Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/s-edobnoe-zoloto
Дата публикации 24.05.2011
Текст: Николай Кочелягин
Рубрики: Альтернативные инвестиции
Напечатать страницу


Съедобное золото


Постоянно растущий спрос на сельскохозяйственные товары заставляет инвесторов отправляться в поход за быстрыми и за долгими деньгами одновременно. Катализатором процесса стала аномальная жара 2010 года, подкосившая объемы мирового экспорта пшеницы. Николай Кочелягин попытался понять, что будет дальше.


Российское правительство ввело запрет на экспорт пшеницы, и ситуация в мире сразу усложнилась. Эмбарго действует до 1 июля 2011 года, однако, как заявил в феврале первый вице-премьер Виктор Зубков, кабинет рассматривает вопрос о возможности его продления. Но это еще не все.

«Дополнительным стимулом роста цен на пшеницу может стать повторение погодных условий прошлого лета, – считает главный директор по инвестициям УК “Газпромбанк – Управление активами” Андрей Зокин. – В силу неурожая 2010 года и высокого спроса на продукцию цены на сельскохозяйственные товары неминуемо росли. Если за 2009-й и начало 2010 года они оставались неизменными на уровне около пяти долларов за бушель зерна, то начиная с июля 2010-го резко стали повышаться и в конце года достигли отметки более восьми долларов за бушель. Это рекордные цены, и они сопоставимы с концом 1980-х годов, периодом продовольственного кризиса. Такой уровень диктуется, помимо прочего, тем, что существует неопределенность в отношении урожая этого года. Однако мы считаем, что с развитием технологий на рынке зерна и с помощью зерновых интервенций цены будут в текущем коридоре и не превысят сегодняшних значений, если не произойдет определенного коллапса с урожаем этого года».

Политическая ситуация

Некоторые эксперты полагают, что продовольственный кризис 2007–2008 го­дов, вызванный финансовыми бурями, по-прежнему не закончился. В долгосрочной перспективе (десять–двадцать лет) он может усугубиться на фоне слабого положения сельского хозяйства.

В последние годы многие страны не обеспечивали этот сектор достаточным количеством ресурсов и технологий. Наиболее развитые государства начали процесс восстановления фермерских хозяйств, однако, по мнению специалистов, это займет немало времени.

«Возникает большая проблема, связанная с предложением пшеницы, – отмечает Зокин. – В Европе, России и Африке, с ее нестабильной ситуацией, встает вопрос, что будет с рынком зерна в текущем году. Скорее всего, высокие цены будут определяться не только спросом, но и предложением, особенно с учетом того, что часть ценовых запасов зернового фонда в прошлом году из-за засухи была израсходована».

Поскольку продовольственная безопасность стала одним из основных приоритетов для большинства крупных стран, их действия по ее обеспечению могут быть крайне агрессивными. А это уже само по себе способно привести к росту цен.

«Кризис с пшеницей в России, а также другие неблагоприятные факторы на местном уровне сами по себе не способны вызвать значительную глобальную инфляцию, однако это могут сделать неблагоприятные политические меры, – считают эксперты HSBC. – Поэтому крайне важно отслеживать проводимую политику крупнейших мировых торговцев пшеницей, и особенно ее экспортеров, но также и импортеров, которые имеют возможность подтолкнуть к проведению агрессивных закупок для обеспечения поставок».

Высота нижней планки

Стоимость пшеницы и других базовых продуктов отличается от того уровня, который наблюдался во время ценового бума в 2007–2008 годах. Впрочем, даже если цены не будут взлетать на фоне неаккуратных действий крупных игроков и других катаклизмов, они останутся на высоком уровне.
В отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) отмечается, что в течение следующих 10 лет средняя цена на пшеницу и фуражное зерно в реальном выражении будет соответственно на 15 и 40% выше (с учетом инфляции) среднего уровня в период с 1997 по 2006 год.

Стабильно высокие цены объясняются спросом со стороны потребителей. Жители густонаселенных развивающихся стран, таких как Индия и Китай, выходят на новый уровень потребления. Помимо риса они начинают покупать больше молока и мяса. Это повышает спрос и на пшеницу: ведь на корм скоту приходится направлять зерновые.

«Согласно мировым прогнозам, потребление пшеницы будет превышать ее производство на 17,1 млн тонн, – отмечает аналитик финансовой компании “Анкоринвест” Андрей Захаров. – Хотя в начале 2010 года, наоборот, в мире наблюдались излишки пшеницы, а конечные запасы на складах в США находились на максимальных отметках за последние два года. В 2011 году будет наблюдаться рост спроса на пшеницу со стороны развивающихся стран, а именно Китая и Индии. Кроме того, дополнительный рост спроса обеспечит сектор фуража, используемого для производства мясной продукции, а основным потребителем начнет выступать Китай».

Необходимо учитывать также, что население развивающихся стран стремительно увеличивается. «Население земного шара в период с 2009 по 2050 год увеличится на 2,3 млрд человек, и весь этот рост придется на развивающиеся страны, – отмечается в докладе ОЭСР и ФАО. – По существующим оценкам, для того чтобы прокормить 9 млрд человек, потребуется увеличение глобального производства продуктов питания на 70% в период между 2005 и 2050 годом».

Об этом же говорят и российские специалисты. «Мы ожидаем высокого спроса на пшеницу в связи с тем, что население мира после кризиса снова начинает расти высокими темпами, что способствует повышению спроса и, соответственно, цены на пшеницу, – отмечает Андрей Зокин. – Спрос также может быть спровоцирован и ростом спроса на товары, в состав которых входит пшеница». Ему вторит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин: «В мире растет население и, как следствие, естественная потребность в продуктах питания. Кроме того, у этого населения растет благосостояние, и люди предъявляют спрос на более качественные продукты питания».

Есть и дополнительные факторы. «При росте цен на нефть повышается актуальность биотоплива, в производстве которого иногда используют пшеницу, – отмечает аналитик ИК “Грандис Капитал” Ксения Аношина. – С 2000 года рынок биотоплива вырос более чем в 4 раза, с 2007 по 2009 год он повысился на 42%».

К тому же посевные площади под пшеницу в мире сокращаются в пользу более маржинального производства кукурузы и сои, добавляет эксперт. Кукуруза еще активнее используется в производстве биотоплива.

Инвестиционный интерес

Крупные инвестиционные компании, в том числе крупнейшая в мире – BlackRock, присматриваются к этому рынку, причем собираются играть на нем «вдолгую».

В прошлом году британская компания Baring Global Agriculture запустила глобальный сельскохозяйственный фонд, размер которого уже превысил 100 млн фунтов стерлингов. Самые первые инвесторы получили прибыль в размере 30%.

BlackRock и Baring полагают, что такие вложения будут весьма привлекательными для многих инвесторов в долгосрочной перспективе. Член фонда World Development Movement Кейт Благоевич уверена, что рост населения, повышение спроса и климатические изменения – все это будет способствовать долгосрочному росту продовольственных цен. Однако она сетует на то, что спекулянты сделали цены на продукты волатильными как никогда.

Впрочем, такие компании, как BlackRock, отрицают, что они ориентированы на спекулятивные инвестиции. Их сельскохозяйственные фонды не покупают пшеницу напрямую, однако они приобретают доли в компаниях, работающих на рынках сельского хозяйства. То же самое можно сказать и про миллиардера Уоррена Баффета. В качестве одной из его целей эксперты называют крупнейшую в мире компанию по переработке зерна Archer Daniels Midland Co.

Baring, в свою очередь, говорит о трех F, которые будут способствовать повышательному тренду стоимости сельхозпродуктов: еда, корм и горючее (food, feed, fuel). По мнению компании, количество «ртов» – потребителей растет, и это означает, что ценам идти только в одну сторону – вверх.

Русское поле

Профессионалы в целом позитивно оценивают перспективы вложений в российский пшеничный рынок, однако и тут делают «государственные» оговорки.

«Инвестиции в российскую пшеницу возможны через вложения в акции российских сельхозпроизводителей. С июля 2010 года пшеница на российском внутреннем рынке подорожала примерно вдвое, котировки акций агропромышленной “Группы Разгуляй” также сильно поднялись за это время – на 78%, – отмечает Ксения Аношина. – По нашему мнению, акции компании еще сохраняют потенциал роста более 30% на ожиданиях снижения долговой нагрузки компании при реализации принятой недавно корпоративной стратегии».

Андрей Захаров называет несколько факторов, при которых инвестиции в зерновые культуры становятся в России выгодными: наличие собственных земельных ресурсов (поскольку инвестировать в приобретение земли с последу­ющим посевом нерентабельно или требует 8–10 лет срока окупаемости), государственные субсидии, а в случае использования заемных средств – субсидирование процентной ставки.

Еще одним важным фактором будет регион реализации продукции, подчеркивает эксперт. Сейчас участники рынка наблюдают максимальные мировые цены на сельскохозяйственную продукцию с момента кризиса 2008 года, что крайне выгодно с точки зрения экспорта. Однако в настоящее время в России действует эмбарго, что не дает возможности воспользоваться благоприятной внешней экономической конъюнктурой, а внутренние цены явно невыгодны с точки зрения инвестирования капитала в агросектор.

На эту же проблему указывает Владимир Брагин: «С одной стороны, в России большие возможности для развития сельского хозяйства. Однако значительная часть ее территории находится в зоне так называемого рискового земледелия, а правительство активно вмешивается в ценообразование за счет зерновых интервенций и ограничений на экспорт. В итоге внутренняя цена на пшеницу сильно отличается от внешней».

Впрочем, власти постепенно приходят к выводу, что искусственным регулированием заниматься небезопасно. В феврале президент России Дмитрий Медведев поставил под сомнение решение правительства об интервенциях на внутреннем рынке зерна, заявив, что нерыночная раздача порождает коррупцию. «Какой дурак будет торговаться, если можно прийти и договориться с чиновниками правительства?» – спросил Медведев. Это позволяет надеяться на то, что рыночные механизмы заработают, а пшеница продолжит расти.


Источник: SPEAR’S Russia