Под угрозой вторжения


Технологические гиганты приходят в чужие отрасли. Мэттью Хардеман поинтересовался у экспертов, стоит ли волноваться банкам.

17.11.2014




© AFP/EAST NEWS


омпании технологического сектора с охотой берутся за решение самых сложных проблем современности. Google, по предварительным данным, изучает пути революционного преображения ветхой энергоинфраструктуры Африки. Tesla проектирует «Гиперпетлю» (Hyperloop), благодаря которой сможет отпасть необходимость в высокоскоростных поездах. И, наконец, все тот же Google планирует запустить в африканское небо аэростаты и через них дать континенту Wi-Fi. Вероятный приход технологических фирм в индустрию банкинга не кажется такой уж революцией, как вдруг выяснилось. Но банкиры тем не менее взволнованы.

Спросим Тань Сушань, курирующую направления розничного банкинга и wealth management в DBS, одной из крупнейших финансовых групп Азии, где ландшафт в данной области уже меняется. «Меня беспокоит подъем небанковских игроков в wealth-сфере, – говорит она. – Это и Alipay, и Tencent, и перспектива появления Facebook Bank или Google Bank. Беспокоит и то, с какой скоростью цифровая революция меняет wealth-management-ландшафт. Очень скоро эти цифровые игроки могут лишить банки их посреднических позиций».

Некоторые небанковские игроки уже громко о себе заявили. Tencent, крупнейшая публичная интернет-компания Китая, осваивает рынки онлайн-платежей и электронной торговли. Alipay – занимающаяся онлайн-платежами структура Alibaba, крупнейшего китайского представителя сферы электронной торговли – освоила их прежде. Пора насторожиться, считает Тань Сушань: «Alibaba начала предлагать клиентам wealth-management-продукты. И это лишь один из примеров».

Да и Google Money или Facebook Bank (или Facebank?) не кажутся на первый взгляд чем-то фантастическим. Эти названия даже звучат хорошо, а учитывая уровень проникновения обеих компаний (у Facebook более 1 млрд активных пользователей, а Google обрабатывает за день 6 млрд поисковых запросов), аудиторию таким проектам искать специально не придется. Естественно, банки опасаются. «Это риск, – отмечает один из сингапурских директоров PwC Михил ван Селм. – Об этом не первый день говорят».

Тань Сушань училась в Оксфорде и в качестве назначаемого члена входит в сингапурский парламент. Недавно она выступала на конференции TED, темой которой была «Эволюция банкинга». Банкир не просто понимает эту эволюцию, но еще и направляет ее, ставя цифровые технологии во главу угла в DBS. Как выявило одно из последних исследований, мобильные приложения группы собрали больше всех «лайков» в банковском мире. А недавно анонсированное партнерство с IBM дает DBS возможность обрабатывать кас­кад генерируемых клиентскими трансакциями данных с помощью собственного суперкомпьютера, который называется Watson.

На безопасном расстоянии

«Помимо нее это сейчас делают очень и очень немногие», – поясняет Себастьян Доуви, управляющий партнер фирмы Scorpio Partnership, консультирующей wealth-менеджеров. А потенциал здесь огромен. Доуви приводит пример того, что банки могут сделать: «У нас громадный информационный массив: около 15 млн перекрестных ссылок на клиентские данные. Так что по большому счету мы можем описать вам 33-летнюю китаянку, у которой есть бизнес и которая пользуется финансовыми услугами поставщиков X, Y и Z… что ей нравится, что ей не нравится и за что она готова платить». И кому располагать подобными сведениями, как не Google и Facebook со товарищи?

Но мочь, разумеется, еще не значит делать. «Хорошая для банков новость в том, что им (технологическим гигантам. – Прим. ред.) сейчас не до этого», – заключает Доуви.
«Похоже, мировые “гуглы” и “фейсбуки” до сих пор не видят в секторе столько ценности, сколько в своих основных и прочих сегментах, а если и придут сюда, то, наверное, начнут с ритейла», – продолжает эксперт. Поэтому от коварной регуляторной западни, коей сегодня является private banking, они будут на безопасном расстоянии. Кого мы увидим, так это несколько относительно мелких и сугубо цифровых компаний.

Цифровое «перестроение»

Первыми в списке потенциальных приобретателей цифровой выгоды стоят организации, у которых финансовые отношения с клиентами уже оцифрованы. То есть банки.

Медленно, но верно эта оцифровка началась. По данным Доуви, за последние 12–18 месяцев 25 крупнейших частных банков потратили на базовое цифровое «перестроение» уже около 1 млрд долларов.

Но банкам нужны не только «умные» приложения. Им нужно, чтобы менеджеры по работе с клиентами осознали истинную силу информации и то, как с ее помощью реализовывать и направлять выбор подопечных.

Однако там, где что-то меняется, инициатива во многом исходит от самих людей. «Наши клиенты все больше понимают в технологиях и все больше ими пользуются, – рассказывает Тань Сушань. – Вместе с тем они все больше требуют простоты, актуальности и скорости от wealth management». Отчасти это уход от традиционного банкинга.

Перспективы цифрового развития wealth management велики, но не ждите, что менеджеров по работе с клиентами скоро полностью заменят роботы: хайнеты платят за человеческое общение.



17.11.2014

Источник: SPEAR'S Russia #11(43)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз