Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/poyavilsya-stimul
Дата публикации 21.10.2022
Рубрики: Индустрия , Инструменты
Напечатать страницу


Появился стимул


Кристина Проскурина – о том, насколько успешно идет процесс импортозамещения в бизнес-аналитике и какие отечественные решения чаще всего внедряют банки.


Тренд на импортозамещение усилился

Одна из самых серьезных проблем в банках – большие объемы информации. Для банков особенно актуален вопрос, как эту информацию правильно обрабатывать, хранить и использовать для решения бизнес-задач. Именно поэтому банки стали первопроходцами на российском рынке среди тех, кто начал применять решения по бизнес-аналитике. На сегодняшний день уровень проникновения бизнес-аналитики в банках довольно высокий. Крупные банки давно автоматизированы средствами бизнес-аналитики, причем очень современными.

Когда начали усиливаться процессы импортозамещения, именно банки одними из первых начали тестировать российские решения. После введения санкций эта тенденция только усилилась. Финансовые организации активно ищут замену привычным западным решениям. Так, если говорить о верхнем слое – BI, работе по анализу данных (то, на чем формируются отчетность и дашборды), раньше на рынке присутствовали три ключевых игрока: Power BI от Microsoft, Tableau, QlikTech. Сейчас все они покинули российский рынок. Правда, у Power BI и QlikTech есть варианты решений, которые продолжают работать. Однако российские пользователи остались без технической поддержки, по­этому развивать эти решения будет проблематично.

Подобрать аналог этим решениям сейчас можно – на российском рынке уже есть хорошие, зрелые BI-инструменты. Например, российский вендор «Форсайт» на протяжении более 20 лет развивает собственную аналитическую платформу, существуют BI-системы компаний Visiology, Luxms. Можно сказать, что это тройка лидеров, мы как интегратор видим, что именно эти продукты сейчас чаще всего выбирают банки на замену западным BI-инструментам. Но отечественных решений по аналитике намного больше – на рынке сейчас присутствуют около 40 российских вендоров в этом сегменте.

Если говорить о решениях для хранения и обработки данных, то раньше банки активно использовали продукты таких вендоров, как SAP, Oracle, Teradata. Сейчас эти компании тоже ушли из России, оставив наших пользователей без поддержки. Но на российском рынке уже давно работает отечественный вендор Arenadata, он в свое время разработал собственную систему на базе Open Source решений. Сейчас многие банки переходят именно на решения Arenadata.

Скорость и функционал

С точки зрения функционала российские решения в сфере бизнес-аналитики пока уступают западным. К тому же некоторые западные системы уникальны, их невозможно заменить ничем. К ним относится, к примеру, SAP HANA. Но можно грамотно создать архитектуру, чтобы сохранить SAP HANA, а рядом поставить решения от Arenadata. Другими словами, всегда можно придумать обходной путь. Сейчас этим вынуждены заниматься многие компании, в том числе банки.

Но зато появился мощный стимул развивать отечественные продукты, другого выхода просто нет. Раньше российским вендорам было сложно конкурировать на рынке, только определенные компании смотрели в их сторону, в основном те, кому было важно импортозамещение и для кого факт российского происхождения был ключевым критерием в пользу выбора системы. Сейчас российские вендоры пытаются максимально использовать открывшиеся возможности, каждый рисует амбициозные «дорожные карты» продукта, и все понимают, куда им двигаться. Например, вендор Visiology востребован с точки зрения замены Power BI от Microsoft. Он сейчас работает над тем, чтобы предложить безболезненный переход тем пользователям, которые ранее работали с инструментами Microsoft. Вендор Luxms большое внимание уделяет быстродействию платформы, а также активно дорабатывает Self-Service системы. В целом все отечественные разработчики сейчас очень быстро бегут, чтобы предложить рынку полноценную замену ушедшим западным решениям.

Самое главное, на что нужно обращать внимание российским производителям, – ­это быстродействие и функциональность, потому что сейчас отечественными вендорами заинтересовались крупные компании. Для них важно, чтобы система выдерживала большие объемы одновременных подключений, чтобы это был понятный для пользователя инструмент. Также необходимо, чтобы система легко внедрялась и поддерживалась.

Критерии выбора

При выборе конкретного продукта по бизнес-аналитике нужно прежде всего исходить из задач компании. В каждом банке решения по бизнес-аналитике используются по-разному. Есть организации, где данные оформляются в виде готовых отчетов и дашбордов, пользователь их изучает и делает выводы. А есть банки, где принято использовать данные для проверки гипотез, строить свои дашборды. Для них важен другой функционал решения. Исходя из того, какая политика работы с данными существует в компании, важно смотреть на решения на рынке, анализировать их функционал и затем делать выбор в пользу конкретного вендора.

Особенности банков

Одна из особенностей сотрудничества с банками для IT-компаний – очень высокие требования по безопасности, начиная с доступа к системам, оформление которого может занять довольно длительный период, и заканчивая проверкой сотрудников, которые задействованы в проекте внедрения решения. Это может усложнить работу над проектом и увеличить сроки его выполнения.

Также нужно учитывать, что многие банки не готовы работать в облаках, они рассматривают исключительно модель On-Premise, когда серверы, на которых установлено корпоративное ПО, находятся внутри организации. Это также связано с вопросами безопасности.

Банки выдвигают достаточно высокие требования к компетенциям сотрудников IT-компаний, которые внедряют проекты. Стоит учитывать, что в финансово-кредитных организациях зачастую есть свои сильные команды, с ними работать очень интересно, но это требует высокой квалификации.

Прогноз по рынку бизнес-аналитики

Главным трендом на рынке бизнес-аналитики становится импортозамещение. Соответственно, будут появляться новые отечественные игроки, которые захотят предложить свои решения. Энтузиастов на рынке хватает. Однако мы как интегратор отдаем приори­тет тем вендорам, чей продукт имеет достаточно большой опыт внедрений, потому что какие-то баги, недостатки можно выявить только во время непосредственного использования решения и после этого внести изменения и усовершенствовать продукт.


Кристина Проскурина – руководитель направления департамента бизнес-приложений компании «КРОК»


Источник: WEALTH Navigator