Положительные эффекты второго порядка


17.05.2017




2
Андрей Зубарев

старший научный сотрудник лаборатории математического моделирования экономических процессов РАНХиГС

Долгое время считалось, что основной механизм, с помощью которого Цент­ральный банк может влиять на экономику, – это так называемый процентный канал. Его работа заключается в следующем: проводимая Центральным банком политика влияет на ставку процента на рынке межбанковского кредита, что, в свою очередь, приводит к изменению процентных ставок по кредитам для конечных заемщиков и среди прочего формирует спрос на кредиты, инвестиции и, следовательно, уровень выпуска в экономике.

Исследования, проведенные на российских данных в докризисный период (до 2009 года), говорят о недостаточной эффективности работы денежно-кредитной трансмиссии. Причиной этому являлась большая зависимость денежно-кредитной политики от внешнеэкономической конъюнктуры в рамках режима квазификсированного валютного курса. Более поздние исследования указывают на возрастающую роль процентного канала во влиянии Банка России на темпы экономического роста и инфляцию, что соответствует трактовке понятия трансмиссии самим Банком России, который в качестве конечной цели ставит себе именно показатель по инфляции.

Переход Банка России к режиму инфляционного таргетирования стал важным сигналом рынку, позволяющим ожидать снижения уровня инфляции и ее волатильности

Снижение общего уровня неопределенности позволит инвесторам при принятии решений меньше закладываться на неожиданные скачки инфляции при отсутствии существенных внешних шоков. Как следствие, можно ожидать снижения премии за риск, что должно положительно сказаться на уровне инвестиций и экономическом росте уже в среднесрочной перспективе. Именно это произошло в Турции, Чили и Бразилии после перехода цент­ральных банков этих стран к режиму инфляционного таргетирования. Так, например, средние темпы роста экономики в Бразилии с 2000 по 2008 год составили 3,7% (для сравнения, средние темпы роста в 1990–1999 годы – 1,9%), а в Турции (2002–2007 годы) они составили 6,8% (в 1990–2001 годы – 3,4%), что было обеспечено в том числе проводимыми структурными реформами. Условия перехода в этих странах были схожи с российскими: изменение режима монетарной политики происходило на фоне крупных валютных кризисов и обесценения национальных валют.

Снижение премии за риск остается важным фактором для всех типов экономических агентов – от крупных инвесторов и финансовых организаций до физических лиц, которые должны учитывать изменяющуюся макроэкономическую среду при формировании своих финансовых портфелей.
Помимо этого, снижение неопределенности относительно проводимой политики, динамики процентной ставки как основного ее инструмента в рамках инфляционного таргетирования и уровня инфляции делает более предсказуемой временную структуру процентных ставок. Это должно привести к росту вложений в долгосрочные инвестиционные проекты, притоку портфельных и, что важнее, прямых иностранных инвестиций, что подтверждается опытом уже названных стран. К примеру, в Турции чистый приток ПИИ вырос с 1,08 до 22,1 млрд долларов, или с 0,47 до 3,4% ВВП. Кроме того, снижение неопределенности мотивирует население накапливать сбережения и размещать их в банках и на фондовых рынках, создавая хорошую базу для внутренних инвестиций в экономике.

Роль ожиданий, в том числе инфляционных, в экономике исключительно важна, поскольку именно они, помимо прочих факторов, определяют реальные ставки процента, премии за риск и фактически реализовавшуюся инфляцию. Понимая это, Банк России совершенствует канал связи с публикой, или иначе – информационный канал денежно-кредитной политики. Тут все воздействие на макроэкономические и финансовые показатели происходит исключительно с помощью заявлений, сигналов со стороны ЦБ без изменения значений, например, процентных ставок. В развитых экономиках в последние годы информационный канал превосходит процентный по уровню своей значимости, поскольку сигналы, подаваемые монетарными властями рынку, незамедлительно оказывают влияние на ожидания агентов, их поведение и, следовательно, на динамику цен финансовых активов и на макро­экономические переменные. В частности, финансовые рынки ре­агируют на заявления представителей Банка России о возможных будущих изменениях ключевой ставки процента или готовности увеличить валютные интервенции. К примеру, в ответ на заявления регулятора о готовности к проведению интервенций для пополнения резервов в мае 2015 года рынок отреагировал обесценением рубля. Впоследствии уменьшилась и спекулятивная составляющая в волатильности курса. Осознавая значимость информационного канала, Банк России раскрывает больший объем информации, относящейся к его де­ятельности, в том числе научно-исследовательской и прогностической.

Сейчас можно говорить, что влияние Банка России на экономику страны, в том числе на инфляцию, усилилось. Повышение определенности и снижение рисков, не связанных с внешними шоками, позволяют ожидать, что политика монетарных властей даст положительный эффект. Мировой опыт экономик с развивающимися рынками говорит о том, что переход к режиму инфляционного таргетирования дает толчок росту внутренних сбережений и инвестиций, а также притоку иностранных инвестиций. Реальная экономика почувствует все это уже в среднесрочной перспективе. Однако необходимо понимать, что влияние таких факторов может оказывать лишь эффект второго порядка из-за ограничений в уровне развития институциональной и политической среды. Для достижения более сильных эффектов влияния шоков денежно-кредитной политики на инвестиционный климат необходимы кардинальные институциональные преобразования (усиление защиты прав собственности, повышение независимости судебной системы и прочее), а также улучшения в функционировании банковского сектора и финансовой системы. Это само по себе снизит премию за риск и улучшит работу каналов денежной трансмиссии, а значит, привлечет инвестиции и увеличит влияние Банка России на инфляцию и ее волатильность.



17.05.2017

Источник: SPEAR'S Russia #5(68)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз