Прощай, оружие


Отношения некоммерческих организаций (НКО), нуждающихся в финансовой поддержке, и корпоративных доноров нередко выглядят как противостояние на невидимых баррикадах. Как перевести его в русло эффективного сотрудничества, пытается разобраться Роман Склоцкий.

22.04.2014




Img_0004
Роман Склоцкий

Сопредседатель совета директоров Международной программы наставничества для детей Big Brothers Big Sisters of Russia

У каждой баррикады есть две стороны, уверенные в своей исключительной правоте. Идеальная ситуация для корпоративного донора – когда он выделяет средства на конкретную програм­мную или проектную деятельность с понятными, осязаемыми результатами здесь и сейчас: например, вылечены десять детей или проведены курсы компьютерной грамотности для десяти пожилых людей. При этом НКО всегда испытывают потребность в оплате накладных расходов. Если сравнить с пирамидой Маслоу, то это будут базовые потребности, без удовлетворения которых невозможно перейти на следующий уровень.

Потребности более высокого уровня – это развитие самой некоммерческой организации. То есть инвестиции в обучение персонала, разработку базы данных и системы оценки эффективности, в формулирование долгосрочных целей вплоть до социального эффекта. Однако в итоге фандрайзеры из НКО приходят в сверкающие офисы своих корпоративных парт­неров и, вместо того чтобы делиться существующими организационными проб­лемами, начинают выпрашивать деньги на конкретные проекты: вероятность получить такое финансирование выше.

В этом смысле крайне важно изменить отношение бизнеса к финансированию НКО с позиции «мы жертвуем деньги» на позицию «мы осуществляем социальные инвестиции». То есть на самом деле мы как корпоративный донор инвестируем в ту среду, в то окружение, в то сообщество, в котором мы ведем свою деятельность. В конце концов, мы инвестируем в ту некоммерческую организацию, которой мы доверяем и которой помогаем нарастить мускулы для повышения ее эффективности.

Процесс изменения сознания всегда очень непрост, и в случае взаимодействия бизнеса и НКО это не может быть игрой только в одни ворота. Некоммерческие организации должны научиться говорить с донорами на их языке, проявлять дисцип­лину в рутинной подготовке финансовых отчетов и в формулировании достигнутых результатов. В свою очередь, корпоративным донорам необходимо отслеживать расходование средств своими некоммерческими партнерами и, что чрезвычайно важно, эффективность этих расходов с фокусом на результат. Необходима выстроенная система отчетности получателей помощи перед донорами, которая отвечала бы потребностям обеих сторон. Это позволит перевести отношения бизнеса и НКО из парадигмы «сделал пожертвование – получил благодарственное письмо – забыл» в парадигму взаимодействия двух полноправных партнеров, одинаково заинтересованных в эффективном решении конкретных социальных задач.

Только в этой ситуации у корпоративных доноров сформируется понимание того, что НКО, так же как и бизнес, нуждаются в выстроенной системе корпоративного управления, в долгосрочном планировании своей деятельности, в финансовом менеджменте, в развитии человеческого капитала, а баррикады превратятся в круг­лый стол.



22.04.2014

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз