Работа-убийца


После очередного суицида в рядах видных руководителей бизнес наконец понял, что закрывать глаза на проблему трудового стресса больше нельзя. К такому выводу пришел Роб Дэйвис, считающий, что в британской трудовой этике заложено больше сострадания, чем в швейцарской.

28.05.2014




С террасы ресторана Coq d'Argent спрыгнули несколько самоубийц © East News


Дурные вести

Трагическая новость потрясла 26 августа гиганта страховой индустрии Zurich Insurance: финансовый директор Пьер Вотье покончил с собой. В посмертной записке решение открыто объяснялось невероятным стрессом на работе, хотя что конкретно привело к самоубийству, никто никогда не узнает. Еще тревожнее, что подобные истории становятся для швейцарского делового мира обыденными.

В 2008-м на фоне разраставшегося банковского кризиса свел счеты с жизнью глава Julius Baer Алекс Видмер. В 2011-м, признав ответственность за, как потом выяснилось, сравнительно небольшие бухгалтерские погрешности, бросился под поезд Адриан Колер, гендиректор производителя леденцов Ricola. А всего за несколько недель до черного дня Zurich Insurance наложил на себя руки глава Swisscom Карстен Шлотер. В интервью газетам Шлотер жаловался, что не может отвлечься от смартфона и страдает после развода от разлуки со своими тремя детьми.

Сложившаяся тенденция показывает, что видные руководители идут на суицид не только из-за того, что их фирма вот-вот обанкротится, или из-за того, что они устают покрывать крупные аферы. К таким историям мы привыкли. Но кончают с собой и люди с виду преуспевающие, а на деле – терзаемые напастями. И, конечно, не в одной Швейцарии управленцев мучает стресс. Ряд самоубийц на какое-то время «прославили» лондонский ресторан Coq d’Argent, спрыгнув с его высокой террасы.

Убивает стресс и по-тихому. В минувшем августе, пытаясь нечеловеческим трудом впечатлить потенциального работодателя, умер молодой стажер BofA Merrill Lynch Мориц Эрхардт.

Но что касается британских руководителей высшего звена – директоров, – то им в последнее время не так тяжело, как коллегам из Швейцарии. И это, мне кажется, может быть потому, что в Британии способны обнаруживать проблему на ранней стадии и решать ее быстро и с эмпатией.

В конце 2011 года глава Lloyds Banking Group Антонио Орта-Осорио признал, что страдает от переутомления. Врачи назначили ему до восьми недель отдыха, и совет директоров Lloyds поддержал это решение (даже притом, что времена для банка, наполовину национализированного, были тогда далеко не из легких). Орта-Осорио вернулся с новыми силами, и коллеги были вознаграждены за терпеливость: банк постепенно возвращается в частные руки.

О тяготах управления бизнесом топ-менеджер рассказал в недавнем интервью BBC. «Руководство – это одиночество, – констатировал он. – Когда нужно принять трудное решение по стратегии или другому очень важному вопросу, то делать это приходится в итоге исключительно самому». В мире, где циничности сопутствуют жадность и расчет, пример Орта-Осорио может разве что стать стимулом к проявлению большего сочувствия в деловой среде.

За главой Lloyds, также сославшись на переутомление, двухмесячный перерыв взял в тяжелый для своей компании период Ник Баклз, гендиректор охранной фирмы G4S. Меняя образ жизни, увольняется 55-летний глава Shell Питер Возер. Правильно ли британцы соблюдают баланс работы и отдыха – еще вопрос, но готовность признать, что стресс и психологические проблемы не повод опускать руки, очевидна.

Износ мозга

На кону не только здоровье персонала, но и деньги, поэтому задуматься должны даже самые бескомпромиссные компании. В одном из своих докладов Всемирная организация здравоохранения ссылается на исследования, по данным которых одним лишь США стресс ежегодно обходится в 300 млрд долларов. Что до Соединенного Королевства, то, по подсчетам Управления по охране труда, методика которого отличается, аналогичный показатель достигает здесь 3,7 млрд фунтов, а психологические проблемы грозят 13 млн работников.

Один из участников FTSE 100 в качестве эксперимента принял меры по решению подобных проблем среди сотрудников. В итоге эти меры сэкономили ему столько же, сколько стоили, отмечает доктор Джереми Бродхед, психиатр-консультант из Priory Group. Экономическая выгода делает нематериальные блага в виде здоровья и счастья коллектива заманчивыми подарками, которые можно сделать без ущерба для прибыли.

Швейцария не единственная страна с требовательной и состязательной культурой труда, однако ее успешность, как и успешность всех мощных экономик и предприятий, зависит не от одного труда, а и от человеческого сострадания. Возможно, швейцарским компаниям пора сосредоточиться не только на первом, чья цена смертельна, но и на последнем.

Роб Дэйвис – корреспондент Daily Mail в лондонском Сити.



28.05.2014

Источник: SPEAR'S Russia №5(38)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз