателей-модернистов, поэтов, кинематографистов и интеллектуалов того времени. Именно его мастерство рассказчика вдохновило Фрэнсиса Скотта Фицджеральда на создание образа Ника Каррауэя, от лица которого ведется повествование в “Великом Гэтсби”. И, возможно, Джозеф Конрад – первый в истории мировой литературы автор, начавший сочинять рассказы о спецагентах и международном шпионаже. В общем, это огромная привилегия для меня – представлять на аукционе все эти сокровища». В тот же день Sotheby’s представит публике другую знаковую рукопись – первый роман ирландского писателя, лауреата Нобелевской премии, одного из основоположников театра абсурда Сэмюэля Беккета «Мерфи». «The sun shone, having no alternative, on the nothing new» («Светило солнце – а что еще ему оставалось делать? – и освещало обыденное») – с этих строк, вероятно, известных каждому поклоннику творчества Беккета, началась его битва с издателями и критиками за свое авторское видение (за три года, в течение которых Беккет пытался пристроить рукопись в какое-нибудь издательство, он получил 43 отказа!).
И именно их увидит каждый посетитель аукционных торгов Sotheby’s 10 июля на первой странице рукописи «Мерфи». Рукопись вообще любопытно выглядит и полна смешных авторских значков, пометок и рисунков, на которых Беккет изобразил в том числе Джеймса Джойса, Чарли Чаплина и самого себя. Эстимейт «Мерфи» составляет 0,8 –1,2 млн фунтов.

Любовь среди руин

А на десерт – самая нежная тема: 11 июля Christie’s в Лондоне проводит аукцион «Викторианская живопись и британский импрессионизм», на котором будут представлены две изумительные картины кисти прерафаэлитов. Меланхоличная «Любовь среди руин» – величайшее творение сэра Эдварда Коли Берн-Джонса, последователя Данте Габриэля Россетти. На картине, отчасти навеянной одноименной поэмой викторианского поэта Роберта Браунинга, среди заросших розовыми кустами обломков здания изображена влюбленная пара, напоминающая героев цикла Берн-Джонса, посвященного сказке «Спящая красавица». «Любовь среди руин» неоднократно участвовала во всевозможных выставках, снискав Берн-Джонсу мировую славу. Недавно картина, созданная по мотивам этой акварели, выставлялась в галерее Тейт в рамках экспозиции «Прерафаэлиты: викторианский авангард», которая откроется в Пушкинском музее и продлится с 10 июня по 30 сентября 2013 года. Картина оценена в 3–5 млн фунтов.
И второй шедевр – «Сестры» сэра Джона Эверетта Миллеса – тоже выдержан в традициях прерафаэлитов. Создается ощущение, что девочки просто взялись за руки, а не позируют для портрета.

Крупные кусты белых и розовых азалий занимают собой весь задний план, приближая героинь полотна к зрителю. Картина поражает богатством костюмов, света, цветов и оттенков. Это торжество чистой эстетики в творчестве Миллеса. Эстимейт «Сестер» – 2–3 млн фунтов. 

Атлас

Материалы по теме



Ирина Удянская
18.06.2013

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз