Письма о криптофинансах: письмо второе
Сегодня «криптовалютами» называют все криптоактивы, существующие на рынке. Однако их технологические решения и – что еще более важно – задачи и экономические стимулы различаются.

Кирилл Шмидт
Независимый консультант
C некоторыми допущениями можно выделить четыре основных типа криптовалют:
Currencies – валюта для проведения расчетов между участниками системы.
Utility tokens – валюта, предоставляющая доступ к сервисам и возможностям целой платформы (platform cryptocurrencies) либо отдельно взятого продукта (product cryptocurrencies).
Security tokens, аналогично ценным бумагам, подтверждают право их держателя на участие в распределении прибыли.
Stablecoin – валюта, основной задачей которой является поддержание своей стоимости на стабильном уровне.
Криптовалюты как деньги
Каждый раз, когда мы оплачиваем товар или услугу, мы неминуемо пользуемся услугами платежных систем. Исключение – тот случай, когда расчеты производятся в наличной форме. Однако в современном глобальном мире это не всегда удобно, а иногда и просто невозможно.
Биткоин (Bitcoin) создавался как система электронных денег, позволяющая проводить онлайн-платежи от одного участника системы к другому напрямую, без необходимости участия финансовых институтов. Другими словами, основная новация биткоина состоит в том, что из цепочки расчетов исключен посредник, а значит, и издержки, связанные с ним.
Во многом такие уникальные свойства биткоина как платежного средства стали возможны благодаря криптографии, поэтому сам биткоин получил название «криптовалюта». В дальнейшем оно стало синонимом всего рынка.
Группа криптовалют, решающих задачи быстрых и дешевых платежей, и по сей день является самой представительной с точки зрения объема от общей капитализации рынка. Пример – не только биткоин (около 44% капитализации всего рынка), но и Bitcoin Cash (около 5% рынка), Litecoin (около 2,7% рынка), Monero и Dash (каждая около 1% капитализации всего рынка).
Наличие целого ряда конкурентов у биткоина обусловлено тем, что каждая из перечисленных валют стремится быть лучше родоначальника рынка по какому-либо из ключевых параметров.
Технология, лежащая в основе биткоина, накладывает определенные ограничения на его пропускную способность. Блоки, в которых фиксируются все проведенные в блокчейне биткоина транзакции, формируются каждые 10 минут, и размер одного блока не может превышать 1 мегабайт. В совокупности это приводит к тому, что максимальное количество транзакций в сети не может превышать 7 операций в секунду. Для записи остальных операций просто не хватает места.
Для сравнения, PayPal в среднем обрабатывает 115, а VISA около 2000 транзакций в секунду.
Для того чтобы избежать свойственных биткоину проблем с масштабированием, Bitcoin Cash увеличил допустимый размер блока до 8 мегабайт, а Litecoin сократил время формирования блоков до 2,5 минуты.
Такие, казалось бы, незначительные изменения позволили этим валютам занять соответственно 4-ю и 5-ю строчки по размеру капитализации на рынке криптовалют.
В свою очередь, такие валюты, как Monero, Dash и Zcash, своим конкурентным преимуществом делают приватность платежей. В отличие от сети биткоина, в которой доступна детальная информация о любой транзакции, операции с этими валютами могут быть полностью закрытыми для внешних наблюдателей.
Криптовалюты платформ
Лучший пример платформы – это Ethereum (около 16% капитализации всего рынка). Также в качестве примера можно привести китайскую платформу NEO (около 1,3% рынка) и российскую WAVES (около 0,15% рынка).
Платформы – это экосистемы, которые позволяют запускать на их основе приложения, смарт-контракты и собственные криптовалюты. Таким образом, технология становится более доступной: вам необязательно разрабатывать с нуля собственный блокчейн, можно воспользоваться уже готовой инфраструктурой для запуска проекта.
В качестве оплаты за использование необходимо потратить «криптотопливо» платформы: чтобы в сети Ethereum работал ваш смарт-контракт, нужно сначала купить Ether.
Соответственно, динамика курса такой криптовалюты напрямую связана с количеством участников, использующих сеть для своих приложений, а также с тем, насколько часто они прибегают к использованию инструментов платформы.
Продуктовые криптовалюты
Строятся, как правило, на основе таких платформ, как Ethereum, то есть не разрабатывают собственные блокчейн-решения. Эти криптовалюты используются исключительно для приобретения специфического продукта или доступа к определенному сервису.
Например, криптовалюта Storj (около 0,035% рынка) предоставляет доступ к децентрализованной системе облачного хранения данных. Система позволяет всем заинтересованным лицам сдавать в аренду неиспользуемое ими пространство на своих жестких дисках и зарабатывать за это вознаграждение, номинированное в криптовалюте Storj. Тем, кто заинтересован в хранении данных, криптовалюта позволяет оплатить требуемый размер дискового пространства.
Криптовалюта Golem (около 0,065% рынка) обеспечивает схожие экономические взаимоотношения в области распределенных вычислений. Система позволяет покупать и продавать вычислительные мощности компьютеров. Golem является валютой расчета для всех операций.
Самый простой аналог для понимания, что такое продуктовая криптовалюта, – подарочная карта, дающая право воспользоваться какой-либо услугой. Ценность карты теоретически должна расти вместе с востребованностью и ростом стоимости услуги.
Криптовалюты как ценные бумаги
Если криптовалюта обещает своим владельцам участие в будущих прибылях от реализации проекта, в форме дивидендов, либо через рост стоимости активов, то такая криптовалюта может быть признана ценной бумагой.
Такое признание со стороны Комиссии по ценным бумагам США (SEC) может повлечь за собой необходимость проведения всех соответствующих процедур, которые обычно сопровождают выход ценных бумаг на IPO.
То есть из относительно недорогого и легкого способа фондирования размещение криптовалюты может трансформироваться в дорогой и более трудоемкий способ привлечения акционерного капитала.
По этой причине многие криптовалюты при подготовке к ICO мучительно решают две взаимоисключающие задачи: как посулить безудержный рост стоимости своей криптовалюты потенциальным покупателям, но не стать при этом security token с точки зрения SEC.
Именно из-за этих рисков проекты редко открыто обещают участие в прибыли для держателей своих токенов. Как правило, экономику токена стараются выстроить таким образом, чтобы он был больше похож на utility token.
Одним из немногих примеров является проект Etheroll (занимает 508-ю строчку с капитализацией около 7 млн долларов, 0,00002% рынка), предлагающий возможность участия в азартных играх на своей платформе. Вся прибыль этого казино распределяется между держателями токенов пропорционально их доле каждые 12 недель.
Стабильные криптовалюты
Исключительно высокий уровень волатильности рынка криптовалют породил спрос на защитные криптоактивы, цены на которые не колеблются в таком широком диапазоне. Конечно, тихой гаванью могут выступать и обычные фиатные валюты, но зачастую конвертация криптовалют в доллар или евро неудобна, занимает много времени и сопряжена с высокими транзакционными издержками.
Сегодня на рынке существует более десятка криптовалют, так или иначе решающих задачу поддержания своей стоимости на стабильном уровне.
Самой используемой на сегодняшний день является Tether (0,7% рынка): ее стоимость привязана к одному доллару США. В то же время Tether является источником самых больших споров и страхов. Никем не контролируемая эмиссия и отсутствие доказательств достаточности обеспечения вызывают массу вопросов со стороны участников рынка.
Кроме того, распространено мнение, что крах Tether, 15-й по капитализации монеты, потенциально способен инициировать крах всего рынка криптовалют.
Как мы знаем из экономической теории, у денег существует несколько функций. В том числе деньги выступают как мера стоимости, как средство платежа и как инструмент сбережения.
Вместе с этими базовыми для денег свойствами криптовалюты могут одновременно являться правом доступа к услуге, обеспечивать скидку на товар, подтверждать репутацию их владельца и давать право голоса на различных голосованиях, быть средством вознаграждения и подтверждать право на доходы.
Как правило, каждая криптовалюта обладает целым набором перечисленных свойств, что затрудняет анализ их справедливой стоимости – если даже допустить, что такое значение в принципе вычисляемо.
С определенной долей уверенности можно сказать, что дальнейшее развитие блокчейн-технологий и проникновение криптовалют в нашу повседневную жизнь могут иметь больший экономический эффект для криптовалют, используемых в качестве средств платежа либо в качестве внутренней валюты платформенных решений.
Источник: SPEAR'S Russia #4(77)
Код безопасности

Пока Big Tech выходит на финансовые рынки, банки сами торопятся превратиться в технологические компании, и героем нашего времени часто становится не клиентский менеджер или инвестиционный управляющий, а программист. Это добавляет удобства и клиентам, и бизнесу, но создает дополнительные возможности для злоумышленников. Глава Swordfish Security Юрий Сергеев рассказал SPEAR’S Russia, сколько ошибок совершают программисты, как дорого они могут обойтись и какие банки следует считать самыми безопасными.
Тотальный wealth management

Вероника Жукова, директор управления финансовых продуктов и развития платформы Sber Private Banking, - о цифровом настоящем, предъявляющем строгие требования всем участникам индустрии управления частными капиталами, и цифровом будущем, которое сделает жизнь хайнета намного удобнее.
Кто побеждает в кибербоях

С каждым годом киберпреступность приобретает все большие масштабы: открытые военные операции, шпионаж и саботаж не так часто выходят на первые полосы СМИ, однако специалистам, разрабатывающим технологии по отслеживанию и нейтрализации угроз, очевидно – бизнес, а иногда и целые государства не всегда готовы противостоять атакующим. Как узнать врага в лицо и выбрать релевантную защиту для себя и своего бизнеса, не тратя баснословных сумм на никому не нужные антивирусы, узнала руководитель А-Клуба Алина Назарова в беседе с Ильей Сачковым, генеральным директором и основателем Group-IB.
Делать мир лучше

Глава Mastercard в России Алексей Малиновский объясняет, как связаны платежная система и культура, и рассуждает о принципиальных идеях и технологической системе, стоящих за маленькими пластиковыми прямоугольниками, а также о том, что может прийти на смену картам.
Окно в Америку

В 2019 году «Фридом Финанс» стала лучшей инвестиционной компанией года по версии SPEAR’S Russia Wealth Management Awards и прошла листинг на NASDAQ. Ее глава Тимур Турлов рассказал журналу об издержках и выгодах присутствия на главной биржевой площадке США, росте инвестиционного спроса в России, эпохе высокой инфляции и главном тезисе успешного инвестора.
Глобальное финансовое зрение

Павел Теплухин, генеральный партнер бутика Matrix Capital, о том, для каких инвесторов последствия санкций остались в прошлом, что произойдет с ценами на российские акции, и какая стратегия позволила фонду облигаций REMFI войти в тройку лучших по соотношению «риск–доходность» на развивающихся рынках.
Как скоро наличные окажутся под запретом?
Кирилл Шмидт рисует мрачную картину наступления эпохи криптоэтатизма. Чтобы вмешаться в нашу жизнь по-настоящему, государству стоит всего лишь иначе взглянуть на деньги.
Здоровье-менеджмент

Пандемия возвела здоровье в разряд наивысших ценностей человека. Пора взглянуть на него как на ресурс и научиться им управлять, призывает Александр Островский, генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро».
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Тревога, вирус и белая обезьяна

Период самоизоляции в Москве завершился, но вирусологи не исключают вторую, осеннюю, вспышку коронавируса. Яков Кочетков, клинический психолог, директор Центра когнитивной терапии, предложил на Spear’s Club способы сохранить бодрость духа и принимать эффективные решения во время пандемии.
Я - город

Заседание очередного Spear's Club состоялось еще в мирное время - незадолго до того, как пресловутая пандемия отсекла нашу глобализованную аудиторию от привычной возможности глобализованную аудиторию от привычной возможности перемещаться между странами и даже в более узком пространстве - внутри собственного города. Отличный момент, чтобы порассуждать на тему городской социологии с ее признанным знатоком Виктором Вахштайном. Это дискуссия о том, что такое мы в городе, и что такое город в нас.
Наследники фортуны

Первое поколение капиталистов, создавших состояние в постсоветской России, уже сейчас находятся на пороге передачи капитала наследникам. Смогут ли дети приумножить богатство отцов? Влияет ли размер капитала на будущее наследников? В истории есть удивительные примеры.
Оставить комментарий