Ренессанс индустрии хедж-фондов
С тех пор, как был подписан закон о финансовой реформе США, прошло уже некоторое время – как раз достаточное для того, чтобы оценить степень и качество влияния Dodd–Frank Act на рынки. О последствиях американского законотворчества рассказывает Евгения Случак.
Барни Фрэнк и Кристофер Додд
Вместо предисловия
После кризиса 2008 года огромные средства, выделенные ФРС для спасения экономики США, стали объектом интереса множества компаний и должностных лиц. Неудивительно, что в американской прессе начали всплывать сомнительные истории, связанные с взаимоотношениями представителей властей с руководителями финансовых корпораций и банков.
Так, сенатор от штата Коннектикут неудачно пытался отстаивать интересы хедж-фонда Carrington Capital при распределении кредитов от ФРС. А конгрессмен и по совместительству председатель Комитета по финансовым услугам палаты представителей США в 2009 году улетел отдыхать на Британские Виргинские острова на частном самолете одной из дочерних компаний Greenwich Capital. Незадолго до этого хедж-фонд Greenwich, расположенный в штате Коннектикут, получил более 200 млн долларов федеральной помощи в рамках программы спасения страхового гиганта AIG.
И если конгрессмен был замечен только в полетах на БВО за счет друга – управляющего хедж-фондом, то сенатор, как официальный представитель «столицы американской индустрии хедж-фондов», никогда и не скрывал своих «инвесторов». Еще в 2007 году он активно выступал против повышения налогов для управляющих хедж-фондами и фондами прямых инвестиций. Только по официальным данным, он получил от хедж-фондов более 800 тыс. долларов США за лоббирование их интересов.
Пройдет еще год, и 21 июля 2010 года будет подписан закон о финансовой реформе США, известный как Закон Додда – Фрэнка (Dodd–Frank Act). Закон назовут в честь «демократов», принимавших активное участие в его создании и продвижении: сенатора от штата Коннектикут лоббиста Кристофера Додда и конгрессмена, председателя Комитета по финансовым услугам Барни Фрэнка. Сомнительные истории с их участием к тому моменту все уже забудут.
Индустрия хедж-фондов и финансовый кризис
В 1999 году американские банки получили долгожданную свободу от Закона Гласса – Стигала, который 66 лет запрещал коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью. Разразившийся через 10 лет ипотечный кризис показал, что, «развязав руки» крупным финансовым институтам, американское правительство создало глобальную угрозу для всей мировой финансовой системы. Стабильные и надежные коммерческие банки вступили в неравный бой с профессионалами инвестиционного сектора, на практике знающими, что такое спекуляция и риски. Неудивительно, что в 2008–2010 годах, после схлопывания ипотечного пузыря, о своем банкротстве объявили свыше 320 американских банков, под управлением которых находилось свыше 630 млрд долларов.
Индустрия хедж-фондов в этот период пострадала не меньше, однако основными причинами банкротств независимых фондов стали не рыночные потрясения, а мошеннические действия некоторых управляющих, сработавшие риски контрагентов и массированный вывод средств инвесторов. Именно поэтому хедж-фонд LTCM, рухнувший еще в 1997-м, так и остался единственным показательным банкротством в отрасли. В отличие от «регулируемых» коммерческих и инвестиционных банков, индустрия хедж-фондов вынесла из того краха много полезных уроков, обеспечивших жизнестойкость фондов в разгар кризиса. И понятно, что хедж-фонды точно не были источником возникших в 2008–2009 годах проблем. Однако масштабы деятельности отдельных фондов, а также значительный рост индустрии в целом могли стать причиной новых глобальных потрясений, что не оставило равнодушным американское правительство.
Регулирование хедж-фондов в США
Итак, бесконтрольность индустрии хедж-фондов давно волновала власти США. Деятельность «хеджей» не попадала ни под один законодательный акт Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Так, на них не распространяется ни Закон о ценных бумагах 1933 года, ни Закон о торговле ценными бумагами 1934 года. Что вполне объяснимо: хедж-фонды не участвуют в публичных размещениях и не являются компаниями, которые котируются на бирже. Также они не попадают под действие двух законов 1940 года – «Об инвестиционных компаниях» и «Об инвестиционных консультантах», так как не являются публичными взаимными фондами и работают с клиентами только в индивидуальном порядке.
Таким образом, Закон Додда – Фрэнка – первая серьезная попытка отрегулировать данную индустрию. Но если лет 20 назад эта задача еще не была актуальной, то сегодня попытки реорганизации в любом случае будут носить косметический характер. Причина проста: к 2012 году под управлением только крупных, «миллиардных» американских хедж-фондов сконцентрировалось свыше 1,3 трлн долларов. Это фактически половина всей мировой индустрии и треть годового бюджета Штатов.
Большинство американских хайнетов (включая государственных служащих всех уровней и любой партийной принадлежности) являются инвесторами хедж-фондов. И управляющие хедж-фондами, «создающие альфу», имеют гораздо больше влияния на политические процессы и законотворческую деятельность, чем представители банковского сообщества.
Но урок LTCM показал, что привлечение публичного внимания к деятельности успешной инвестиционной компании абсолютно разрушительно. Старая пословица «деньги любят тишину» как никогда актуальна: пока по телевизору разбирают проблемы Citigroup и J.P.Morgan, хедж-фонды незаметно и эффективно лоббируют свои интересы. Додд и Фрэнк – лишь верхушка айсберга. Еще на первую предвыборную кампанию Обамы сенатор Чак Шумер собрал с хедж-фондов почти 12 млн долларов (в два раза больше, чем республиканцы), но удостоился при этом лишь скромного внимания отраслевой прессы.
Закон Додда – Фрэнка: основные положения
Несмотря на свой внушительный объем (более 2300 страниц), Закон Додда – Фрэнка содержит в себе всего три основных положения: снижение рисков финансовой системы, регулирование деятельности системообразующих финансовых институтов и принятие дополнительных мер по защите инвесторов. Если говорить о конкретных мерах, прямо относящихся к хедж-фондам, то это:
- Обязательная регистрация в SEC при достижении 150 млн долларов США в активах под управлением. Здесь можно сразу заметить, что большинство крупных американских хедж-фондов давно выполнили это требование.
- Различные мероприятия, направленные на усиление внутреннего и внешнего контроля над торговыми стратегиями, риск-менеджментом и отчетностью.
- Повышение требований к квалифицированным инвесторам. С последним пунктом все достаточно прозрачно. Обеспечивая ликвидность на международных рынках, хедж-фонды придают устойчивость мировой финансовой системе. Но как бы эффективно хедж-фонды ни действовали, их роль подразумевает тестирование новых инструментов и торговых стратегий, взяв на себя риски, которые не могут принимать традиционные институты. Подобная «инновационная» деятельность требует определенной квалификации инвесторов, которая обычно подтверждается размером собственного капитала и стоимостью «входного билета». Закон Додда – Фрэнка закрепил 1 млн долларов в качестве обязательного размера собственных средств инвестора хедж-фонда.
Как отнеслись к этому сами хедж-фонды? Cогласно исследованию Dodd–Frank Bill – а Year and a Half Later Views From the Hedge Fund Industry Школы бизнеса Фрэнка Зарба (Университет Хофстра) от апреля 2012 года, – абсолютно спокойно, так как данное положение просто закрепило существующую практику и фактически не повлияло на работу с текущими клиентами. И если крупные хедж-фонды, имеющие отделы продаж, были бы рады слегка понизить требования к инвесторам, то средние и небольшие фонды скорее приветствуют такие ограничения. Это связано как с операционными расходами на привлечение и обслуживание «розничных» инвесторов, так и с повышенной рискованностью подобных инвестиций для данной категории клиентов.
Контроль хедж-фондов: за и против
Серьезные законодательные изменения направлены на ужесточение внутреннего и внешнего контроля над торговыми стратегиями и отчетностью хеджевых фондов. Ведь основная причина данных мер – усиление влияния хедж-фондов на финансовый рынок при постоянном росте активов. Даже большинство крупных хедж-фондов (53%) согласились с тем, что это может привести к новым потрясениям.
Однако регулирование будет иметь различные последствия. С одной стороны, успешность хеджирования системных рисков все еще под большим вопросом. Представители хедж-фондов достаточно скептически оценивают перспективы работы нового Совета по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council, FSOC), который намерен собирать и обрабатывать данные крупных финансовых институтов. При этом вполне реально, что от раскрытия информации о «внутренней кухне» хедж-фондов может пострадать конкурентоспособность всей американской индустрии альтернативных инвестиций.
Какую же информацию хотят получить регулирующие органы? Если говорить о таких показателях, как размер активов под управлением (AuM), размер «плеча» (leverage), риски контрагентов и даже внутренние политики, то возражений у представителей индустрии нет. Как только речь заходит о позициях на рынке, то здесь управляющие будут биться до конца: менее 4% крупных хедж-фондов США готовы раскрывать «стратегическую» информацию.
Отдельного обсуждения заслуживает план изменения работы с производными финансовыми инструментами (деривативами). Планируется проводить операции с «опционами и свопами», которые традиционно осуществлялись на внебиржевом рынке (OTC) через клиринговую палату. Данное предложение встретило единодушную поддержку со стороны представителей индустрии, так как вопрос риска контрагента остро встал еще в кризис 2008 года. Единственным камнем преткновения все еще остаются свопы, которые могут использоваться и для хеджирования, и как часть стратегии. Являясь по сути внебалансовым активом, свопы представляют собой достаточно сложный для учета деривативный контракт.
В чем сходятся взгляды управляющих фондами, так это в вопросе увеличения расходов на «операционку». Количество новых отчетов потребует найма дополнительного персонала. И если для «миллиардных» фондов это не такая большая проблема, то небольшие фонды, особенно только недавно перешагнувшие 150-миллионный рубеж, понесут серьезные расходы. Естественно, в отличие от крупных фондов, они, скорее всего, не станут нанимать сотрудников, а воспользуются аутсорсингом. По апрельскому исследованию, так будут оптимизировать затраты свыше 67% малых фондов. Данные затраты позволят обеспечить регулятора и инвесторов информацией о ликвидности. Что касается больших фондов, то новый персонал в первую очередь займется контролем над рисками контрагентов и обеспечением прозрачности в целом.
Здесь надо заметить, что и SEC для обработки данной отчетности также приходится постоянно увеличивать бюджеты. В 2011-м глава комиссии Мэри Шапиро объявила о найме более 100 сотрудников только для работы с хедж-фондами. В этом году для реализации закона она снова выбивает у конгресса (с переменным успехом) дополнительное финансирование.
Требования инвесторов
За последние годы требования инвесторов к раскрытию информации о деятельности хедж-фондов значительно повысились. Этот факт подтверждают 90% американских управляющих.
При этом крупные фонды отметили повышенное внимание практически ко всем аспектам своей работы: к системам управления рисками, качеству отчетности, разделению клиентских и брокерских счетов, а также к уровню контрагентов. Как никогда возросли требования к аудиторским компаниям. Похоже, что инвесторы уже не надеются на объективность обычных аудиторов, поэтому американские офисы «большой четверки» в ближайшее время ожидает повышенная нагрузка.
Что касается выбора и оценки хедж-фондов перед инвестированием, то для небольших фондов, привыкших к жестким процедурам проверки, ничего, по сути, не изменилось. А вот 52% управляющих крупных хедж-фондов, похоже, впервые почувствовали, что такое всесторонний due diligence профессиональных инвесторов.
Правило Волкера
В законе Додда – Фрэнка есть одно интересное правило, названное в честь бывшего председателя ФРС США Пола Волкера. Правило Волкера запрещает банкам, которые используют гарантии правительства, инвестировать средства вкладчиков в хедж-фонды и фонды прямых инвестиций в объеме, превышающем 3% от их капитала первого уровня, а равно владеть более чем 3% капитала таких фондов. Правило больно бьет по банковскому сектору, но для развития американской и мировой индустрии хедж-фондов это поистине королевский подарок.
Все проптрейдинговые подразделения банков должны быть полностью закрыты в ближайшие 2 года. А именно они воспитали 80% управляющих американских хедж-фондов. Таким образом, на рынок выходят сотни успешных трейдеров, единственная возможность для самореализации которых – создание собственного хедж-фонда. За последний год мы уже наблюдаем массовый исход из Goldman Sachs, J.P.Morgan и др. При этом крупнейшие фирмы индустрии хедж-фондов (BlackRock и др.) практически каждый месяц рапортуют о создании собственных фондов посевных инвестиций и инкубаторов для управляющих. Несмотря на то что банки активно сопротивляются введению Правила Волкера, пугая американское правительство ликвидацией 300 тыс. рабочих мест, индустрия хедж-фондов уже получила новый стимул для развития, а существующие фонды – новых конкурентов. От чего, несомненно, выиграют не только инвесторы.
Материалы по теме
Источник: SPEAR’S Russia
Неустойчивое развитие?
Вероника Жукова – об академических сомнениях в пользе инвестиций воздействия и решительном настрое западных практиков, а также о трудном выборе источников финансирования, который встает перед создателями российских стартапов.
Информация – новое золото
Елизавета Котова, управляющий директор Семейного финансового офиса, Private Banking ВТБ, – о наполнении сферы нефинансовых услуг в новых условиях и важности надежных партнерских отношений.
«Запрос на детские финансовые продукты остается высоким»
О детских картах и тратах по ним, формировании лояльности к банку у взрослых клиентов и их наследников, а также образовательных программах для юных инвесторов и финансистов WEALTH Navigator рассказала Татьяна Якубович, руководитель центра продуктового маркетинга и партнерских программ Газпромбанк Private Banking.
Копи деньги смолоду
WEALTH Navigator разобрался, что предлагает банковская сфера для самых юных и почему некоторые тенденции в детском банкинге вызывают опасения у экспертов.
Глобальное финансовое зрение
Павел Теплухин, генеральный партнер бутика Matrix Capital, о том, для каких инвесторов последствия санкций остались в прошлом, что произойдет с ценами на российские акции, и какая стратегия позволила фонду облигаций REMFI войти в тройку лучших по соотношению «риск–доходность» на развивающихся рынках.
SPEAR’S Russia Hedge Fund Index
Прекрасное начало осени дало не просто еще один месяц в плюсе, а сразу обновление трехлетнего максимума. И даже проигравшие потеряли не очень много.
SPEAR’S Russia Hedge Fund Index
Богатая на события середина лета не привела к сильным движениям индекса российских хедж-фондов, который, впрочем, пока не собирается выходить из положительной зоны. Лучшая месячная доходность 6,06%, самые большие потери – -0,21%.
SPEAR’S Russia Hedge Fund Index
Богатая на события середина лета не привела к сильным движениям индекса российских хедж-фондов, который, впрочем, пока не собирается выходить из положительной зоны. Лучшая месячная доходность 6,06%, самые большие потери -0,21%.
Комментарии (1)
hedgehog 13.08.2012 12:39
Евгения плохого не напишет. Спасибо.
Оставить комментарий