Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/private-banking-za-granitsami-stolitsy
Дата публикации
08.08.2012
Рубрики:
Колонки
Напечатать страницу
вице-президент «Петрокоммерц»
В чем наиболее ярко проявляется эволюция private banking? Во-первых, начала размываться иллюзия того, что за границами столицы нет полноценного бизнеса. Во-вторых, существенно изменился состав игроков рынка private banking, и, в-третьих, произошли изменения в структуре и составе самой клиентской базы. Но обо всем по порядку.
Еще буквально несколько лет назад не только офисы крупных компаний, но и средства состоятельных клиентов были сосредоточены преимущественно в Москве, что сохраняло ее привлекательность как для развивающих свой бизнес банков, так и для строящих свою карьеру специалистов. В последнее время ситуация существенным образом изменилась. Крупные компании с региональными корнями уже не стремятся зарегистрировать центральные офисы в Москве, а по финансовым компенсациям, предлагаемым специалистам, вполне могут конкурировать в борьбе за профессионалов высокого уровня.
Таким образом, в регионах появилась почва для активного формирования значимого класса состоятельных клиентов, заинтересованных в получении сервиса и качественного банковского обслуживания.
Кроме того, в столицах – Москве и Санкт-Петербурге – рынок private banking, уже поделенный между крупными игроками, стал менее интересен для развития бизнеса, чем богатеющие регионы. Местным банкам оказалось сложно составить конкуренцию крупным федеральным и западным игрокам. Единичные примеры, безусловно, есть, но создание полноценного сервиса для состоятельных клиентов, включающего предоставление не только классических банковских, но и инвестиционных услуг, и партнерских программ, и lifestyle-услуг, требующих значительных затрат, зачастую непосилен для регионального банка. Таким образом, отлаженные на московских клиентах технологии обслуживания предоставляют крупным банкам возможность проводить успешную региональную экспансию. Хотя следует отметить, что адаптация этих технологий для применения в регионах требует внесения в них определенных корректив.
Еще одной тенденцией, формирующей современный рынок private banking, является переход в атаку госбанков. За счет масштаба своего бизнеса они имеют возможность предлагать высокие ставки по вкладам и низкие – по кредитам, одновременно развивая инвестиционные услуги, покупая или создавая собственные инвестиционные и управляющие компании. Они совершенствуют банковские продукты, формируют специализированные подразделения по обслуживанию состоятельных клиентов и даже поглощают или основывают иностранные банки для привлечения офшорных средств.
Госбанки не скупятся на развитие не только столичного бизнеса, но и активно открывают отдельные офисы для VIP-клиентов вдали от Москвы. Их активность перевела коммерческие банки в разряд догоняющих, но им приходится осваивать регионы со значительно большей оглядкой на затраты.
Важно отметить и более сложную, чем раньше, структуру клиентской базы. Если ранее в составе физических лиц банками выделялись два основных сегмента: розничный и VIP, то рост сегмента mass affluent, как по количеству, так и по располагаемым объемам активов, заставил банки обратить на него пристальное внимание. Стремление удовлетворить потребности будущих состоятельных клиентов задало еще один вектор банковского развития. И теперь банки, работающие на рынке private banking, не могут рассчитывать на сохранение своих позиций, не уделяя должного внимания формирующемуся рынку mass affluent, и постепенно внедряют новые стандарты работы с этой категорией клиентов. Причем можно предположить различные сценарии для развития рынков mass affluent и private banking в Москве и регионах. Если в Москве и Санкт-Петербурге для работы с mass affluent стандартизируются технологии, применяемые сейчас в private banking, то в регионах, скорее всего, будет происходить индивидуализация розничных технологий с дополнением их отдельными продуктами из private banking.
Несмотря на отмеченные нами тенденции, статус Москвы как финансового и делового центра России продолжает оказывать влияние на выбор клиентов, поэтому до сих пор доля регионального private banking существенно уступает московской. Тем не менее активное совершенствование технологий и сервиса предоставляет возможность для развития не только федеральным, но и региональным банкам, а устоявшиеся связи с клиентами и знание местного рынка значительно повышают шансы последних.
Источник: SPEAR’S Russia