Побить Билла


Сооснователь и главный управляющий крупнейшего в мире фонда облигаций PIMCO (суммарные активы около 2 млрд долларов) Билл Гросс собрал самую полную коллекцию классических американских почтовых марок XIX века. Генеральный директор УК «Капитал Управление активами» Андрей Гриценко утверждает, что в жесткой борьбе обошел американского миллиардера и собрал самую большую в мире коллекцию марок периода захвата Европы нацистской Германией.

30.10.2013




Андрей Гриценко


Завсегдатай европейских и американских аукционов антиквариата, обладатель нескольких коллекций, генеральный директор УК «Капитал Управление активами» Андрей Гриценко скромничает и называет себя еще только начинающим исследователем. Он мечтает создать такую коллекцию, чтобы не стыдно было открыть частный музей. Ему интересны и портсигары Фаберже, и антикварное оружие, и акции и облигации Российской империи. Но главной остается «генеральная коллекция марок» Германии и почтовых раритетов Германии и России. Его коллекция почтовых марок периода фашистской оккупации Европы – самая большая в мире, в ней много редких образцов, а есть и те, что сохранились в единственном экземпляре. Впрочем, она не самая дорогая по сравнению с другими (по примерным оценкам, ее стоимость приближается к 25 млн долларов), но самая ценная для хозяина. Дедушка Андрея Гриценко погиб под Сталинградом, поэтому Андрей еще в детстве хотел узнать, как все было на той войне, и марки дали ему возможность выяснить многое, что не совпадало с официальной историей. Одни российские архивы оказались утеряны, другие – засекречены, поэтому Гриценко массу времени проводил в библиотеках и архивах, а едва получив загранпаспорт, стал часто бывать в Берлинском почтовом музее. Читал («есть несколько толковых журналов, публикующих серьезные исследования»), переписывался с филателистами разных стран, больше – из Германии: «Немцы намного более скрупулезно изучали историю кровавой войны, чем мы».

Сколько марок в коллекции – не считал, но занял ими примерно 15 шкафов с альбомами, в основном в доме родителей под Берлином, поскольку в России собирать и хранить неудобно. Если расценивать коллекцию как инвестицию, приходится думать об ограничениях, связанных со ввозом и вывозом культурных ценностей через границу, объясняет Гриценко: «Да и Почта России работает так, что можно безбоязненно спрятать труп в поч­товом отправлении».

Дворовая экономика

Как и все мальчишки, в детстве собирал и марки, и монеты, и вкладыши от жевательной резинки. Первая коллекция марок перешла к пионеру Гриценко от двоюродного деда, профессора МГУ. Он много путешествовал по миру, и его коллекция серьезно отличалась от школьного собрания его внука, навсегда заразившегося от деда филателией. Потом были кружки, клуб юных филателистов при Дворце пионеров на Ленгорах, а активным его членом, вспоминает Андрей Гриценко, был юный Павел Теплухин, ныне известный банкир.

«Тогда еще не было понятно, что и зачем коллекционируем, – говорит Гриценко. – Все кому не лень собирали советские марки – яркие и однообразные. Ну и марки социалистических стран, такие тоже можно было найти в киосках Союзпечати. Марки же капиталистических соседей приходилось доставать. На том “рынке” деньги имели меньшее значение, чем знание конъюнктуры и инструментов. Например, вкладыши от жевательной резинки были весьма ликвидным инструментом. Несколько приравнивались к серебряному полтиннику 1924 года, а его, в свою очередь, можно было обменять на несколько марок капстран. Как и сейчас, ценились связи и инсайд: если папин друг ехал в заграничную командировку, важно было не упустить момент. Марки мог прислать школьный друг по переписке – из Лондона или Амстердама. Такие марки потом широко демонстрировались и сильно поднимали твой статус среди товарищей. Но мало было достать марки. Поскольку ценность любой коллекции определяется ее систематизацией, надо было как-то рассортировать все добытое. Когда среди обычных советских марок конца 1930-х годов с изображением рабочего, крестьянина, солдата, летчика, колхозницы я обнаружил точно такие же, но с надписью на латинице Pleskow, Vilnius, B. Alexandrovka, появились новые вопросы».

Военная пропаганда

Гриценко всегда занимала волшебная способность почтовой марки становиться оружием идеологической борьбы. «На протяжении всей Великой Отечественной агрессоры пытались создать на захваченной территории видимость нормальной жизни, а поскольку своих марок напечатать не успели, то для нормальной работы почты и чтобы уверить население оккупированной страны в неизменности повседневных дел, стали использовать запасы советских марок, захваченных при наступлении, – рассказывает финансист. – Позже художники подготовили марки новых оккупационных властей. Сюжеты выпускавшихся в тот период марок были самые мирные: деревенский дом, пшеничное поле, огород… Но ввиду малых тиражей и ненависти населения к оккупантам до наших дней отдельные выпуски дошли в единичных экземплярах. Так, марка оккупированного города Горохова на прошедшем почту конверте сохранилась лишь одна». И она, конечно, есть в коллекции Гриценко.

Андрей Гриценко достает из альбома пинцетом марку – планер в ясном голубом небе: «В мае 1945 года немцы заказали две партии марок в поддержку своих союзных войск в венской типографии – пропаганда до последнего пыталась поддержать их упавший дух. Фашистская армия была разгромлена раньше, чем тираж запустили в печать, и сейчас в мире всего 10 пар таких марок, стоимость каждой примерно 100 тыс. евро». Пять из них, опять же, в коллекции Андрея Гриценко.

Самые интересные по сюжету – фальшивые военно-пропагандистские марки, их Гриценко тоже с гордостью демонстрирует. «Государства печатали их в ущерб экономике противника, – рассказывает он. – Обычно подобные выпуски марок распространяются на неприятельской территории нелегально и имеют статус “подделок”, “фальсификаций” или “фантазий”, случаев прохождения ими почты немного, так как большинство попыток запуска в обращение идентифицируются и ликвидируются почтовыми служащими и спецслужбами государства-жертвы. Как следствие, по окончании войны на филателистическом рынке во многих случаях циркулирует большое количество подделок этих подделок. Также очень интересны марки-пародии. Идеей союзников было сыграть на паранойе Адольфа Гитлера, напечатав фальшивые марки с портретом рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, фабриковавшиеся на основе стандартной гитлеровской серии в 1942–1944 годах, и внушив ему опасения, что его ближайший сподвижник хочет стать фюрером и готовит переворот. Легенда звучала красиво: Гиммлер, будучи страстным филателистом, из тщеславия заранее приказал тайно напечатать почтовые марки со своим изображением, чтобы они были готовы ко дню его триумфального воцарения в Рейхе. Но из-за ошибки какого-то чиновника несколько листов марок были преждевременно разосланы по почтовым отделениям, и, несмотря на усилия гестапо, их не удалось вовремя изъять из продажи. Наиболее известны пародии стандартной почтовой серии Третьего рейха 1941 года с профилем Адольфа Гитлера. Американцами были выпущены марки номиналами в 6 и 12 пфеннигов, где голова Гитлера превращалась в череп, а вместо обычной надписи Deutsches Reich (“Германский рейх”. – Прим. ред.) было напечатано Futsches Reich (“Пропащий рейх”. – Прим. ред.). В период Второй мировой войны известен и ряд пародийных выпусков марок по частной инициативе преимущественно из патриотических чувств, например пародия на красно-коричневую германскую почтовую марку 1940 года номиналом в 12+38 пфеннигов к 51-летию Адольфа Гитлера. Оригинал репродуцирует известную фотографию фюрера, треплющего по щеке маленькую девочку, а на марке-пародии эта девочка плюет фюреру в лицо».

Фондовые технологии

Промоушен, инсайд, скупка free float по низкой цене, продажа по высокой – как показывает практика, фондовые технологии работают не только на рынке дорогой живописи и скульптуры. Сложно точно подсчитать, сколько раритетных марок каждой серии сохранилось в мире. Эта неопределенность делает рынок чувствительным к новостям. Гриценко предпочитает формировать цену честным способом: обнаружить новый исторический факт, связанный с происхождением той или иной марки. Информационное сопровождение поднимает цену марки в десятки и сотни раз. Он регулярно переписывается с музеями и коллекционерами и, пусть большой победы пока не одержал, не собирается сдаваться.

Детство, проведенное в среде филателистов, все же обеспечивает ему фору: «Мои издержки на консультантов и экспертов ниже, чем у тех, кто занялся коллекционированием, сперва заработав миллионы». 


Великий русский ученый-физиолог (и коллекционер) Иван Павлов называл коллекционирование типичным примером проявления «рефлекса цели»: «Жизнь только у того красна и сильна, – писал ученый, – кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели». Отец современной физики Альберт Эйнштейн призывал: «Коллекционируйте марки! Это особенно полезно для тех, кто занимается умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память, при этом будучи само по себе отдыхом от мыслей, над которыми обычно приходится сосредоточиваться».

Охотно посвящали свой досуг почтовой марке Николай II и президент США Франклин Рузвельт, Агафон Фаберже, Георгий Плеханов и Антон Чехов, Максим Горький и Валерий Брюсов, Анатолий Карпов и премьер-министр Индии Джавахарлал Неру.

Атлас

Материалы по теме



30.10.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (1)

Suleman 14.01.2014 11:53

What a joy to find soomene else who thinks this way.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Музей как самая правильная инвестиция


Img_8880
 

С одной стороны, Музей AZ посвящен одному художнику – Анатолию Звереву, выдающемуся представителю советского нонконформизма. С другой – наведываться в него можно по несколько раз за год, потому что, отталкиваясь от творчества Зверева, тут рассказывают о целой эпохе – о 1960-х и том невероятном творческом прорыве, который тогда случился в СССР. Через выставки и проекты ведется диалог с русским авангардом начала XX века и современным искусством. Так Музей AZ оказывается одной из самых интересных и динамичных культурных институций Москвы. Но он еще примечателен и тем, что является меценатским проектом. Его создатель и директор – Наталия Опалева, известная миру бизнеса в качестве заместителя председателя правления «Ланта-Банка» и члена совета директоров GV Gold. О своей самой правильной инвестиции Наталия рассказывала в интервью SPEARʼS Russia.






Территория искусства и театра


Img_3133
 

Начало октября в Москве – время ходить на спектакли, проекты и выставки Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», который всегда выбирает для своей программы наиболее актуальные форматы. Придуманный в 2005 году фестиваль стал первым в России, который собрал в рамках одного события совершенно разные жанры: театр, танец, перформанс, искусство. И еще вторая особенность этого полномасштабного ежегодного проекта – схема финансирования: фестиваль существует преимущественно на деньги спонсоров. Алексей Новоселов, член арт-дирекции «Территории», куратор и заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Московского музея современного искусства (ММOМА), рассказывает в интервью SPEAR’S Russia о сочленении искусств, необходимости корпоративного просвещения и отсутствии порога входа в клуб меценатов.


Профессия: продюсер

10.09.2021 Увлечения

Img_7184
 

Планируя интервью с Леонидом Роберманом, основателем компании «Арт-Партнер» и одним из самых успешных театральных продюсеров России, мы думали, что будем беседовать о коммерческой изнанке театра, но получился разговор о самой его сути. Видимо, такое знание и позволяет агентству «Арт-Партнер» не только иметь в своей афише 15–20 спектаклей в месяц, но и удостаиваться высших театральных наград. Так, в 2018 году впервые за 27-летнюю историю премии «Хрустальный Турандот» специально для Леонида Робермана была введена номинация «За создание уникального негосударственного театра», а в 2021-м его спектакль «Борис» получил «Золотую Маску». О цене и ценности, коммерческом успехе и художественных вызовах, лучшем периоде в жизни Оскараса Коршуноваса и слове продюсера, данном Дмитрию Крымову, Леонид Роберман рассказал в интервью SPEAR’S Russia.



Занимательный бонапартизм

18.06.2021 Увлечения

Img_6249
 

Пожалуй, Александр Вихров – профессиональный мифотворец. Будучи по образованию журналистом, он долго трудился в этой сфере, потом в течение ряда лет работал в департаменте общественных связей Центрального банка РФ, был пресс-секретарем двух поочередно его председателей, а затем перешел на аналогичную позицию в УРАЛСИБе. И все это время собирал свою невероятную коллекцию, посвященную Наполеону и мифу вокруг него. Причем сам Вихров этот миф тем самым укреплял, инициируя создание, например, новых предметов, провоцируя современников думать о великом императоре французов. До 22 августа в музее-панораме «Бородинская битва» проходит выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX–XX веков», состоящая в том числе из экспонатов частной коллекции Александра Вихрова. Чему его научил Наполеон в деле PR-технологий и об особой роковой роли России в судьбе Бонапарта и членов его семьи он рассказал в интервью SPEAR’S Russia.