Русская зима


Главные торги ноября–декабря – русские искусство на Russian Art Week в Лондоне. Прошлые, июньские, русские торги принесли аукционным домам рекордные 64 млн фунтов, опровергнув мрачные прогнозы, что из-за санкций и охлаждения отношений России и Запада в целом спрос на российское искусство упадет. Самые значимые лоты ближайших торгов – в обзоре Софьи Корепановой.

14.11.2014




Николай Калмаков. Триумф Жанны Д'Арк


Неделю торгов русским искусством открывает Christie’s. Топ-лотом продаж 24 ноября станет «Портрет Александра Тихонова» кисти Юрия Анненкова с эстимейтом 2,5–4,5 млн фунтов из выдающейся частной коллекции. В этом великолепном образце русского авангарда смешались текстуры и перспективы, влияние народного творчества, кубофутуризма и экспрессионизма. Сходство с оригиналом в картине, безусловно, присутствует, но серьезность при передаче черт оригинала сочетается с остроумием, а трактовка образа во множестве разбитых плоскостей заставляет вспомнить портрет Анны Ахматовой кисти Натана Найтмана. Однако работа Анненкова сложнее: здесь есть элементы конструктивизма и даже дадаизма (кнопка звонка вызывает к жизни игру двух- и трехмерных плоскостей). При этом картина очень гармоничная, цельная. К слову, если Анненков писал портреты наиболее ярких деятелей литературы и искусства, то Александр Тихонов собирал эти личности вместе: так, вместе с Максимом Горьким и Корнеем Чуковским Тихонов основал знаменитый Диск, «Дом искусств», который стал приютом и местом встречи для десятков писателей и художников во время разрухи 1920-х годов. Анненков же, в свою очередь, был завсегдатаем Диска.

Еще один топ-лот, также из частной коллекции, – «Портрет актера Николая Подгорного (1879–1947) в роли Пети Трофимова в пьесе Чехова «Вишневый сад»» кисти Бориса Григорьева. Картина принадлежит к серии Visages de Russie, над которой Григорьев работал в Париже, будучи эмигрантом: в 1922 году он начал писать портреты актеров Московского художественного театра, которые приезжали в Париж на гастроли, причем предпочитал изображать их «в образе». Картина оценивается в 250–350 тыс. фунтов. Еще один портрет кисти Григорьева – «Мой садовник» с эстимейтом 180–220 тыс. фунтов – принадлежит к более позднему бретонскому циклу. Путешествуя по Нормандии и Бретани, художник охотно писал национальные типажи, и полотно, выставленное на торги, – безусловно, один из лучших образцов серии. Также стоит обратить внимание на «Крестьянку в зеленом фартуке» Абрама Архипова (350–550 тыс. фунтов) и «Портрет Елены Шенгелаи» Кирилла Зданевича (400–600 тыс. фунтов). Традиционно на торги выставляются и произведения Фаберже: нефритовая модель карпа оценивается в 250–350 тыс. фунтов, а подборка работ мастера, включая декоративную веточку василька, – в диапазоне от 3 до 200 тыс. фунтов.

Sotheby’s проведет торги русским искусством в тот же день, 24 ноября. Одним из топ-лотов станет «Портрет сына художника» кисти того же Бориса Григорьева – его оценивают в 200–300 тыс. фунтов. 25 ноября аукционный дом приглашает на дневные торги русским искусством, а также на торги «Современный Восток», где будут выставлены произведения современного искусства России, Восточной Европы и Кавказа – в том числе полотна Георгия Гурьянова, Олега Васильева и Владимира Вайсберга.

Bonhams предложит участникам побороться не за портрет, а за пейзаж: на торги выставлено «Прибытие флотилии Колумба на американский берег» Ивана Айвазовского с эстимейтом 700–900 тыс. фунтов. Картина была представлена на чикагской World’s Columbian Exposition в 1893 году. Айвазовский написал серию полотен о путешествии Колумба, и это, пятое по счету, изображающее самый торжественный момент плавания, – безусловно, наиболее выдающееся в цикле. Готовясь к созданию цикла, Айвазовский посетил Геную и Флоренцию, изучая конструкцию кораблей XV столетия, костюмы, военное снаряжение. По окончании работы мастер сам отправился в Америку вслед за 15 своими полотнами – это было самое масштабное путешествие в жизни уже немолодого творца. Художественный гений мариниста высоко оценили и гости выставки, и пресса: Chicago Daily Tribune писала, что посетители «стояли возле картины, открыв рот, не в силах понять, из какого окна льется свет, заливающий полотно».

Также на торгах Bonhams стоит обратить внимание и на несколько полотен Николая Рериха, среди них «Пустынник на молитве» – безусловная кульминация карельского цикла мастера, – «Тулола» и «Ворота Тьмутаракани». Еще два значимых лота – «Натюрморт с фруктами и шампанским» Давида Штернберга (оценивается в 450–650 тыс. фунтов) и «Ложа в театре Пекина» Александра Яковлева (500–700 тыс. фунтов).

Наконец, четвертый аукционный дом, неизменно участвующий в лондонских русских торгах, – MacDougall’s – представит ряд значимых полотен и предметов декоративно-прикладного искусства. Среди них – «Портрет Сельмы Александер» Бориса Григорьева с превосходным провенансом: нынешнему владельцу его завещала сама Сельма. Еще один шедевр из частной коллекции, практически неизвестный зрителям и исследователям, – «Портрет Юлии Маковской» Ильи Репина эстимейтом 250–500 тыс. фунтов. Сам Репин называл Маковскую, одну из самых эффектных дам Петербурга, «ангелом неизреченной красоты». В 300–500 тыс. фунтов оценивается работа символиста Николая Калмакова «Триумф Жанны Д’Арк». В 1931 году Франция праздновала 500-летнюю годовщину со дня восшествия Жанны Д’Арк на костер. Незадолго до этого ее имя было причислено к лику святых – в знак признания ее духовной помощи, оказанной французам во время Первой мировой войны. Именно Калмаков в 1930 году получил предложение оформить своими полотнами строящуюся к юбилею часовню святой Жанны, и «Триумф» – первая и самая важная работа цикла.

Достойны внимания коллекционеров и два пейзажа: умиротворенный «Переход через горную реку» Льва Лагорио (эстимейт – 180–250 тыс. фунтов) и «Пейзаж с деревом» «бубнового валета» Василия Рождественского (150–250 тыс. фунтов).

Поклонников декоративно-прикладного искусства MacDougall’s порадует двумя выдающимися лотами. Первый – большой ковш из серебра с позолотой, перегородчатой и художественной эмалью Федора Рюкерта, оцененный в 160–180 тыс. фунтов. Ковши подобного размера и со столь сложным декоративным убранством из двух видов исключительной по качеству эмали – редкость на рынке. Второй лот – резная фигурка слона Фаберже из нефрита, украшенная золотом и алмазами (эстимейт – 250-350 тыс. фунтов). Фаберже нередко бывал в Индии, Сиаме и Китае, высоко ценил японскую миниатюрную скульптуру нэцке и был придворным ювелиром не только российского императорского двора, но и двора сиамского короля Рамы VI.

Штрихи на воде

2 декабря Christie’s приглашает на торги «Искусство старых мастеров». Один из фаворитов – мерцающее «Палаццо Вендрамин-Каллерджи на Гранд-канале в Венеции» Каналетто оценивается в 800 тыс. – 1,2 млн фунтов. «Каг и другие суда у голландского побережья» Виллема ван де Вельде II планируется продать за 1,2–1,8 млн фунтов, это прекрасно сохранившееся полотно 1661 года может считаться одним из самых поэтичных пейзажей, написанных мастером. Еще один топ-лот – «Портрет Хендрика Либерти (прибл. 1600–1669) в три четверти» Антониса ван Дейка эстимейтом 2,5–3,5 млн фунтов. Изображение музыканта Либерти – несомненно, один из наиболее впечатляющих портретов кисти ван Дейка, относящихся ко второму антверпенскому периоду его творчества.

Золотое время

9 ноября на аукционе Christie’s, посвященному 175-летию Patek Philippe, будет выставлено 100 моделей, ставших культовыми в истории часового искусства. 58 из них никогда ранее не выставлялись. В числе наиболее редких и выдающихся – принадлежащие основателю американской авиастроительной компании Boeing Уильяму Боингу наручные часы в корпусе из 18-каратного золота (эстимейт – 400–800 тыс. швейцарских франков).

А 11 ноября Christie’s выставит на ювелирные торги брошь и браслет от Cartier 1950-х годов, выполненные в форме тигров и украшенные ониксом, бриллиантами и изумрудами. Провенанс лота поистине звездный: украшения принадлежали герцогине Виндзорской, ради которой отрекся от престола король Эдуард VIII, а затем Эндрю Ллойд Уэббер приобрел их для своей жены, певицы Сары Брайтман. Они стали подарком по случаю шумного успеха на лондонской и бродвейской сценах мюзикла Уэббера «Призрак Оперы», в котором играла Брайтман. «Тигровые» украшения выставляются в качестве единого лота с оценкой 1,8–2,5 млн фунтов.

Кино и книги

11–12 ноября Sotheby’s проведет очередные торги современным искусством, где будут выставлены семь портретов муз короля поп-арта Энди Уорхола, в том числе «Лиз № 3» – портрет кинодивы Элизабет Тейлор. За эту шелкографию организаторы планируют выручить не меньше 30 млн долларов. Кроме Тейлор, на торги будут выставлены портреты Брижит Бардо, Джуди Гарленд, Мэрилин Монро, Деборы Харри, Сао Шлюмберже и Жаклин Кеннеди общей стоимостью 48–57 млн долларов.

24 ноября в Нью-Йорке аукционный дом Bonham’s предложит покупателям пианино из фильма «Касабланка» и еще 30 предметов, имеющих отношение к культовой картине, в том числе двери ночного клуба, где встречаются герои, а также окончательный черновик сценария и фотографии с автографами актеров. Кроме того, на торгах представят платье Риты Хейворт из кинофильма «Джильда» и костюмы Барбры Стрейзанд из лент «В ясный день увидишь вечность» и «Встреча двух сердец».

Наконец, несколько счастливцев смогут воплотить детскую мечту и заполучить себе в коллекцию самого первого Винни-Пуха. 9 декабря Sotheby’s предложит поклонникам литературы, в том числе детской, множество значимых антикварных трудов, авторских рукописей, а также оригинальные иллюстрации Шепарда к книге Александра Милна.

Атлас



Софья Корепанова
14.11.2014

Источник: SPEAR'S Russia #11(43)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.