Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/raskryt-vse
Дата публикации 13.08.2012
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Раскрыть все


Идея российских властей, предполагающая обязать холдинговые структуры раскрывать информацию о своих бенефициарах, вызывает массу споров и страхов среди предпринимателей. О том, какими могут оказаться налоговые последствия такого раскрытия, а также возможного внедрения в России правил о контролируемых иностранных компаниях, рассуждают София Куленкова и Владимир Краснянчук.

Img_2835_bw
Софья Куленкова

старший консультант Deloitte.

Первые попытки внедрить в России положения, содержащие в себе правила о контролируемых иностранных компаниях (в том числе обязывающие раскрывать информацию), были предприняты Министерством финансов РФ в 2007 году. Однако законодательно такие предложения закреплены не были, и, учитывая образовавшееся «эфирное молчание», некоторое время могло казаться, что государство потеряло интерес к данному вопросу.

Но в конце декабря 2011 года премьер-министр РФ Влади­мир Путин выступил с инициативой о необходимости раскрытия информации о конечных собственниках контрагентов госкомпаний и госбанков. Помимо этого в рамках реформы Гражданского кодекса РФ обсуждался вопрос о раскрытии конечных собственников иностранных организаций, зарегистрированных в низко­налоговых юрисдикциях (включенных в черный список Минфина) и ведущих свою де­ятельность в РФ. В случае отказа предлагалось устанавливать солидарную ответственность уполномоченных представителей компании и признавать компанию недобросовестным приобретателем по сделкам.

Впоследствии в марте 2012 года Росфинмониторинг представил законопроект, положения которого могут в значительной мере изменить подход к структурированию не только частных, но и бизнес-активов состоятельных граждан. Помимо этого законо­проект затрагивает сферы банковской тайны, антимонопольных правил и предусмат­ривает изменения в валютном и налоговом регулировании. В частности, имеет место попытка ввести институт конеч­ного собственника (бенефи­циара). Стоит отметить, что в россий­ском законодательстве в настоящее время нет опреде­ления понятий «конечный собственник» и «бенефициар». Более того, на практике их часто отождествляют, хотя они несут в себе разную смысловую нагрузку.

Федеральная налоговая служба России в конце марта 2012 года представила проект поправок в Налоговый кодекс РФ, который предусматривает введение правил о контролируемых иностранных компаниях.

Иностранные консультанты уже набили оскомину, рассказывая нашим состоятельным согражданам о применении в международной практике Controlled foreign company rules (CFC), с которыми им непременно придется столкнуться, учреждая персональную компанию в низконалоговой юрисдикции.

Эти правила представляют собой установление контроля над использованием компаний, созданных в низконалоговых юрисдикциях, а также включение в налоговую базу дохода, аккумулируемого на уровне таких компаний до момента фактического распределения денежных средств бенефициарам. CFC актуальны как для физических, так и для юридических лиц и направлены на предотвращение минимизации налогов.

Введение правил о контролируемых иностранных компаниях в соответствии с предложенными ФНС РФ поправками предусмат­ривает, что денежные средства, в том числе стоимость ценных бумаг, подлежащих выплате в пользу иностранной компании, зарегистрированной в низконалоговой юрисдикции (включенной в черный список Минфина), не могут учитываться в качестве расходов, в том числе и по налогу на прибыль, а также расходов по упрощенной системе налогообложения.
Кроме того, такие выплаты должны учитываться при определении налоговой базы в качестве доходов налогоплательщиков и по общему правилу подлежать налогообложению по ставке 20%.

Впрочем, не стоит заранее пугаться – все не так страшно, поскольку указанные правила не будут применяться, если:

  • налогоплательщик не является конечным бенефициаром (проект ФНС РФ предусматривает введение данного термина);
  • налогоплательщик представил налоговую декларацию вместе с информацией, в частности, раскрывающей конечного собственника компании и данные о самой компании;
  • сумма налога, уплаченная иностранной организацией, равна или превышает 50% суммы налога, которая подлежала бы уплате в РФ с такой выплаты.

Помимо этого, если конечным бенефициаром является сам налогоплательщик или аффилированное с ним лицо, то выплаты будут опять же считаться доходом, однако подлежать налогообложению по меньшей ставке – 9%.

О том, как далеко налоговые органы зайдут в своем стремлении контролировать деятельность иностранных компаний и как это отразится на физических лицах, говорить пока рано. У России в настоящий момент нет ни одного действующего соглашения об обмене налоговой информацией со странами, входящими в черный список Минфина, что делает сам механизм обмена информацией на практике весьма туманным и сомнительным.

Что касается санкций за сокрытие иностранных активов российскими налоговыми резидентами, то данный вопрос тоже находится на стадии разработки.

Подготовленные предложения пока не одобрены большей частью профильных ведомств, и пока не известно, в каком виде они будут приняты. Мы рекомендуем внимательно отслеживать информацию в отношении данной темы и быть готовыми в случае необходимости к модификации существующей структуры владения активами.

Атлас


Источник: SPEAR’S Russia