Почем опиум для народа?
«В конце дня биржа может рухнуть, но если вы купили скульптуру Джакометти, у вас что-нибудь останется». Виктория Ступина цитирует Чарльза Моффета (Sotheby’s) и предлагает задуматься об истинной ценности искусства.

Виктория Ступина
Советник по искусству, основатель компании ARTCONSUL.
Сначала немного фактов. Мировой аукционный оборот в 2015 году составил 7,6 млрд долларов. 38% оборота приходятся на США, 26% принадлежат Китаю, 25% – Великобритании. Во второй половине 2016 года Китай вернул себе лидерство. Доведя до пика цены на собственное национальное искусство, крупнейшие китайские коллекционеры занялись диверсификацией активов и переключили внимание на искусство старых мастеров, импрессионистов, модернистов и послевоенное искусство. Самые высокие ставки в аукционных залах сегодня – не результат каприза миллиардеров, а следствие продуманной стратегии закупок новых частных и государственных музеев Ближнего Востока и Азии. Для них имена Гогена, Модильяни или Ван Гога в постоянной экспозиции – это не только гарантия присутствия на мировой культурной арене, но и обеспечение непрерывного потока посетителей, а значит, и неиссякаемого cash flow. 2015 год был рекордным по числу продаж в сегменте от 1 млн долларов.
Слово «инвестиции» в контексте мира искусства воспринимается зачастую как верх цинизма. Сами авторы разговорам об инвестиционном потенциале своих работ предпочли бы вдумчивый анализ своего творчества и даже критические комментарии. А профессионалы категорически против спекулятивных манипуляций, которые могут негативно сказаться на стабильном росте стоимости художника и таким образом обвалить его рынок. Как бы там ни было, а 99% покупок произведений искусства совершаются в надежде на рост их стоимости. Ситуация усугубляется нестабильностью на рынке акций и облигаций, ростом инфляции и фискальной политикой некоторых государств. В этот период произведения искусства успешно выполняют роль инструмента хеджирования рисков. Сегодня я наблюдаю оживление интереса со стороны банкиров и их клиентов к альтернативным инструментам диверсификации портфеля. Интерес есть, однако интригующий art banking предполагает непосредственные рекомендации инвестиционного консультанта по приобретению искусства, интеграцию нового актива в инвестиционный портфель и возможные залоговые операции с ним. Это область для наших финансистов пока неизведанная. В качестве сдерживающих факторов выступают ограниченная ликвидность и высокие операционные издержки, а на российском рынке – еще и сложности с оценкой и экспертизой. Но есть у этого актива одна уникальная особенность. В отличие от других инвестиционных активов, искусство приумножает для своего обладателя не только финансовый, но и социокультурный капитал. Становясь коллекционером, вы автоматически попадаете в высококультурную среду, и входной билет туда выглядит не как Bugatti Veyron, а скорее как работы Пикассо «голубого периода» или хотя бы как полотна Анатолия Зверева начала 1960-х годов. Это общество духовно богатых людей. Людей, которых заботит вопрос: «Что же останется после меня?» В эпоху Ренессанса именно стремление повысить социальный статус и подчеркнуть принадлежность к духовной элите породило покровителей великих художников и скульпторов. Кстати о духовном. Предприниматели тех времен заказывали произведения искусства религиозной тематики, чтобы доказать свое благочестие церкви, считающей их профессию безбожной и греховной. Сегодняшние покупатели искусства в значительной мере ориентированы на инвестиционную составляющую и воспринимают свои активы как полноценный финансовый инструмент, который можно продать, заложить, обменять и т.д. Такой подход требует от трастовых компаний и банков идти в ногу с новыми потребностями и постоянно расширять линейку услуг, сопровождающих интерес клиентов к искусству как к части их материального и культурного благосостояния. Услуги по управлению уже существующими коллекциями сегодня активно внедряют департаменты life style крупнейших банков. Благодаря партнерским программам клиент может получить компетентную консультацию по оценке, экспертизе, страхованию, реставрации и т.п. Пока банкиры осторожно присматриваются к новой стратегии инвестирования, острое желание приобщиться к прекрасному с пользой для бюджета и отсутствие специальных знаний толкают начинающих инвесторов к работе с арт-фондами. И все они пытаются повторить успех знаменитого инвестиционного клуба Le Peau de L’ours Investment Club («Кожа медведя»). Он был основан французским финансистом Андре Левелом в 1904 году, и с этого момента аналитики клуба методично вкладывали деньги клиентов в картины тогда современных художников – Пикассо, Матисса, Вламинка – и работы некоторых импрессионистов. Результатом стал грандиозный аукцион 1914 года, когда около 100 проданных картин принесли своим инвесторам 400% прибыли! Стоит учесть, что при всех успешных стратегиях арт-фондов в условиях сегодняшнего рынка перспектива такой гигантской прибыли весьма эфемерна. Есть и еще один нюанс. Работая с арт-фондом, инвестор лишает себя наслаждения всеми сопутствующими культурными и эстетическими бенефитами, призванными в данном случае компенсировать высокие относительно доходности риски.
Поэтому мой вам совет, дорогие читатели: в реалиях сегодняшней мировой экономики не требуйте от своего Айвазовского доходности 50% годовых. Просто наслаждайтесь им.
Ведь искусство – это намного больше, чем деньги, – это язык, красота, философия, любовь и даже политика. Владейте тем, что действительно любите, но приобретайте лучшее из того, что можете себе позволить. Ибо, как говорит знаменитый финансист Уоррен Баффет: «Цена – это то, что вы платите. Ценность – это то, что вы получаете».
Win-win в действии

Два фактора могут оказать существенное влияние на работу любой, даже самой сильной компании. Это резкие сдвиги в экономике и механизмах потребления. В нынешних кризисных обстоятельствах, как впрочем и в любых других, корпорации должны приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить инновационную активность и продолжить развитие. Но где взять новые идеи и проекты и как собрать команды для их реализации? Рассказывает Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК
В траве по пояс

На большей части Северной Америки разрешили употреблять марихуану в рекреационных целях, а за ее пределами – в медицинских, и перед компаниями, которые ищут новые возможности, открылся громадный рынок, пишет Эдвин Смит.
Культурная эволюция

Покупатели из Китая встряхнули рынок альтернативных инвестиций, раздувая цены на самые разные активы – от вин Бордо до живописи. Оленька Гамильтон пытается понять, куда дракон направит свое внимание дальше.
Здоровье-менеджмент

Пандемия возвела здоровье в разряд наивысших ценностей человека. Пора взглянуть на него как на ресурс и научиться им управлять, призывает Александр Островский, генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро».
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Работа на вечность

О том, как меняется жизнь коллекционера, когда он решает создать собственный музей, о подводных камнях на этом пути, важности долгосрочного планирования и о том, что происходит на рынке антиквариата, рассказывает Давид Якобашвили, член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей, президент ООО «Орион Наследие», учредитель музея «Собрание».
Защитный актив для влюбленных

Модернистская советская фотография не будет терять свою ценность. Коллекционировать ее стоит, если у вас есть деньги, информация и вкус. При наличии первого, второе и третье можно купить. Однако Алекс Лахман уверяет, что чистая прагматика в этом деле вредна.
Пять копеек к 120 000 долларов, которые все обсуждают

Сергей Попов – про справедливую цену на фрукты, тонкие художественные высказывания и критику партиципаторного искусства.
Удары в темноте от Дэмиена Херста

Маринованные коровы и конвейерное производство разноцветных пятен сделали Дэмиена Херста самым богатым и знаменитым из молодых британских художников, но по его собственному признанию, успех оказался «обоюдоострым мечом». Сегодня, в 54 года, когда дни пьянства и наркотиков позади, Дэмиен откровенно рассказывает, что на самом деле его мотивирует.
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Тревога, вирус и белая обезьяна

Период самоизоляции в Москве завершился, но вирусологи не исключают вторую, осеннюю, вспышку коронавируса. Яков Кочетков, клинический психолог, директор Центра когнитивной терапии, предложил на Spear’s Club способы сохранить бодрость духа и принимать эффективные решения во время пандемии.
Я - город

Заседание очередного Spear's Club состоялось еще в мирное время - незадолго до того, как пресловутая пандемия отсекла нашу глобализованную аудиторию от привычной возможности глобализованную аудиторию от привычной возможности перемещаться между странами и даже в более узком пространстве - внутри собственного города. Отличный момент, чтобы порассуждать на тему городской социологии с ее признанным знатоком Виктором Вахштайном. Это дискуссия о том, что такое мы в городе, и что такое город в нас.
Наследники фортуны

Первое поколение капиталистов, создавших состояние в постсоветской России, уже сейчас находятся на пороге передачи капитала наследникам. Смогут ли дети приумножить богатство отцов? Влияет ли размер капитала на будущее наследников? В истории есть удивительные примеры.
Деньги Европы

О Фонде восстановления Евросоюза, а также об отраслях экономики, которые преуспели или пострадали больше остальных, рассказывает Гжегож Селевич, экономист, эксперт Coface по рынкам стран Центральной и Восточной Европы, России и СНГ.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Новая мировая нефтяная война – кому она выгодна?

Павел Теплухин, генеральный партнер Matrix Capital, о том, с чего начался и чем может закончиться новый экономический кризис, кому выгодна нефтяная война, когда рынки придут в равновесие и что сейчас делать инвесторам.
Глобальное финансовое зрение

Павел Теплухин, генеральный партнер бутика Matrix Capital, о том, для каких инвесторов последствия санкций остались в прошлом, что произойдет с ценами на российские акции, и какая стратегия позволила фонду облигаций REMFI войти в тройку лучших по соотношению «риск–доходность» на развивающихся рынках.
Оставить комментарий