Программные произведения


Специализированное программное обеспечение финансиста зачастую остается скрытым от глаз непрофессионального инвестора. Между тем это главное оружие управляющего и одна из заметных статей расходов компании. Егор Лысенко выяснил у экспертов подробности.

24.10.2011




Фондовая биржа Торонто, 1948 год


Три стихии финансового софта

Конечно, просто «финансовое ПО» – понятие слишком обширное и требует уточнений. «Для обеспечения функционирования управляющей компании необходимы как минимум три типа программного обеспечения, – рассказывает аналитик хедж-фонда The Diamond Age Russia Fund Кирилл Слепышев, – фронт-офисное, мидл-офисное и бэк-офисное. В идеальном варианте все типы объединены в одну систему». Далее Слепышев дает определение каждому из них.

Фронт-офисное ПО. Его основное предназначение состоит в оперативном управлении портфелями ценных бумаг, просмотре позиций и загрузке сделок из внешних торговых систем в режиме реального времени.

Мидл-офисное ПО. Задача этого типа программного обеспечения – в возможности создания аналитических отчетов для управляющего.

Бэк-офисное ПО. На него ложится точный учет всех сделок в соответствии с правилами сеттльмента и корпоративных действий (дивиденды, сплиты и прочее).

«Есть типы фондов, которые просто нежизнеспособны без хорошего програм­много обеспечения. Например, компании, работающие в области высокочастотной торговли на фондовом рынке и соверша­ющие 100–200 сделок в минуту», – добавляет Слепышев.

От телеграфа к новым рискам

Окинем взглядом историю финансовых технологий. «Чтобы понять роль информационных технологий в управлении капиталом, нужно просто заглянуть в начало XX столетия на Уолл-стрит, – рассказывает аналитик Diamond Age. – Как раз в то время для доставки актуальных котировок игрокам, находившимся вне зала биржи, использовался телеграф – по сути, некий прототип современных информационных терминалов, таких как Bloomberg и Reuters. В будущем же бурный рост IT-составляющей в управлении частными капиталами пророчит старший партнер инвестиционной компании «Третий Рим» Максим Янпольский: «Развитие индустрии приведет к тому, что весь когда-то суперсекретный процесс private banking начнет становиться все более открытым, прозрачным и интерактивным. Клиенты перестанут довольствоваться ежемесячными или ежеквартальными скучными отчетами и захотят большего контроля над процессом. Развитие рыночной инфраструктуры приведет к появлению новых классов инструментов и технологий их обслуживания, новых типов рисков и более высоких требований к информационному сервису со стороны финансовых провайдеров».

Мал терминал, да недешев

Разработчики ПО понимают ценность своего товара и выражают ее в конечной стоимости. Директор управления информационных систем и технологий «Тройки Диалог» Владислав Рысин, правда, поправляет, что нецелесообразно выделять расходы на программное обеспечение из общего объема IT-издержек, так как это единый комплекс, однако тут же уточняет: «Для финансовой индустрии нормально, если расходы на информационные технологии составляют от 5 до 30% расходов компании».

Вопрос ценообразования финансового ПО весьма неоднозначный. Слепышев заметил, что стоимость контракта с поставщиком программного обеспечения часто зависит от размера активов под управлением самой управляющей компании и количества рабочих мест в ней. Несколько иначе принцип «плава­ющего ценника» представляет Рысин: «Определяя цену своего продукта, производители обращают внимание на бизнес-модель покупателя и ориентируются на стоимость его услуг: management и performance fees, которые обычно общеизвестны». «Вообще довольно мутная ценовая политика», – лаконично комментирует Слепышев. Немало стоит и обслуживание купленной программы. «И очень важно понимать, – говорит хеджфондер, – что техподдержка в этом случае граничит c финансовой областью. Скажем, вы не можете создать в системе какой-то производный инструмент, так как в ней много параметров, в правильности выбора которых вы не уверены, следовательно, по этому вопросу вы обращаетесь в техническую поддержку». При этом ее стоимость обычно составляет около 10–15% от суммы контракта в год, знает эксперт из Diamond Age.

Так к чему софтверный рынок привели ограниченное предложение и обильный спрос? «Стоимость программного обеспечения варьируется очень существенно. Это может быть продукт за 500 долларов, но очень ограниченный, а может быть и за несколько миллионов, но с широким функционалом», – дает ответ Слепышев. В качестве примера таких продуктов исполнительный директор Raffles Investment Advisors Максим Лютиков-Куроно привел приложение Morningstar for Financial Advisors, распространенное среди финансовых консультантов США, а ведущий специалист по маркетингу и связям с инвесторами DV Advisers (команда, управляющая хедж-фондом Da Vinci. – Прим. ред.) Ольга Кокарева назвала популярные для мидл- и бэк-офисов Linedata Beauchamp, Tradar и Fidessa. «Стоить такая система может более 100 тыс. долларов в год с учетом расходов на кастомизацию и поддержку. Однако важно понимать, насколько эффективно использование системы с учетом затрат. Если у некрупного фонда один или два портфеля, один прайм-брокер и относительно немного сделок, большая часть функционала такой системы останется невостребованной. В таком случае написать кастомизированную программу учета, подстроенную под внутренние процессы, получается дешевле и эффективнее», – рассказывает Кокарева.

Примечательно, что если сопоставлять IT-издержки ипостасей PBWM, то «полное доверительное управление требует меньших денежных затрат на технологии по сравнению, например, с брокер-дилером, – комментирует спикер из “Тройки”. – Затраты на технологии для buy side составляют примерно 10–15% от аналогичного показателя sell side».

На собственном примере

От Кирилла Слепышева мы знаем, что его хедж-фонд Diamond Age использует in house (сделанный собственными специалистами) software, а также программное обеспечение от стороннего производителя.

Максим Лютиков-Куроно из Raffles Investment Advisors объяснил, что в своей работе опирается в основном на Bloomberg. «Мы покупаем для своих клиентов достаточно сложные структурные продукты с использованием барьерных опционов. Bloomberg имеет ряд функций, которые позволяют просчитывать корреляции, дельты и другие параметры, необходимые для вычисления справедливой стоимости продуктов и оптимизации риска и доходности. Кроме того, из программного обеспечения мы используем системы конференц-связи между нашими офисами и для общения с клиентами. Никакого другого ПО мы не применяем, за исключением, разумеется, MS Excel».

Владислав Рысин рассказал, что в «Тройке Диалог» внедрен интеграционный компонент, который связывает друг с другом все имеющиеся системы. «Мы покупаем программы, если они полностью соответствуют нашим требованиям и превосходят то, что мы можем создать собственными силами, – объясняет он. – Так, например, мы поступили с системами управления заказами и портфельного управления. Однако в случаях, где мы видим конкурентное преимущество для бизнеса, мы разрабатываем системы самостоятельно. Кроме того, мы поддерживаем инструменты ведения учета и отчетности». По словам Рысина, расходы «Тройки» на IT приближаются к 5-процентному минимуму.

В свою очередь, о софтверной составля­ющей своей компании говорит Максим Янпольский: «Платформа “Третьего Рима” состоит фактически из двух основных компонент: первая обеспечивает функционирование всех бизнес-процессов investment management, а вторая – все, что связано с обеспечением жизнедеятельности компании (так называемые firm wide functions). В основе платформы investment management лежит решение фирмы Odyssey FT (недавно куплена предприятием Temenos) – Triple’A+. Это достаточно дорогой продукт, основная задача которого – сделать процесс управления ликвидными активами наиболее прозрачным». Triple’A+ покрывает весь блок финансовых вопросов, относящихся к процессу принятия и исполнения инвестиционных решений и формирования всей необходимой менеджерской и клиентской отчетности. Янпольский добавил также, что основной период инвестиционных расходов на инфраструктуру в «Третьем Риме» прошел и операционные IT-издержки будут постепенно приближаться к отметке 8–10% от всех расходов компании.

Что ждет нас в будущем? В начале прошлого столетия первые банкоматы опередили свое время и канули в Лету непопулярности именно потому, что люди опасались отдавать в механические лапы неизвестных устройств сбережения, накопленные кровавым потом. Если судить по этому примеру, то у информационных технологий еще большой потенциал в private banking и wealth management.

Атлас



Егор Лысенко
24.10.2011

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (6)

Vicky 15.01.2014 20:33

Artcelis like this just make me want to visit your website even more.

eclair 24.10.2011 17:26

Givny
денег столько, сколько за это готовы заплатить

Givny 24.10.2011 17:19

Все равно непонятно, откуда столько денег за программу, ничуть не сложнее какого-ниуть виндовса.

Олег Рамзанов 24.10.2011 17:06

Выход: идите в "бутик", где инвесторы играет на форексе через веб-интерфейс. Там менеджмент фис ниже - сэкономите....

Хотя если так ставить задачу, то проще сидеть в кэше.

asdf_088 24.10.2011 17:05

Саша,
ваш сарказм неуместен.
И без того известно, что финансовые платформы дороги и стоят индустрии немало.

Sasha 24.10.2011 17:02

крайне познавательно! =)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз