Путешествия для умных


Как возник и развивался в России индивидуальный туризм, что ищут за границей взыскательные топ-менеджеры и как совместить деловую встречу и проверку состояния здоровья, рассказывает основатель компании «География путешествий» Галина Опалева.

16.03.2012






Галина Опалева – основатель
компании «География путешествий».

Для начала хотелось бы пояснить, кого мы подразумеваем под современным российским туристом. В начале 1990-х основным мотивом при выборе поездки было желание вырваться из российской действительности, попробовать другой, красивой жизни, в эти годы туристы активно летали в Турцию, Юго-Восточную Азию, Амстердам. Через какое-то время выросло более спокойное поколение, люди поняли, что за рубежом есть еще много интересного, кроме шопинга и пляжа с коктейлями. Выезжать на отдых стали чаще, география маршрутов становилась более широкой, а требования к поездке – более разнообразными. Клиент в какой-то момент понял, что не укладывается в рамки «6 дней, 7 ночей на таком-то пляже в таких-то числах». Он хотел 3 дня и 4 ночи, и в другое время, и не на том пляже, где загорают все, а на маленьком и спокойном, где в том числе нет русских. Люди захотели туда, где мало кто бывал, туда, откуда смогут привезти небанальные сувениры и впечатляющие истории. В этом, кстати, одно из ключевых отличий состоятельного российского туриста от состоятельного иностранца: для европейца лучший тур – тот, в котором побывали сосед и коллеги. Так он гарантирует себе качественный отдых и экономию средств. А у нас все больше людей, уже побывавших в освоенных русскими уголках мира, стремится туда, куда еще никто не ездил, не жалея на это средств. Они не хотят ничего стандартного. Чтобы удовлетворить запросы такого клиента, менеджерам турфирм приходится непрерывно развиваться, быть в курсе происходящего в мире, идеально ориентироваться в десятках и сотнях предложений.

Кроме того, был еще один существенный фактор, стимулирующий развитие индивидуального туризма. Учитывая печальное состо-яние российской медицины, возникла потребность выезжать за границу на лечение (да и никто не хотел афишировать свои проблемы на уровне российских клиник, а за рубежом конфиденциальность была обеспечена). Спрос на медицинские услуги за рубежом дал старт целой индустрии путешествий за красотой и здоровьем. Мы были одними из первых, кто начал заключать прямые контракты с зарубежными клиниками, в том числе университетскими, а затем и с российскими. После лечения мы отправляем клиента на реабилитацию за рубеж, подбирая курорт под специфику его заболевания и в соответствии с рекомендациями врачей.

В поиске события

Индивидуальный турист никогда не путешествует «для галочки». Времени у него, как правило, немного, и от каждой поездки он хочет максимума: не просто посмотреть красивые виды из окна машины, но и погрузиться в историю и культуру того места, куда поехал, собрать столько впечатлений, сколько возможно. Он хочет, чтобы любой выезд стал для него событием, и задача турфирмы – его таковым сделать. Как правило, индивидуальный туризм – это путешествие в составе группы из 2–8 человек, это пары, коллеги (иногда по заданию шефа, в качестве тим-билдинга) или родственники. Можно, конечно, организовывать программы и для одного-двух человек, но практика показывает, что клиентам интереснее путешествовать компанией, когда есть возможность обменяться впечатлениями и обсудить увиденное.

География индивидуального туризма постоянно расширяется за счет того, что богатые люди стремятся в нерастиражированные, не исхоженные обычными туристами места. Хотя основная часть таких поездок приходится на Европу (здесь сосредоточены и бизнес, и клиники), экзотические направления тоже популярны.

Когда речь идет, скажем, о Новой Зеландии или о чем-то столь же отдаленном, главная задача туристической компании – предложить клиенту настолько яркий отпуск, чтобы он не вспомнил о долгих часах в воздухе и стыковках (даже бизнес-класс с изысканной кухней в какой-то момент утомляет). Должны остаться только хорошие эмоции. У нас есть клиенты, которые, возвращаясь из таких поездок, настолько впечатлены увиденным, что садятся писать статьи и рассказы об отпуске.

Любой сегодня может забронировать себе перелет или отель через Интернет, здесь мы не первооткрыватели. Но, во-первых, у компаний, специализирующихся на индивидуальном туризме, как правило, есть доступ к предложениям, которых вы не увидите на открытых ресурсах: у них имеется своя система бронирования, что позволяет добиться в том числе и ценового выигрыша. А во-вторых, кроме самого бронирования, они предоставляют много дополнительных услуг и берут на себя труд подогнать их все по месту и времени. То есть организуют то, что вам надо, и притом под ключ. Так что сегодня фирмы, предлагающие индивидуальные туры, выступают и как туристические компании, и как консьерж-службы.

Разносторонний сервис

Спектр услуг, которые готовы на себя взять такие фирмы, впечатляет. К примеру, в моей практике был случай, когда некий бизнесмен, гуляя по Парижу, присмотрел себе картину, однако на покупку не решился. А когда вернулся в Россию, пожалел об этом и попросил нас организовать эту покупку. Причем адреса лавки он не помнил, только то, что она рядом с церковью и такими-то магазинчиками. Наш партнер в Париже нашел, на свой страх и риск приобрел и лично привез эту картину. А я как-то сама везла пять пар очков с черными бриллиантами из Швейцарии – ни одна служба доставки не взяла на себя такую ответственность. Фирмы могут привозить подарки из страны в страну, организовывать свадьбы, бизнес-форумы, встречи на высшем уровне, аренду автомобилей любого класса, даже билеты на концерты и шоу в любой точке мира. У нас состоявшиеся проекты – выездные семинары, корпоративные тренинги, переговоры, в том числе бронирование прайвет-чартера для тех, кто летит на эти переговоры.

Туристические фирмы готовы предоставить любой набор услуг для делового круга, для тех, кто не будет тратить время на сидение перед монитором и подбор отелей. И даже если у деловых людей есть помощники, они все равно не располагают нужными возможностями оптимизации выбора и подбора комплекса дополнительных сложных услуг. Например, почти невозможно самостоятельно, без профессиональных посредников запланировать тур с гидами, входящими в пятерку лучших в городе или стране. Турфирмы это сделать могут.

У нас есть клиент, который не летает самолетами и при этом очень любит путешествовать. В прошлом году он попросил разработать маршрут кругосветного путешествия. Без самолетов. Организовали, хотя это и было непросто, причем не только решили транспортный вопрос, но и составили познавательную культурную программу для каждого пункта.

Путь к форме

Индивидуальный туризм связан с индустрией private banking самым непосредственным образом. Не говоря уже о том, что турфирмы предлагают организацию бизнес-встреч и бизнес-форумов любой сложности (мы трижды организовывали банковский форум в Вене), индивидуальные лечебно-оздоровительные туры – это непосредственное вложение в свое здоровье, самокапитализация. Такие поездки позволяют человеку поддерживать себя в форме, а значит, вести активную жизнь и быть эффективным бизнесменом.

Лечебно-оздоровительный туризм сейчас очень популярен, и эта популярность в ближайшие годы будет только расти. Забота о собственном здоровье – тема, которая вряд ли выйдет из моды. Одним из известных направлений оздоровительного туризма выступает так называемый check up – комплексное обследование организма за один–три дня в зависимости от количества анализов. Услуга есть во многих европейских, в том числе швейцарских, клиниках, где это делается быстрее, чем в клиниках СНГ и тем более в государственных учреждениях России, и установлено оборудование, аналогов которому в России нет. Программа тура строится так, чтобы check up был совместим с деловой поездкой: можно с утра проводить переговоры, а потом на два-три часа отправиться в клинику и в конце визита получить полную картину своего здоровья. А можно прилететь утром, провести день в клинике и вечером улететь в Россию с результатами (если какие-то результаты обработать не успели – допустим, часть анализов делается неделю, – их вышлют потом по почте).

С помощью check up выявляются начинающиеся и еще не проявившиеся болезни, и появляется шанс вовремя начать лечение. По его результатам могут назначить дополнительные консультации и анализы, дать рекомендации по профилактике, посоветовать диету, образ жизни и установить дату следующего check up.

Многие клиники предоставляют и прогноз состояния организма на ближайшие годы. Это отличная страховка и, кстати, немалая экономия средств: лечение все равно выйдет в разы дороже. Кроме того, бывает, что человек хочет подтвердить диагноз, полученный в российской клинике, и по результатам альтернативной диагностики выясняется, что заболевания нет или это некая другая патология. В принципе, check up можно пройти и самостоятельно, без привлечения турфирмы. Но если все же прибегнуть к ее услугам, процедура станет намного комфортнее: вас встретят в аэропорту, заселят в подходящий отель неподалеку от клиники, представят специалистов, а если у вас есть время – организуют экскурсии по окрестностям и досуг.

Еще одна популярная сегодня разновидность оздоровительного индивидуального туризма – программы очищения организма. Это целый пласт услуг. Здесь есть свои основные направления. Мы стараемся следить за новыми точками на карте (появлением Spa-центров, курортов, оздоровительных центров при отелях) и за тенденциями рынка. К примеру, сегодня все более популярна макробиотика – построенная на основе восточной философии система естественного оздоровления через питание и медитацию. Антивозрастная терапия, программы снижения веса, программы для тех, кто хочет бросить курить, стабильно пользуются спросом. Есть еще и ряд мест в Европе и Азии, специализирующихся на очищении организма. Считается, что без очищения никакие лечебные процедуры не будут в полной мере эффективны. Хочу подчеркнуть – подобные туры не обязательно стоят безумных денег. Это не десятки тысяч евро, отличные и эффективные курорты Восточной Европы (Чехия, Венгрия) вообще доступны и среднему туристу. Конечно, дополнительная статья расходов при организации индивидуальных лечебных туров класса люкс – размещение сопровождающих (няни, охрана, помощники). Если решили ехать не в одиночку, лучше обратиться в турфирму: во-первых, каждый будет размещен сообразно своим предпочтениям вне зависимости от класса гостиницы, во-вторых, сэкономите.

Попробовать все

От лечебных туров переходим к более приятным – гастрономическим. Таких тематических индивидуальных программ очень много, и они все более востребованы. В России стало модно иметь хобби, модно хорошо разбираться и интересоваться чем-то, кроме основной работы. Сегодня турфирмы могут организовать для вас индивидуальный тур практически в любую точку и на любую фабрику и плантацию, куда вам хотелось бы попасть. Есть чисто гастрономические, есть эногастрономические туры (с посещением винодельческих хозяйств). Почему бы, если вы любите пармезан или прошутто, не заехать в Парму и не вникнуть в особенности производства того и другого? Это ново, небанально и запоминается, об этом приятно рассказывать по приезде.

Многие собирают дома коллекцию вин. Опять же – почему бы не увидеть своими глазами склоны на юге Франции, на которых выращивается виноград, и не пройтись по погребу, полному бочек? Причем у турфирм есть возможность организовать сопровождение специалистов экстра-класса: например, можно полазить по горам с чемпионом по альпинизму или прогуляться по винограднику в сопровождении мирового эксперта по этому вину.


Программа тура строится так, чтобы check up был совместим с деловой поездкой: можно с утра проводить переговоры, а потом на два-три часа отправиться в клинику и в конце визита получить полную картину своего здоровья

Близки к гастрономическим индивидуальным турам туры кулинарные, обучающие. В России сейчас модно увлекаться кулинарией, и если клиенту надо погрузиться, например, во французскую кухню – турфирма организует ему уроки кулинарного искусства у мишленовского повара (к слову, многие отели Парижа предлагают такие курсы от шефа).

Лечение, гастрономия – достаточно распространенные направления. В индивидуальном туризме бывают и совсем специфические пожелания. К примеру, к нам как-то пришел клиент с книжкой японского ученого Эмото Масару. Как выяснилось, он хочет встретиться с Масару и вникнуть в его идеи по структурированию воды. Мы связались с Масару, договорились о встрече и спроектировали большой тур в Японию с посещением красивых мест. Эта программа вошла у нас в список туров по так называемым местам силы – красивым местам планеты в компании йога, с ежедневной медитацией. Как правило, группа в такие туры формируется из сотрудников компании по инициативе ее шефа. Она подразумевает духовный рост туристов. Во время таких туров есть возможность погрузиться в атмосферу, в культуру страны под новым углом, взглянуть на нее изнутри. К примеру, в программы по Новой Зеландии мы включили ряд уникальных мероприятий, одно из них – посещение местного племени маори, знакомство с их культурой, традициями и обычаями. Турист, жадный до адреналина, имеет возможность выйти в открытый океан и понаблюдать за китами или, к примеру, погонять на болиде «Формулы-1» по настоящей гоночной трассе. Разумеется, и в Новой Зеландии индустрия индивидуального туризма опирается на сервис высшего уровня: так, вам предложат поселиться на супервилле на берегу океана, а готовить зав­траки, обеды и ужины вам будет шеф-повар из лучшего ресторана. Подытоживая наш рассказ, можно сказать: перспективы развития индивидуального туризма в России очевидны. Турфирмы будут все активнее объединяться с консьерж-сервисом, а спектр услуг будет расширяться вместе с ростом запросов клиентов.



16.03.2012


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз