Разделяй и обогащайся


Кризис выявил немало разногласий между существующими финансовыми теориями и реальностью. Падение доверия к концепциям безрискового актива и общепринятым системам оценки рисков подтолкнуло кабинетных экономистов и практиков к поиску новых решений традиционных задач. Алексей Глушич считает, что ответом на вызовы падающих рынков стал подход мультигоризонтного инвестирования, который, по замыслу его авторов, призван уменьшить риски и помочь в достижении долгосрочных целей.

11.11.2010





Инвестиционная матрешка

До того как бурный рост мировых индексов сменился не менее бурным падением, большинство профессиональных и частных инвесторов были уверены, что временные горизонты для них необозримы и можно делать вложения на десятки лет, не обращая внимания на финансовые катаклизмы. Более того, в отношении рисков инвесторы зачастую придерживались отнюдь не консервативных позиций. Однако ситуация изменилась, и на это сразу же отреагировала и мировая, и российская индустрия private banking. «Самый позитивный результат кризиса, на мой, субъективный взгляд частного банкира, заключается в том, что он вернул российских инвесторов к реальности, заставил почувствовать цену риска, – отмечает руководитель дирекции инвестиционного консультирования УРАЛСИБ | Банк 121 Наталья Ларина. – Раньше доходность меньше 20–30% годовых клиенты считали неприличной, возможность потери капитала при этом и вовсе не рассматривалась. Зато сейчас понятия риска развивающегося рынка, сырьевой экономики, вообще рынка акций вновь наполняются смыслом. Наши клиенты стали более активно задумываться о самой широкой диверсификации своих вложений: по классам активов, валютам и регионам мира, по управляющим и инвестиционным стилям».

А ряд участников рынка обратил внимание и на горизонты инвестирования. Банкротства именитых кредитных домов заставили игроков усомниться прихотей рынка и могут переработать любые риски. Не имея в запасе бумаг с более короткими горизонтами, в период кризиса многие управляющие были вынуждены изменить свои стратегические планы и избавляться от долгосрочных активов в условиях постоянного падения котировок и, разумеется, с большими убытками для себя. Естественно, эффективность инвестиций от этого сильно пострадала, после чего миф о том, что долгосрочные вложения не нуждаются в текущей ликвидности, был с легкостью развеян.

Сочетание нескольких временных горизонтов внутри одной долгосрочной стратегии позволяет получить источник текущей ликвидности, а также избежать риска вынужденных продаж на падающих или стагнирующих рынках

Это подтолкнуло профессионалов по всему миру искать способы разнообразить активы во времени. Сама по себе идея распределения рисков на разные сроки инвестирования не нова, и любой финансовый менеджер с ней согласится. Однако принцип сочетания в одной стратегии нескольких временных горизонтов стал своего рода новой парадигмой для формирования инвестиционных портфелей.

Наиболее активно идею мультигоризонтых инвестиций продвигают аналитики и исследователи из BNY Mellon Asset Management, одной из крупнейших консалтинговых и инвестиционных компаний США. В статье Multi-Horizon Investing, написанной для The Journal of Wealth Management, Роберт Джегер, Майкл Рауч и Маргарет Фоли раскрыли свое видение этого феномена.

Новый подход схож с матрешкой, когда внутри долгосрочного инвестора скрыт инвестор среднесрочный, а в случае непредвиденного падения рынка из стратегического портфеля можно извлечь несколько кратковременных субпортфелей, наиболее подходящих по срокам. Это дает прекрасную возможность распределить риски и обеспечить многолетним стратегиям текущую ликвидность, которой им так не хватало во время кризиса.

Иными словами, идея разновременных портфелей призвана подстраховать инвесторов от неизбежных спадов на рынке и предостеречь от попадания в тиски краткосрочных коррекций ради достижения стратегических целей.

Горизонты инвестирования

Итак, как выглядит воплощение идеи мультигоризонтного инвестирования на практике? Для каждого владельца капитала создается несколько «кошельков» (субпортфелей), различающихся между собой по разнообразным инвестиционным параметрам, из которых временной горизонт едва ли не самый важный. Существование всех этих субпортфелей подчинено одной цели – обеспечить рост доходности долгосрочных вложений. Но при этом у них есть и вторая, не менее важная задача: оградить инвестора от последствий глобальных финансовых катастроф, подобных тем, что мы наблюдали во время последнего кризиса. А сделать это можно, если каждому субпортфелю придать собственную цель и обозначить собственные приоритеты в зависимости от временных параметров, на которые они рассчитаны.

Мультигоризонтные инвестиции – это своего рода матрешка, когда внутри долгосрочного инвестора скрыт инвестор среднесрочный, а в случае непредвиденного падения рынка из стратегического портфеля можно извлечь несколько кратковременных субпортфелей, наиболее подходящих по срокам

Как известно из теории и практики, чтобы быстро заработать в номинальных значениях без учета инфляции, инвесторы прибегают к коротким инвестициям, выбирая для этого наиболее ликвидные бумаги. Сохранить же капитал от обесценивания и получить несколько процентов сверхинфляции поможет среднесрочная стратегия. А вот многолетние инвестиции предназначены для тех, кто стремится не просто сберечь свое состояние, но и приумножить его либо создать финансовую базу для покрытия предстоящих расходов. Сочетание всех трех временных горизонтов в одном портфеле помогает инвестору обеспечить доходность, которую дают долгосрочные вложения, при этом не потеряв возможности оперативно управлять капиталом в случае непредвиденных ситуаций на рынках.

Доходность каждого из портфелей будет зависеть от выбранных сроков: чем короче период, тем сильнее отражаются на ней рыночные колебания. Оперативные инвестиции едва ли смогут обеспечить доходность выше инфляционного порога. Вложения на срок от года до пяти лет способны через него «переступить», что помогает сохранить покупательную способность капитала. Расчет доходности долгосрочных стратегий, как правило, включает в себя темпы инфляции и еще несколько пунктов свыше этого. Именно эта сверхдоходность позволяет достичь «длинных» целей инвестора. Расчет прибыльности исследователи из BNY Mellon Asset Management советуют проводить по всем портфелям с разными горизонтами. Нельзя ожидать, что каждый из них позволит переиграть инфляцию на несколько процентных пунктов. Однако эти убытки скорее условные, потому что неизбежны при создании субпортфелей и поддержании текущей ликвидности.

Что касается конкретного содержания каждого из субпортфелей, то тут набор инструментов может быть самым разнообразным. Наталья Ларина наиболее подходящими инструментами для коротких инвестиций считает банковские продукты, короткие облигации со сроком погашения менее года или структурные ноты. Инвесторам с высоким аппетитом к риску, по ее мнению, лучше обратить внимание на краткосрочные спекулятивные стратегии. Средним срокам инвестирования соответствуют облигационные портфели, сбалансированные стратегии, а также стратегии с абсолютной доходностью.

«Акции предпочтительнее использовать для инвестиционных горизонтов свыше пяти лет, – считает Наталья Ларина. – При отсутствии жестких требований к ликвидности в такой портфель также могут быть включены прямые частные инвестиции и недвижимость».

Рыночные риски во времени

Иногда цели, выбранные в отдельном временном горизонте, могут остаться недостигнутыми. Этому может способствовать и уменьшение номинальной стоимости активов, и сокращение капитала под влиянием инфляции, и получение более низкой доходности, чем та, на которую рассчитывал инвестор. Все это, собственно, и представляет собой инвестиционный риск мультигоризонтного подхода. Вероятность получения отрицательного результата и его величина зависят от выбранного горизонта.

Так, инвестируя в кратко- и среднесрочные активы, нужно всегда быть готовым к возможности получения промежуточных убытков. Даже при многолетнем восходящем тренде постоянные коррекции неизбежны, что при малых сроках инвестирования снижает доходность. Этот вид риска становится обязательным спутником текущей ликвидности, необходимой для эффективных долгосрочных стратегий.

С увеличением срока инвестирования шансы стать жертвой кратковременной коррекции снижаются. Вслед за вероятностью убытков сократятся и ожидаемые потери. Вот почему долгосрочные инвесторы имеют некоторое преимущество и принимают на себя меньшие риски, что делает стратегические портфели более безопасными и привлекательными для инвестиций.

Ликвидность инвестиционного портфеля

Чем ликвиднее актив, тем меньше времени понадобится для его продажи в случае новых коллапсов на финансовых рынках. Мультигоризонтный подход подталкивает игроков делать выбор в пользу портфелей с высокой долей быстрореализуемых бумаг. Однако предпочитая ликвидность, инвестор соглашается с затратами на ее поддержание. Так же как меньшая доходность консервативной стратегии оборачивается платой за меньший риск, низкая эффективность ликвидных инструментов становится издержками инвестирования, то есть платой за возможность продать бумагу или перевести актив в деньги в любой момент. Вместе с тем, как это ни странно, преобладание в портфеле быстрореализуемых инструментов открывает новые возможности для долговременного инвестирования, отмечают авторы мультигоризонтного подхода. Создание промежуточных субпортфелей освобождает долгосрочные активы от риска неликвидности и дает инвесторам шанс получать доходность выше инфляции. Это выгодно отличает мультигоризонтный подход от традиционных стратегий.

Однако при этом необходимо соблюдать ряд правил. Так, каждый актив, в который вкладываются деньги, должен соответствовать общей стратегии и срочности портфеля, для которого он предназначен. Это позволит минимизировать ожидаемые потери от инвестиций. Скажем, государственные облигации более ликвидны, чем корпоративные, а голубые фишки легче продать, чем акции маленьких предприятий. Чем быстрее можно перевести бумагу в деньги, тем более кратковременным будет субпортфель, в который она войдет.

Все мы помним, что недостаток оперативной ликвидности – это то, с чем столкнулись управляющие долгосрочных эндаумент-фондов в кризисный 2008 год. В то время как подушки из более коротких активов позволяют инвесторам вовремя отреагировать на колебания рынка без ущерба для доходности стратегических вложений. Ведь несмотря на то что долговременные спады иногда кажутся невозможными, на практике они неизбежны. «Как бы тщательно управляющие ни анализировали ситуацию на рынках, огромное количество факторов и вариантов их взаимодействия не позволяет всегда делать правильные прогнозы, вот почему стратегия так важна, – продолжает Наталья Ларина. – Именно она изначально определяет параметры риска и потенциала доходности портфеля инвестора. В течение срока управления стратегическая аллокация меняется незначительно (максимальное отклонение – 15% от стоимости портфеля). Ротация же инструментов внутри каждого класса активов может меняться от нескольких сделок в день (если деньги вкладываются в акции или облигации) до нескольких сделок в квартал (при реализации стратегии через фонды). Наиболее жесткие требования к ликвидности предъявляют краткосрочные стратегии, при горизонте инвестирования свыше пяти лет требования к ликвидности чаще всего минимальны».

Управление мультигоризонтными инвестициями

Разобравшись с целями и сроками вложений, можно перейти к выбору рынков, подходящих для стратегических целей инвестирования. Каждый субпортфель в структуре общих активов нужно наполнить бумагами, соответствующими ему по рискам и по степени ликвидности. При этом следует учитывать, что мультигоризонтный портфель, как трудный ребенок, постоянно будет требовать внимания к себе, каждому из своих элементов и субпортфелей. И чем неспокойнее ведет себя рынок, тем больше сил понадобится на управление им. Разработчики подхода сравнивают его с набором облигаций с разными сроками погашения, когда многолетние бонды становятся кратко срочными, затем они погашаются, а доходы снова инвестируются в бумаги с дальними сроками погашения. В мультигоризонтном портфеле нет встроенного механизма перехода бумаг из долгосрочных в кратковременные, поэтому периодически требуется самостоятельно освежать субпортфели бумагами из стратегических активов.

Идея разновременных портфелей призвана подстраховать инвесторов от неизбежных спадов на рынке и предостеречь от попадания в тиски краткосрочных коррекций ради достижения стратегических целей

Скажем, после бурного роста рынка акций можно собрать урожай доходов и вложить его в краткосрочный портфель, переведя часть полученной прибыли в самые ликвидные бумаги. В этом случае действует принцип, по которому работают все финансовые институты: в хорошие времена сберегать деньги на случай кризиса.

Мировые рынки изобилуют самыми разными инструментами для инвестирования. Кроме бумаг с фиксированной доходностью, таких как облигации, и с приоритетом в сторону роста курсовой стоимости, таких как акции крупных и мелких предприятий, инвестор всегда может сделать выбор в пользу готовых наборов бумаг со сбалансированными рисками, которые предлагают хедж-фонды.
Дополнительным источником прибыли по долгосрочной стратегии могут стать дивиденды и купоны по облигациям, которые при реинвестировании существенно увеличивают доходность. Эффективность кратко- и среднесрочных стратегий достигается за счет курсовых разниц и процентов, начисляемых по депозитам. В период кризиса наиболее ликвидные и малорисковые инструменты отличаются повышенной волатильностью, поэтому в неспокойные времена их долю в портфеле лучше сократить.

«Работа с любыми активами требует внимания и времени, – подчеркивает Виктория Болотина, возглавляющая управление Private Banking J&T Bank. – Если мы говорим о российском фондовом рынке, контроль должен осуществляться каждый день, смена инструментов и корректировка портфелей – минимум один–два раза в неделю. На европейских площадках все стабильнее, тут контроль можно осуществлять в текущем режиме. В случае со специфическими бумагами или присутствии высокой секторной концентрации надо “чаще встречаться” и следить за публикуемой отчетностью постоянно». Мультигоризонтный подход предлагает по-иному взглянуть на распределение инвестиционных рисков во времени. Сочетание нескольких временных горизонтов внутри одной долгосрочной стратегии позволяет получить источник текущей ликвидности, а также избежать риска вынужденных продаж на падающих или стагнирующих рынках. Применение этой парадигмы при составлении долгосрочных финансовых планов может повысить эффективность долговременных вложений и снять опасения о том, удастся ли покрыть предстоящие расходы без ущерба для конечной доходности инвестиционного портфеля.



11.11.2010

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (3)

Jacki 10.10.2011 12:34

What's it take to become a sluibme expounder of prose like yourself?

Картограф 12.11.2010 18:45

Я так разумею, что диверсификация по срокам не требует измывательств над отдельными бумагами. Три портфеля, три стратегии.

Ариадна Ефремова 11.11.2010 19:10

Вот бы на примере пояснили, что значит мультигоризонтные инвестиции. Как можно, например, из купленной акции большого концерна выделить часть, чтобы зафиксировать прибыль от удачно поработавшего подразделения где-нибудь в Бразилии?


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз