Ретрошик авиабудущего


Умело преобразившись, Qantas показывает пример другим авиакомпаниям старой закалки, и в первую очередь европейским грандам, замечает Джон Арлидж.

23.05.2018





Когда-то было здорово стоять во главе старой, большой, престижной авиакомпании. Покупаешь новые сверкающие самолеты, впереди ставишь большие сиденья, лощеный персонал с шампанским, сзади – сиденья похуже (почти комфортные), ничего так еду и вагон бесплатной выпивки. Отправляешь их из родной страны куда хочешь и твердо знаешь, что протекционизм защитит тебя от бойких конкурентов. Прибыль была гарантирована.

А кто захочет руководить крупной, старой, престижной авиакомпанией сейчас? Ввиду ослабления регулирования и распада уютных национальных картелей такие фирмы, как British Airways, Lufthansa, Air France и KLM, нещадно колотит турбулентность. Не предлагающие особых изысков (в частности, EasyJet и Ryanair в сегменте ближних рейсов и Norwegian в сегменте дальних) за билеты много не берут, и обслуживание при этом на уровне (в случае EasyJet и Norwegian). Из-за огромных флотилий, армий «профсоюзных» работников и масштабного присутствия в крупных хабах европейской элите тяжело соревноваться с бюджетными игроками, предпочитающими небольшие аэропорты.

На другом конце рынка, в остроносом сегменте реактивных самолетов дела, пожалуй, еще хуже. Благодаря успехам хорошо обеспеченных компаний из стран Персидского залива – Emirates, Etihad и Qatar – конкуренция за то, чтобы затащить в массивные кресла побольше массивных седалищ, сейчас даже острее, чем раньше. Гостиничный номер в воздухе? Душ? Личный батлер в зале ожидания и на борту? Глава Qantas Алан Джойс вернул фирме былое величие, теперь австралийский перевозчик может предложить пассажирам все это и ретрозалы от Марка Ньюсона в придачу. Европейским конкурентам такое не по карману.

Отдельные представители старой гвардии, кажется, так напуганы этой двойной угрозой, что забыли, благодаря чему вообще стали великими. Прекратив играть по своим правилам, они дали втянуть себя в кабацкую перепалку с лоукостерами.

British Airways не только лишила экономкласс бесплатного питания на ближних рейсах, но и стала забивать новые самолеты таким количеством кресел, что даже с Ryanair не сравнится. И спинки больше не опускаются. Ничего святого. В бизнес-классе на ближних рейсах места для ног мало или не больше, чем в экономе (хотя среднее место в каждом ряду свободно, поэтому слегка раскинуться можно). А во имя роста выручки на дальних рейсах в каждый экономряд втиснули еще одно место.

Без лишней роскоши

Совсем иного курса придерживается другая компания-старожил – и пожинает большие плоды. Речь о Queensland & Northern Territory Aerial Services. Знаю, знаю: «Qantas» звучало прежде немного блекло. И действительно, несколько лет назад фирма понесла самые крупные убытки в своей почти столетней истории, прекратила полеты и едва не обанкротилась. Но то было тогда. За последние несколько лет компания поняла, как ветеран авиарынка может играть по своим правилам (и выигрывать). Главе British Airways Алексу Крузу стоило бы слетать в Сидней, пообщаться с ирландским коллегой Аланом Джойсом и поучиться.

Джойс прекрасно сделал четыре весьма умные вещи. Во-первых, вычислив слабости арабских перевозчиков, он вывел Qantas в лидеры на этих участках. У арабских игроков, детищ глобализации с кадрами отовсюду и ниоткуда, нет своего лица. А получив посадочный талон на рейс Qantas, сразу понимаешь, что ты в очень умелых и очень австралийских руках. Прямо в углу, а еще на килях самолетов и пижамах, которые выдают в первом и бизнес-классе, – тот самый кенгуру. Меню для залов ожидания и самолетов составлял Нил Перри из прославленного сиднейского ресторана Rockpool, и они насквозь австралийские. Вот завтрак: блинчики на пахте с приправленной корицей рикоттой и сырым медом, затем сладкие кукурузные фриттеры с беконом, авокадо и томатным джемом. С краю – тосты с веджимайтом. Все вина (кроме шампанских) также австралийские.

Во-вторых, для людей из Старого Света многие арабские самолеты слишком вычурные. Например, у Emirates в новом салоне первого класса, который появился в результате сотрудничества с Mercedes-Benz и напоминает гостиничные апартаменты, есть бокалы, инкрустированные бриллиантами. В Австралии живет один из лучших и самых известных промышленных дизайнеров современности Марк Ньюсон. Пожелав сделать сиднейский лаундж самым стильным в мире, Джойс попросил Ньюсона прибегнуть в оформлении к фирменным волнообразным изгибам и ретрошику 1970-х.

Места в бизнес-классе – идея того же Ньюсона, развитая Дэвидом Каоном. Пространства для пассажира и его вещей здесь в самый раз, и это один из самых инновационных вариантов в индустрии. К тому же нигде больше нельзя настолько откинуть спинку кресла и во время взлета или посадки ее не поднимать. С такими местами Джойс смог упразднить первый класс почти на всех рейсах. Не многим старым компаниям первый класс приносит серьезные деньги. И еще это как-то не совсем по-австралийски, не находите?

В-третьих, Джойс снизил издержки, но не уровень обслуживания. Реализуя запущенную в 2014 году программу реструктуризации, он сократил 5 тыс. человек и заморозил зарплаты. Вдобавок Qantas экспериментировала с урезанием бесплатного питания на внутренних рейсах и установкой дополнительных кресел, как British Airways в Европе. Но, как недавно сообщил мне гендиректор, от этих мер отказались, поскольку «реакция была плохой и сильно ударила по бренду». В итоге класс питания и обслуживания фирма решила даже повысить.

И это не все. На всех внутренних рейсах Qantas разворачивает бесплатный скоростной Wi-Fi. Настолько скоростной, чтобы все пассажиры могли одновременно смотреть кино через Netflix. «Мы продолжаем инвестировать, и отрыв от конкурентов растет», – отмечает Джойс.

Тех же, кто хочет как следует сэко­номить, обслуживает дочерняя компания JetStar. Когда-то такое практиковала и British Airways, чей лоукостер Go был лучшим бюджетным перевозчиком в своем классе. Но представьте себе, его продали.

Соединяя полушария

И наконец, ирландец напомнил нам, что авиаперелеты – это захватывающе. В марте он полетит первым прямым рейсом между Австралией и Европой. Особая модель Boeing 787 Dreamliner будет каждый вечер вылетать из Перта и на следующее утро, спустя 17 часов прибывать в Хитроу. Обратный рейс из Лондона будет вылетать в обед и также в обед прибывать на следующий день в Перт.

В честь такого события Qantas открыла свой первый лондонский лаундж: в третьем терминале Хитроу, с джиновым баром. Один из сортов – с зелеными муравьями в бутылке (кусочек Австралии). Вкус, говорят, необычный.

Сейчас Джойс изучает возможность организации прямых 21-часовых рейсов из Лондона в Мельбурн и Сидней на еще не выпущенных Airbus A350ULR и Boeing 777X. От Хитроу до Харбор-Бриджа – от двери до двери без остановок. Кто от такого откажется?



23.05.2018

Источник: SPEAR'S Russia #4(77)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз