Работа на выход


Мировые рынки венчурного капитала на подъеме, привлекают все новых и новых непрофильных инвесторов, готовых в поисках доходности брать на себя повышенный риск. По просьбе SPEAR’S Russia Иван Золочевский, CEO AltaClub, рассказывает о причинах нынешнего хайпа, специфике венчурного рынка, его очевидных и неявных подводных камнях. А заодно объясняет, почему выход здесь еще более важен, чем вход.

21.05.2021





О РЫНКЕ И ХАЙПЕ

Для начала определимся с терминами: в контексте инвестиций венчур – все, что связано с повышенным риском. Природа этого риска может быть разной. Но все, что не вписывается в традиционные понятия о нормально управляемом, контролируемом риске, в целом и называется венчуром.

Чаще всего под венчурным рынком имеют в виду стартапы Кремниевой долины, стартапы вообще. В действительности этот мир намного шире. По оценкам платформы Crunchbase, в 2020 году объем глобального венчурного рынка вырос на 4%, превысив 300 млрд долларов. Таким образом, бум, или хайп, вокруг венчура, который мы наблюдаем все последние годы, продолжается.

Его появление связано со многими причинами. Несомненно, одна из важнейших – переход человечества в новый технологический уклад, в частности, связанный с бурным развитием интернета и IT-технологий. В контексте инвестиций важным следствием информационной революции стало исчезновение привилегии отдельных групп – биржевых маклеров и стоявших за ними инвесторов – на доступ и владение торговой информацией, на которой была построена традиционная фондовая модель рынка. Сегодня доступ к такой информации в режиме реального времени есть у любого жела­ющего. А это означает отсутствие возможности зарабатывать на информационном арбитраже.

В то же время практически обнулились традиционные средства заработка пассивного дохода: недвижимость, банковские депозиты, надежные облигации – все эти вложения сегодня приносят единицы процентов, что не устра­ивает многих инвесторов. Потеряв доверие или разочаровавшись в традиционных активах, многие хотят вложиться во что-то реальное – в какую-то идею, которую они понимают, или им кажется, что они понимают. Все больше людей находят такую идею в венчуре.

Венчурные и традиционные инвестиции имеют несколько принципиальных различий. Под венчурными принято понимать инвестиции в предприятие, которое тестирует и собирается вывести на рынок некую новую идею. Принцип понятен инту­итивно: покупка шестого киоска по продаже шаурмы в дополнение к пяти действующим – это не венчур, а масштабирование существующей бизнес-модели. Но как только предприниматель начинает экспериментировать с новым продуктом, рынком или решением – так, как подобного раньше никто еще не делал, – то с высокой вероятностью это приводит к венчуру.

По сути, венчурное инвестирование связано с поиском стартапером денег под такой проект, профинансировать который самостоятельно он не может. В этом состоит еще одна важная разница: в отличие от традиционного инвестирования в бизнесы, где основной заработок акционера – дивиденды, венчурное инвестирование обычно связывают с получением дохода в виде продажи доли в проекте на более позднем этапе его развития. Даже если предприятие не зарабатывает или даже убыточно, не платит никаких дивидендов, инвестор может хорошо заработать на разнице между ценой покупки и продажи доли. Рост стоимости доли и есть заработок венчурного инвестора.

ОБ ЭКОСИСТЕМЕ И МОТИВАЦИИ

Стартаперы-предприниматели, бизнес-ангелы и частные венчурные инвесторы, которые поддерживают предпринимателей на самом раннем этапе реализации проекта, – ключевые элементы экосистемы венчура. Также к ним относятся венчурные фонды, которые входят в эти проекты, когда они развились до определенной стадии. Как правило, каждый фонд специализируется на своей стадии или нескольких стадиях. В целом в мире существуют десятки тысяч таких фондов. Количество бизнес-ангелов исчисляется несколькими мил­лионами.

Мотивацию этих людей сложно подогнать под единый шаблон – в каждом частном случае она может быть очень специфической. Среди них есть инвесторы, филантропически стоящие за идею стартапа: мне нравится, что этот парень занимается задачей, которую я считаю крайне важной для человечества, и готов поддержать его деньгами, лишь бы он сделал эту штуку. Например, новое лекарство, метод лечения или санитайзер, который будет экономить воду и научит беднейшее население Азии или Африки мыть руки, не перенося заразу. Деньги в таких стартапах нужны, чтобы реализовать идею, а не заработать. Они служат топливом в этом процессе.

В числе венчурных инвесторов есть немало обеспеченных людей, просто согласившихся дать деньги «хорошим ребятам» по просьбе своих друзей, родственников или знакомых. И как бы глупо ни выглядела эта мотивация, мне кажется, больше половины инвестиций в венчур делаются именно на ней. Это не означает, что большинство из них впоследствии теряют свои деньги, равно как и дружеские отношения. Но это опыт, через который проходят очень многие.

Есть наблюдение: если люди легко заработали свои деньги, они достаточно легко с ними и расстаются. Поскольку шальных денег в природе всегда было много, а в последнее время много как никогда, то и мотивы принятия тех или иных инвестиционных решений тоже зачастую выглядят сомнительно. И это нормально.

Очевидно, на другом конце этого спектра есть профессио­нальные предприниматели, венчурные инвесторы, которые делают и финансируют бизнесы, чтобы заработать на этом много денег. В этом также нет ничего плохого. Одни и другие объединяются. Они завоевывают мир на основе идеи, которая в перспективе делает их миллионерами или миллиардерами.

О КАЧЕСТВАХ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТОРА

Вне зависимости от мотивации важная задача любого венчурного инвестора – сделать процесс инвестиций контролируемым. В конечном итоге это дает возможность снизить уровень риска и вероятность потери денег, вложенных в венчурный проект. Для этого стоит и достаточно следовать нескольким несложным принципам.

Первое, как бы банально это ни прозвучало, – успешно инвестировать в венчур помогают знания. Прежде чем вкладывать деньги в подобные проекты, стоит разобраться, что такое венчурные инвестиции: как устроен рынок, на какие метрики стартапа надо смотреть, чтобы принять инвестиционное решение, как выглядят успешные признаки команды и идеи. Вся эта информация сегодня доступна без ограничений – в книгах, специ­ализированных журналах, обзорах фондов – и практически бесплатна. Альтернатива и дополнение к чтению – профессиональные дискуссии на платформах вроде модного Clubhouse и ему подобных.

Второе – это интерес и понимание инвестором какой-то определенной индустрии. Подобное знание помогает существенно снизить риски инвестиций, объективно оценить, стоит ли вкладываться в тот или иной стартап. Это пройдено много раз: неопытный инвестор рассказ о любом стартапе воспримет как нечто впечатляющее. Хороший питч всегда так и построен: чтобы, послушав его, инвестор сразу хотел бы вынуть кошелек и заплатить. Но только если вы кое-что понимаете в отрасли, в которую вас зовут с деньгами, вы способны критически воспринять рассказанный вам питч, задавать уточняющие вопросы по ходу.

Третье – важно поинтересоваться опытом и репутацией людей, с которыми вы идете вместе, соинвестируете. Вообще говоря, делать первые шаги в венчуре вместе – не в одиночку – очень важно. Посмотреть, как это делают другие, более опытные инвесторы; поинтересоваться, как работают фонды, клубы соинвестирования, различные платформы, привлекающие венчурных инвесторов и будущих бизнес-ангелов в венчурные инвестиции; просто понаблюдать за этим рынком. Не делать инвестиции сразу.

Также весьма полезно посмотреть, какие проекты выстреливают, выходят на IPO и превращаются в единорогов. Проанализировать, почему именно они стали успешными. Причем не те, что добивались успеха 5–7 лет назад (пример Uber и Tesla давно нерелевантен, потому что рынок с тех пор сильно изменился), но 2–3 года назад. Подобный анализ сильно помогает в понимании того, каков мир инвестиций. Какого рода идеи могут быть востребованы в глобальном масштабе.

О ГЛОБАЛЬНОМ ФОКУСЕ

Глобальный масштаб в данном контексте – это не просто фигура речи. Объем рынка, на который нацелен и претендует стартап, – одна из важнейших метрик при оценке его перспектив. Если он недостаточен, то затраты на создание этого бизнеса, скорее всего, не окупятся. И наоборот: фокус стартапа на глобальный рынок – это основа и почти гарантия коммерческого успеха, многократного роста бизнеса капитала инвесторов и самих предпринимателей.

Именно этим в значительной мере объясняется популярность в последнее время технологических, IT-стартапов, бизнес которых сразу адресуется к глобальному рынку. Этим же в значительной мере объясняется успех таких стран, как Израиль – «нации стартапов». Небольшой объем внутреннего рынка – население страны всего около 8 млн человек – подталкивает местных предпринимателей мыслить глобально и делать продукт сразу с расчетом на весь мир. Иными словами, они избегают ошибки, типичной для множества российских стартаперов.

ОБ ALTACLUB

Существует общий, универсальный, понятный принцип, согласно которому успех или неуспех стартапера – это его, инвестора, успех или неуспех. Из этого следует важность прагматичного подхода к таким инвестициям: если инвестор начинает очаровываться идеями стартапера, но сам при этом плохо разбирается в избранной области, то берет на себя тот же риск, что и стартапер. Именно поэтому, как показывает практика, индивидуальный бэкграунд венчурного инвестора – профессиональная область, из которой он по каким-то причинам пришел на рынок венчурных инвестиций, очень сильно формирует его поведение. В конечном счете влияет на успех или неуспех проекта, в который он вкладывается. Хотя среди начинающих венчурных инвесторов много людей, которые при этом довольно быстро «втыкаются» в коммерческую привлекательность тех или иных идей (чаще всего это связано с предпринимательским талантом как таковым, способностью чувствовать нечто новое, перспективное), риск «не угадать», потерять деньги на подобных вложениях для них по определению высок. Особенно на первом этапе.

Чаще всего для системного снижения подобных рисков помогает инвестирование при участии профессиональных посредников. В этом качестве могут выступать венчурные фонды и клубы венчурных инвесторов. В их числе и AltaClub – это венчурное сообщество, созданное пять лет назад Игорем Рябеньким – одним из самых успешных российских венчурных предпринимателей и бизнес-ангелов, основателем и управляющим международным венчурным фондом AltaIR Capital.

Главная цель AltaClub – дать возможность непрофильным в венчуре инвесторам вкладывать в глобальные IT-стартапы вместе с AltaIR Capital на равных с ним условиях.

На практике речь идет о возможности инвестора – члена клуба принимать участие в сделках AltaIR Capital, доложив к большому чеку фонда свой сравнительно небольшой дополнительный чек. Такой механизм принципиально не меняет сделку, но дает возможность инвестору с небольшим чеком также принять в ней участие.

ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ

Важное правило AltaClub: мы инвестируем свои деньги только туда, куда инвестирует фонд AltaIR Capital. При этом фонд вкладывает гораздо больший чек, чем клуб, выступая в качестве лид-инвестора, ведущего сделку и принимающего на себя основные риски. Начинать бизнес по инвестированию в венчур в таких условиях (когда инвестор понимает, что вне зависимости от его решения сделка с участием фонда все равно состоится) гораздо комфортнее.

Но комфорт – не единственная причина, по которой вкладывать в венчур с клубом удобно. Как только эти инвестиции переходят в серьезную профессиональную плоскость, перед инвестором неминуемо встает проблема отсутствия команды, владеющей различными компетенциями для подготовки, анализа и реализации сделок. Часто речь идет о достаточно узких, специальных, профессиональных знаниях.

Первая группа таких специалистов – юристы-сделочники, хорошо понимающие венчурный рынок, где очень много своей специфики. Вторая – аналитики, которые ищут, изучают бизнесы стартапов под новые сделки. По обеим специализациям инвестор очень быстро упирается в то, что без специальных знаний двигаться дальше самостоятельно очень трудно или невозможно. Ресурса не хватает даже на то, чтобы сделать две сделки в год. Вкладывая через фонд, инвестор получает возможность пользоваться результатом работы профессионалов, которые делают ее для фонда.

В конкретном случае с AltaClub члены клуба получают подготовленные к подписанию сделки, проработанные юристами фонда, в которые точно инвестирует AltaIR Capital. В этих документах ровно тот же самый текст и те же условия, которые подписывает фонд. В аналитической записке на двух страницах содержится описание предстоящей сделки и обоснование, почему сам фонд намерен в нее инвестировать.

В AltaClub инвестор получает поток сделок. В 2020 году их было 47: примерно четыре сделки в месяц, или одна сделка в неделю. Получив описание сделки и приглашение к ней присоединиться, инвестор должен в этом частном случае решить, участвует он в ней или пропускает. Это важный момент экспертизы, которая делится между всеми членами клуба.

О ПОРТФЕЛЕ И РИСКАХ

Клуб работает с инвесторами, формально попадающими в категорию квалифицированных. На практике это означает целевой портфель не менее 200 тыс. долларов, которые чаще всего распределяются по не менее чем 10 проектам. Таким образом, минимальный чек в расчете на один проект составляет 20 тыс. долларов.

Подобное требование не случайно. Когда мы говорим о профессиональном подходе к инвестированию вообще и венчуре в частности, то создание портфеля, а не единичные сделки, – правило, которое позволяет избегать чрезмерной концентрации рисков. Сам фонд AltaIR Capital следует этому правилу неукоснительно.

Другое важное правило: инвестор не должен вкладывать в венчур более 20–30% своего совокупного капитала. Надо помнить, что венчур – это высокорисковые инвестиции, и люди должны быть способны финансово нести риски, которые они таким образом берут. Если мы видим, что человек пытается вложить в венчур последние деньги, профессионально мы обязаны отговорить его от этого.

Помощь клуба снижает, но не избавляет инвестора от риска, необходимости тщательно взвешивать свои решения. Поскольку инвестор делает прямую инвестицию в конкретный стартап, он делает это на свой страх и риск. Мы всегда говорим инвестору: вы должны проверить все, что вам присылается, и принять решение самостоятельно. Клуб не берет ваши деньги и не инвестирует их за вас. Это принципиально важный момент: венчурный инвестор всегда остается венчурным инвестором, а не просто партнером фонда.

О ВЫХОДE

Исторически AltaIR заработал свою репутацию как фонд инвестиций на ранней стадии (когда есть продукт и его первые продажи). Но в марте 2021 года AltaIR Capital объявил о запуске нового фонда на 300 млн долларов, цель которого – проинвестировать в 30–50 стартапов на поздней стадии в течение трех лет. Таким образом, сегодня фонд полноценно инвестирует в стартапы на всех стадиях. В общей сложности в портфеле AltaIR Capital более 350 проектов.

Как и решение о входе в инвестиционный проект, решение о выходе из компании каждый член клуба также принимает самостоятельно. В AltaClub существуют проработанный механизм и практика ранних выходов, когда инвестор продает свою долю в каж­дой конкретной сделке. Покупателем может выступать фонд или другой член клуба.

За 2020 год членам клуба было сделано предложение о выходе по 20 проектам. В том числе по одному из самых звездных – Miro, платформы для организации удаленной работы команд. Инвесторы AltaClub имели возможность войти в этот стартап в начале 2018 года. Тогда компания, основанная российскими предпринимателями из Перми, еще не имела продаж, а ее оценка не превышала 10 млн долларов. По итогам 2020-го Miro была признана самым быстрорастущим приложением для бизнеса. Сегодня это компания, оперирующая двумя офисами в Калифорнии и Амстердаме, со штатом свыше тысячи сотрудников, с оценкой в несколько миллиардов долларов. Все это произошло на наших глазах – всего за два с половиной года.

В целом по итогам прошлого года «портфель клуба» (то есть совокупность сотен портфелей его отдельных членов-инвесторов) вырос примерно в пять раз, примерно до 105 млн долларов.

Но войти в проект с хорошим потенциалом – только половина дела. Для любого венчурного фонда это принципиально важно: фокусироваться не только на первой части «уравнения» – на том, как хорошо проинвестировать, но и на второй – как выйти из инвестиции с прибылью. Именно в этом состоит главная идея венчурного инвестирования. Выход – это совсем другая стадия, к которой надо быть не просто готовым, но нацеленным на нее. В отличие от акций Tesla или Apple, венчур – это рынок непубличных сделок. Радость от инвестиции даже в самый лучший стартап может быстро пройти, если «вдруг» выяснится, что инвестор не может забрать из него деньги, что твоя доля в нем никому не нужна и продать ее невозможно.

В этом смысле на всем пространстве я могу с гордостью сказать, что AltaClub в состо­янии предложить понятную перспективу того, как заработать при инвестициях, а не просто хорошо вложить. В этом смысле, несмотря на хайп, мы чувствуем себя на этом рынке очень уверенно.



21.05.2021

Источник: Spear's Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз