Private banking за границами столицы


Об эволюции премиального сегмента в банковском бизнесе, региональной экспансии и разнице между столичным и региональным private banking рассказывает Галина Токмакова.

08.08.2012




Tokmakova_1
Галина Токмакова

вице-президент «Петрокоммерц»

В чем наиболее ярко проявляется эволюция private banking? Во-первых, начала размываться иллюзия того, что за границами столицы нет полноценного бизнеса. Во-вторых, существенно изменился состав игроков рынка private banking, и, в-третьих, произошли изменения в структуре и составе самой клиентской базы. Но обо всем по порядку.

Еще буквально несколько лет назад не только офисы крупных компаний, но и средства состоятельных клиентов были сосредоточены преимущественно в Москве, что сохраняло ее привлекательность как для развивающих свой бизнес банков, так и для строящих свою карьеру специалистов. В последнее время ситу­ация существенным обра­зом изменилась. Крупные ком­пании с региональными корнями уже не стремятся зарегистрировать центральные офисы в Москве, а по финансовым компенсациям, предлагаемым специалистам, вполне могут конкурировать в борьбе за профессионалов высокого уровня.

Таким образом, в регионах появилась почва для активного формирования значимого класса состоятельных клиентов, заинтересованных в получении сервиса и качественного банков­ского обслуживания.

Кроме того, в столицах – Москве и Санкт-Петербурге – рынок private banking, уже поделенный между крупными игроками, стал менее интересен для развития бизнеса, чем богатеющие регионы. Местным банкам оказалось сложно составить конкуренцию крупным федеральным и западным игрокам. Единичные примеры, безус­ловно, есть, но создание полноценного сервиса для состоятельных клиентов, включающего предоставление не только классических банковских, но и инвестиционных услуг, и партнерских программ, и lifestyle-услуг, требу­ющих значительных затрат, зачастую непосилен для регионального банка. Таким образом, отлаженные на моск­овских клиентах технологии обслуживания предоставляют крупным банкам возможность проводить успешную региональную экспансию. Хотя следует отметить, что адаптация этих технологий для применения в регионах требует внесения в них определенных корректив.

Еще одной тенденцией, формирующей современный рынок private banking, является переход в атаку госбанков. За счет масштаба своего бизнеса они имеют возможность предлагать высокие ставки по вкладам и низкие – по кредитам, одновременно развивая инвестиционные услуги, покупая или создавая собственные инвестиционные и управляющие компании. Они совершенствуют банковские продукты, формируют специализированные подразделения по обслуживанию состоятельных клиентов и даже поглощают или основывают иностранные банки для привлечения офшорных средств.

Госбанки не скупятся на развитие не только столичного бизнеса, но и активно открывают отдельные офисы для VIP-клиентов вдали от Москвы. Их активность перевела коммерческие банки в разряд догоняющих, но им приходится осваивать регионы со значительно большей оглядкой на затраты.

Важно отметить и более сложную, чем раньше, структуру клиентской базы. Если ранее в составе физических лиц банками выделялись два основных сегмента: розничный и VIP, то рост сегмента mass affluent, как по количеству, так и по располагаемым объемам активов, заставил банки обратить на него пристальное внимание. Стремление удовлетворить потребности будущих состоятельных клиентов задало еще один вектор банковского развития. И теперь банки, работающие на рынке private banking, не могут рассчитывать на сохранение своих позиций, не уделяя должного внимания формирующемуся рынку mass affluent, и постепенно внедряют новые стандарты работы с этой категорией клиентов. Причем можно предположить различные сценарии для развития рынков mass affluent и private banking в Москве и регионах. Если в Москве и Санкт-Петербурге для работы с mass affluent стандартизируются технологии, применяемые сейчас в private banking, то в регионах, скорее всего, будет происходить индивидуализация розничных технологий с дополнением их отдельными продуктами из private banking.

Несмотря на отмеченные нами тенденции, статус Моск­вы как финансового и делового центра России продолжает оказывать влияние на выбор клиентов, поэтому до сих пор доля регионального private banking существенно уступает московской. Тем не менее активное совершенствование технологий и сервиса предоставляет возможность для развития не только федеральным, но и региональным банкам, а устоявшиеся связи с клиентами и знание местного рынка значительно повышают шансы последних.

Атлас



08.08.2012

Источник: SPEAR’S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз