Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/raskryt-vse
Дата публикации
13.08.2012
Рубрики:
Колонки
Напечатать страницу
старший консультант Deloitte.
Первые попытки внедрить в России положения, содержащие в себе правила о контролируемых иностранных компаниях (в том числе обязывающие раскрывать информацию), были предприняты Министерством финансов РФ в 2007 году. Однако законодательно такие предложения закреплены не были, и, учитывая образовавшееся «эфирное молчание», некоторое время могло казаться, что государство потеряло интерес к данному вопросу.
Но в конце декабря 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин выступил с инициативой о необходимости раскрытия информации о конечных собственниках контрагентов госкомпаний и госбанков. Помимо этого в рамках реформы Гражданского кодекса РФ обсуждался вопрос о раскрытии конечных собственников иностранных организаций, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях (включенных в черный список Минфина) и ведущих свою деятельность в РФ. В случае отказа предлагалось устанавливать солидарную ответственность уполномоченных представителей компании и признавать компанию недобросовестным приобретателем по сделкам.
Впоследствии в марте 2012 года Росфинмониторинг представил законопроект, положения которого могут в значительной мере изменить подход к структурированию не только частных, но и бизнес-активов состоятельных граждан. Помимо этого законопроект затрагивает сферы банковской тайны, антимонопольных правил и предусматривает изменения в валютном и налоговом регулировании. В частности, имеет место попытка ввести институт конечного собственника (бенефициара). Стоит отметить, что в российском законодательстве в настоящее время нет определения понятий «конечный собственник» и «бенефициар». Более того, на практике их часто отождествляют, хотя они несут в себе разную смысловую нагрузку.
Федеральная налоговая служба России в конце марта 2012 года представила проект поправок в Налоговый кодекс РФ, который предусматривает введение правил о контролируемых иностранных компаниях.
Иностранные консультанты уже набили оскомину, рассказывая нашим состоятельным согражданам о применении в международной практике Controlled foreign company rules (CFC), с которыми им непременно придется столкнуться, учреждая персональную компанию в низконалоговой юрисдикции.
Эти правила представляют собой установление контроля над использованием компаний, созданных в низконалоговых юрисдикциях, а также включение в налоговую базу дохода, аккумулируемого на уровне таких компаний до момента фактического распределения денежных средств бенефициарам. CFC актуальны как для физических, так и для юридических лиц и направлены на предотвращение минимизации налогов.
Введение правил о контролируемых иностранных компаниях в соответствии с предложенными ФНС РФ поправками предусматривает, что денежные средства, в том числе стоимость ценных бумаг, подлежащих выплате в пользу иностранной компании, зарегистрированной в низконалоговой юрисдикции (включенной в черный список Минфина), не могут учитываться в качестве расходов, в том числе и по налогу на прибыль, а также расходов по упрощенной системе налогообложения.
Кроме того, такие выплаты должны учитываться при определении налоговой базы в качестве доходов налогоплательщиков и по общему правилу подлежать налогообложению по ставке 20%.
Впрочем, не стоит заранее пугаться – все не так страшно, поскольку указанные правила не будут применяться, если:
Помимо этого, если конечным бенефициаром является сам налогоплательщик или аффилированное с ним лицо, то выплаты будут опять же считаться доходом, однако подлежать налогообложению по меньшей ставке – 9%.
О том, как далеко налоговые органы зайдут в своем стремлении контролировать деятельность иностранных компаний и как это отразится на физических лицах, говорить пока рано. У России в настоящий момент нет ни одного действующего соглашения об обмене налоговой информацией со странами, входящими в черный список Минфина, что делает сам механизм обмена информацией на практике весьма туманным и сомнительным.
Что касается санкций за сокрытие иностранных активов российскими налоговыми резидентами, то данный вопрос тоже находится на стадии разработки.
Подготовленные предложения пока не одобрены большей частью профильных ведомств, и пока не известно, в каком виде они будут приняты. Мы рекомендуем внимательно отслеживать информацию в отношении данной темы и быть готовыми в случае необходимости к модификации существующей структуры владения активами.
Источник: SPEAR’S Russia