Раздавленный лед
Пока экономика Исландии успешно поправляется после коллапса 2008 года, ее политическая жизнь, бурлящая словно гейзер, уже готова к большому взрыву, уверяет Марк Нейлер.

Illustration by Kyle Smart
Пример Исландии должен был стать уроком: кошмарный экономический крах, обваливший банки и заставивший людей выйти на улицы с протестами, падение государства, отток «дурной крови» от системы и скорое исцеление. Но несмотря на то что Исландия избежала таких проблем PIGS, как рост бедности, безработицы и количества бездомных – все благодаря своей быстро восстанавливающейся экономике (4,5% в I квартале 2012 года), возврат этой скандинавской страны к политическому здоровью не так прост.
Когда бывший премьер-министр был подвергнут уголовному преследованию за свою роль в кризисе, некоторые посчитали это символической и неэффективной расправой. Сейчас новая, написанная гражданами конституция находится на рассмотрении у властей, и если проблема была не политической – то решение ли это? Обновление Исландии грозит стать лишь поверхностным.
Политические игры
Крушение Исландии было стремительным и драматичным: за несколько дней в начале октября 2008 года самые большие банки страны, занимавшие 85% финансового рынка, обвалились вместе с исландской кроной. Баланс раздутых банков в десятки раз превосходил ВВП страны, и налогоплательщики при всем желании не смогли бы остановить падение гигантов Kaupthing, Landsbanki и Glitnir. Правительство тут же национализировало банки, но это был тот случай, когда сделано слишком мало, да и слишком поздно. МВФ был вынужден предоставить Исландии 4,5 млрд евро – в первый раз в истории финансовая помощь отошла западной стране.
Политический распад произошел быстро. Взбешенные митингующие закидали камнями здание парламента в Рейкьявике – городе, неожиданно напуганном закрытыми магазинами и банкротами. Чтобы контролировать озлобленных демонстрантов, в стране впервые с 1949 года использовали слезоточивый газ, но народный месседж дошел до адресата. Премьер-министр Гейр Хорде объявил об отставке половины коалиционного правительства, правоцентристской Партии независимости, и к власти пришел социально-демократический альянс во главе с Йоханной Сигурдардоттир, которая стала премьером. В 2009 году социал-демократы объединились с Лево-зеленым движением, сформировав спорный союз, который с тех пор и находится в услужении проблемной экономики страны.
Последовавший суд над Хорде по поводу его роли в финансовом крахе, который обсуждался в качестве примера того, как страна может расправляться с высокопоставленными чиновниками, обвиняемыми в финансовом кризисе, был немного больше, чем политической игрой, говорят обозреватели. Вообще-то многие в Исландии хотят возвращения Партии независимости, не веря в возможность нового правительства восстановить экономику и настроить ее на долгосрочную стабильность.
Во время процесса, который доктор Джон Дэниелссон из Лондонской школы экономики называет «политическим, а не основанным на законе», комитет по особым расследованиям (Special Investigation Committee, SIC) исландского парламента предложил судить еще троих предыдущих министров за их роль в кризисе. В итоге никому из них не предъявили обвинений. Торолфур Маттиасон, профессор экономики из Исландского университета, сходится с Дэниелссоном во мнении по поводу суда, называя его «цирком». Суд был, по его словам, «мягко говоря, испорчен и не честен; если бы судили еще и тех троих, процесс выглядел бы гораздо более убедительным».
Нерешительная природа процесса была отражена в приговоре, в котором Хорде признали виновным в том, что он провел недостаточное количество кабинетных заседаний, чтобы обсудить кризис – приговор, по сути, не ведущий к наказанию. Как говорит Дэниелссон: «Пока министр не совершит чего-нибудь действительно ужасного, очень сложно привлечь его к ответственности. Министры не всегда делают правильные вещи в любой стране».
SIC уже не первый раз проваливается в попытке подловить чиновников на темных делах, предваряющих крах. Когда одного политика приговорили к условному сроку в 1980-х, парламент принял поправку в банковское законодательство 2002 года, позволяющую людям, не имеющим судимости в течение последних 5 лет, становиться владельцами банка. Вместе со своим сыном этот политик впоследствии купил Landsbanki. На фоне таких примеров коррумпированности неспособность Хорде к проведению достаточного количества заседаний меркнет.
Краудсорсинговая конституция
Впрочем, люди надеются на новую конституцию. После народного голосования из 523 претендентов избрали 25 исландских граждан для формирования Конституционной ассамблеи. В референдуме 20 октября 2/3 голосовавших приняли черновик конституции, написанный ими, и теперь он находится на рассмотрении в парламенте. Если его примут – Сигурдардоттир надеется, что это произойдет в Национальный день Исландии – 17 июля, – он станет первой конституцией в истории, написанной в условиях полной прозрачности и при участии граждан. Преамбула новой конституции начинается со следующих слов: «Мы, исландцы, желаем создать справедливое общество, где у каждого есть место за одним столом». Это благородная цель, но некоторые считают, что законопроект не будет иметь экономического влияния, поскольку конституции редко регулируют финансовые институты. Дэниелссон говорит: «Конституция – в первую очередь принцип, и исландские проблемы не конституционны по характеру. Я очень сомневаюсь, что она будет иметь какое-то материальное влияние».
Конституция не повлияет напрямую на банки, но Трувальдур Гильфасон, бывший экономист МВФ, теперь профессор экономики в Исландском университете и делегат в Конституционную ассамблею, считает, что перемены проникнут в финансовый сектор, как только законопроект будет принят: «Усиливая проверки и балансы в нашей парламентской системе, мы приструним вездесущую до сегодняшнего дня исполнительную власть и повысим профессиональные стандарты в администрации. Надеемся, что в результате снизится вероятность очередной банковской приватизации российского образца в будущем».
Экономический рост Исландии в начале 2012 года был индикатором возврата к лучшим временам, но его продолжающееся восстановление будет далеко не очевидным, поскольку предстоит преодолеть еще множество проблем, хоть тихий оптимизм людей и увеличивает шансы на новое процветание Исландии. Как говорит Гильфасон: «Я надеюсь, что если новая конституция будет принята, она сделает Исландию лучшим местом для жизни, менее склонным к рукотворным катастрофам».
Материал опубликован в SPEAR’S Russia #4(27) под заголовком “Раздавленный лед.”
Материалы по теме
Источник: SPEAR'S Russia
Код безопасности

Пока Big Tech выходит на финансовые рынки, банки сами торопятся превратиться в технологические компании, и героем нашего времени часто становится не клиентский менеджер или инвестиционный управляющий, а программист. Это добавляет удобства и клиентам, и бизнесу, но создает дополнительные возможности для злоумышленников. Глава Swordfish Security Юрий Сергеев рассказал SPEAR’S Russia, сколько ошибок совершают программисты, как дорого они могут обойтись и какие банки следует считать самыми безопасными.
Тотальный wealth management

Вероника Жукова, директор управления финансовых продуктов и развития платформы Sber Private Banking, - о цифровом настоящем, предъявляющем строгие требования всем участникам индустрии управления частными капиталами, и цифровом будущем, которое сделает жизнь хайнета намного удобнее.
Кто побеждает в кибербоях

С каждым годом киберпреступность приобретает все большие масштабы: открытые военные операции, шпионаж и саботаж не так часто выходят на первые полосы СМИ, однако специалистам, разрабатывающим технологии по отслеживанию и нейтрализации угроз, очевидно – бизнес, а иногда и целые государства не всегда готовы противостоять атакующим. Как узнать врага в лицо и выбрать релевантную защиту для себя и своего бизнеса, не тратя баснословных сумм на никому не нужные антивирусы, узнала руководитель А-Клуба Алина Назарова в беседе с Ильей Сачковым, генеральным директором и основателем Group-IB.
Делать мир лучше

Глава Mastercard в России Алексей Малиновский объясняет, как связаны платежная система и культура, и рассуждает о принципиальных идеях и технологической системе, стоящих за маленькими пластиковыми прямоугольниками, а также о том, что может прийти на смену картам.
Оставить комментарий