Проект Прохорова


Информация о том, что самый богатый россиянин создает финансовую структуру, которую планирует вывести в лидеры индустрии private banking России, не могла оставить нас равнодушными. О том, как будет осуществляться эта амбициозная стратегия и что уже сегодня предлагает своим клиентам «Международный финансовый клуб», получивший на рынке неофициальное название «Банк Прохорова», SPEAR’S беседует с президентом – первым заместителем председателя правления МФК Оксаной Лифар, курирующей клиентский бизнес банка, в том числе направление private banking.

15.06.2009





Заявление группы «ОНЭКСИМ», управляющей активами Михаила Прохорова, о покупке небольшого АПР-Банка и создании на его основе мощной структуры, которая будет работать в том числе и на рынке private banking, было сделано осенью 2008 года – в самый разгар кризиса. Ситуация на мировом и российском финансовом рынке вас не остановила?

История такова. Новый банк было решено создавать гораздо раньше – в тот самый день, когда группа Societe Generale направила оферту на приобретение 50 процентов +1 акции Росбанка. Цена была заманчивой, было ясно, что вместо IPO банк перейдет под контроль Societe Generale, что, собственно говоря, и произошло. При этом очень многие, в том числе г-да Прохоров и Потанин, понимали, что появление в капитале Росбанка иностранной финансовой группы неизбежно приведет к потере определенной части клиентов, для которых присутствие иностранного акционера не является приемлемым. Кроме этого, банк покинет команда топ-менеджеров, которая в силу ментальных и материальных причин не сможет работать под контролем иностранного розничного банка. Поэтому и было решено начать новый банковский проект.

То, что банк МФК появился только сейчас – счастливое стечение ряда обстоятельств. Не представляю, как бы мы ощущали себя сегодня, выйдя на рынок до кризиса! Наверняка примкнули бы к подавляющему числу российских банков, старательно камуфлирующих реальный уровень просрочки. Розничные банки, а также те, кто активно кредитовал бизнес без должного обеспечения, рассчитывая на стремительный рост, конечно, показывают какие-то цифры. Но они не имеют ничего общего с реальным положением дел. Все значительно хуже. Кредиты пролонгируются от безысходности, или от той же безысходности банки вынуждены забирать у клиентов активы, которые и неликвидны, и управлять ими банки не умеют. Возврата денег нет, а значит, растет дыра в ликвидности, которую латают с помощью привлечения средств физических лиц за счет повышенных процентов на депозиты. Эти проценты погашаются не за счет доходов, а за счет привлечения новых клиентов. В общем, российская банковская система стала напоминать АО «МММ». Зато на всех углах – реклама на привлечение средств под 18–20 процентов годовых!

Поэтому тот факт, что мы вышли на рынок в кризис, с чистым балансом, отсутствием просрочки и, главное, очень сильным акционером – наше несомненное конкурентное преимущество. Бывшие акционеры маленького АПР-Банка полностью сдержали все свои обещания, у нас действительно нет проблем с какими-либо «старыми» активами, которые бы доставляли головную боль и привели к увеличению резервов, просрочке, дополнительной нагрузке на капитал.

Почему было принято решение возрождать бренд МФК – банка, основанного Михаилом Прохоровым и Владимиром Потаниным в 1992 году?

Решено было не возрождать сам бренд, а подобрать название для универсального банковского бутика с высоким уровнем сервиса. Было несколько вариантов названия, но лучше МФК ничего не придумали. Негативной ассоциации это буквосочетание не вызывало, зато у нас, «старых» сотрудников МФК–ОНЭКСИМ Банка, проявлялось ностальгией по тем «боевым» временам, когда мы слаженно работали командой единомышленников, легко отвоевывая значительную долю рынка, были очень привлекательными для клиентов благодаря своим финансовым возможностям, оперативности в принятии решений, профессионализму сотрудников.

Банк МФК уже приступил к активной работе или пока идет период подготовки?

Да, работа с клиентами идет полным ходом! Безусловно, какое-то время заняла подготовка продуктового ряда, договорной базы, подбор, покупка и установка новой операционной системы. Сейчас эти процессы практически завершены, и мы можем предложить нашим клиентам качественные услуги private banking. Банк пока не выпускает кредитные карты MasterСard премиум-сегмента (но планирует это сделать к осени), а также American Express.

Работа МФК акцентирована на трех основных направлениях: работа с крупными корпоративными клиентами, private banking и операции на финансовых рынках с крайне консервативной стратегией. Заниматься розницей в ближайшее время не собираемся, а свои точки будем организовывать только в тех случаях, когда увидим явные перспективы для развития бизнеса, а также для удобства обслуживания клиентов. Так, в мае состоялось торжественное открытие Сибирского территориального управления и филиала в Красноярске, в планах еще два допофиса – в центре Москвы и небезызвестной деревне Жуковка.

Какие услуги сейчас наиболее востребованы вашими клиентами private banking?

В основном это, конечно, консервативные вложения: банковские депозиты и еврооблигации надежных российских эмитентов, а также расчетно-кассовое обслуживание, кредитные карты, консультации по вопросам вложений в более рискованные инструменты, брокерские и конверсионные операции, сложные структурные сделки, налоговое планирование, lifestyle management и т.д.

Предлагаете ли вы инвестиционные идеи клиентам, желающим заработать в нынешние нестабильные времена?

Настойчиво советовать что-либо мы вряд ли будем, однако, безусловно, расскажем, какие есть возможности для инвестирования, с какими рисками это сопряжено, покажем имеющуюся аналитику, направление движения индексов, соотношения пар валют и т.п. При текущем уровне волатильности брать на себя ответственность за принятие решений очень опасно. Поэтому одной из своих задач мы видим своевременное информирование клиента о некоторых сформировавшихся тенденциях, например росте цен на нефть и, как следствие, росте котировок акций нефтяных компаний, а также об укреплении евро по отношению к доллару и т.п. Но все это – очень относительно. Рынки могут повести себя самым непредсказуемым образом.

Что касается недвижимости, мнения разные, но мы обращаем внимание на тот факт, что по-настоящему элитная недвижимость в цене принципиально не изменилась.

А как насчет предметов искусства?

На мой взгляд, инвестиции в предметы искусства, особенно современного, – очень рискованное мероприятие, и по большому счету конъюнктура зависит от моды. Вчера яппи усиленно скупали кем-то признанные шедевры современного искусства, и они росли в цене, а сегодня многие из них лишились работы, статуса, чрезмерной гламурности, а значит, и исключительно конъюнктурный спрос на эти шедевры мгновенно упал, инвестиция обесценилась.

Поэтому если уж и инвестировать в предметы искусства, то только в том случае, если картина, скульптура и т.п. по-настоящему нравится покупателю. И в случае падения стоимости, что совершенно не исключено, хотя бы своей эстетикой покупка будет вызывать положительные эмоции. В иных случаях в этом нужно очень и очень хорошо разбираться и обладать определенным чутьем на настоящие шедевры.

Кто стал вашими первыми клиентами?

Конечно, это клиенты, которые лично знакомы с г-ном Прохоровым, членами Правления МФК, работали со мной в Росбанке, доверяют нам и хотят работать именно с нами. Это клиенты, для которых важна надежность банка и личная репутация его акционеров и топ-менеджеров. А в МФК с этим все в порядке.

Каков объем средств, уже размещенных в банке крупными частными клиентами?
Пока это не те суммы, с которыми я привыкла работать. Но полагаю, что с нашими амбициями и уровнем подготовки 1–1,5 млрд долларов средств частных лиц под управлением МФК – цифра реальная уже в следующем году.

Каким будет участие Михаила Прохорова в управлении МФК?

Михаил Дмитриевич подтвердил, что готов внести в капитал МФК 500 млн долларов. Документы на проведение допэмиссии сейчас проходят процедуру регистрации в ЦБ. Вопрос в другом: какими бы амбициозными мы ни были, сразу «закачивать» в капитал 500 млн долларов на сегодняшний день – самоубийство. Мы решили увеличивать капитал траншами: завели, отработали, попросили новый транш, завели, отработали и т.д. Безусловно, с г-ном Прохоровым согласована стратегия развития МФК. Что же касается оперативного управления, полагаю, что г-н Прохоров предпочитает, чтобы мы освободили его от решения текущих вопросов. Наверное, поэтому для формирования, пожалуй, лучшей в стране банковской управленческой команды наш акционер средств не пожалел. Правление МФК сформировано в основном бывшими сотрудниками Росбанка, которые несмотря на молодость имеют за спиной 15–20 лет активной работы в банковской сфере, как говорится, на передовой.

А кто еще будет работать в МФК, кроме команды, перешедшей из Росбанка?

Рынок private banking очень узкий, и все друг с другом прекрасно знакомы. Хорошо известно, кто и в какой области предоставляет лучший сервис. Поэтому у нас работают бывшие сотрудники «Уралсиба», Банка Москвы и т.п. Вхождение в рынок во время кризиса имеет свое преимущество: есть возможность нанять на работу лучших специалистов.

Что вы собираетесь делать для того, чтобы привлекать новых клиентов?

В первую очередь, предоставлять качественный сервис по всей продуктовой линейке, а не только его декларировать, а также жестко следить за рисками и ликвидностью и быть действительно надежным банком, а не только на бумаге.

Для привлечения на обслуживание клиентов private banking ничего лучше «сарафанного радио» пока не изобрели. Одна ошибка – и репутации конец. Наверное, поэтому мы физически не можем отдать на аутсорсинг ни один продукт, даже такую вещь, как консьерж-сервис. Например, недавно мы рассматривали вопрос о передаче части функций по lifestyle management крупному агентству, которое считается лучшим, у них даже журнал свой есть, во всех бутиках и элитных спа-салонах на столиках лежит. В силу привычки сначала испытала уровень обслуживания на себе. От такого сервиса пришла в полный ужас! А если бы это был наш клиент? Разбираться бы кому пришлось?
В целом собираемся повторить уже имеющийся опыт: минимум рекламы, максимум качества.

Сам Михаил Прохоров стал клиентом банка, передал ему в управление часть своих средств?

Это – к г-ну Прохорову. Профессиональные банкиры на такие вопросы не отвечают.

Как складываются взаимоотношения МФК с другими финансовыми проектами Михаила Прохорова, в частности с «Ренессанс Капиталом»? Планируются ли какие-то совместные проекты этих структур?

Почему-то общественность решила, что с «Ренессанс Капиталом» (РК) мы непременно либо будем конкурировать, либо нас сольют в единую структуру.

Разочарую. РК – инвестиционный, а МФК – универсальный банк. Объединять их в единую структуру не планируется. Никакого принудительного обмена клиентскими базами не будет. Если кому-либо из наших клиентов потребуются услуги, которые оказывает РК, то контрагент будет выбран на конкурсной основе. Совершенно необязательно, что это будет именно «Ренессанс».
Справедливости ради отмечу, что с другим финансовым проектом Михаила Прохорова, СК «Согласие», отношения сложились давно и довольно успешно, ведем совместные проекты на самых выгодных для клиентов условиях.

Куда вы вкладываете свои собственные средства?

В основном в ликвидные инструменты, а также в то, что мне нравится самой. Это как раз касается недвижимости и предметов искусства. У меня есть мультивалютный депозит банка МФК, чтобы минимизировать курсовые риски, а также небольшой портфель ценных бумаг, которым я периодически поигрываю в свое удовольствие.

И, конечно, самые крупные инвестиции я делаю в будущее, то есть в своих детей.



15.06.2009


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз