Передать и сохранить
О том, как при помощи трастов решаются самые разнообразные вопросы финансового планирования состоятельных семей, рассказывает Джереми Манн.
Что такое траст
Впервые появившийся в англосаксонском общем праве в Средние века, траст сегодня – это весьма сложный и тонкий инструмент финансового и имущественного планирования, часто используемый обеспеченными людьми для сохранения и приумножения своих состояний.
Траст – это юридическая форма отношений, возникающая, когда некое частное лицо – учредитель траста (сеттлор) передает права собственности на определенные активы другому доверенному лицу (трасти), которое управляет ими в пользу третьих лиц (бенефициаров). В то время как трасти является юридическим собственником активов, переданных в траст, любые финансовые дивиденды, полученные в процессе их управления, принадлежат только бенефициарам. Основная роль трасти заключается в управлении и администрировании активов траста в соответствии с договором траста, его уставом и прецедентным правом.
Кто использует траст
Трасты – весьма гибкий инструмент, структура которого может быть создана с учетом индивидуальных потребностей и запросов сеттлора или его семьи. Обычно траст используется для следующих целей:
- Защита активов. Траст может быть использован для защиты активов от судебных исков со стороны кредиторов сеттлора в случае, если вероятность подобного в будущем существует.
- Конфиденциальность. Поскольку траст – это частный договор между сеттлором и трасти, любая информация, относящаяся к сути, стоимости и местоположению активов, находящихся в трасте, не подлежит разглашению.
- Структурирование собственности внутри семьи. Траст может использоваться для раздела активов в сложных семейных обстоятельствах (например, когда речь идет о разделе имущества с бывшим/ей супругом/ой), для защиты активов от судебных исков после развода или для наделения имуществом детей от разных браков.
- Планирование наследства. Действие траста часто не ограничено во времени, это означает, что он может служить интересам семьи на протяжении нескольких поколений и обеспечивать неприкосновенность семейного бизнеса.
- Оптимизация налоговых выплат. Траст при некоторых обстоятельствах может использоваться для снижения или полного освобождения от налоговых выплат.
- Избежание обязательного наследования. Активы, содержащиеся в трасте, не подпадают под требование законодательства об обязательном наследовании (то есть о передаче части собственности обязательному наследнику, имеющему по закону гарантированную долю в наследстве. – Прим. ред.), поскольку юридическая собственность в трасте принадлежит трасти, а не сеттлору.
Активы траста
Структура траста может включать целый ряд активов, расположенных практически в любой части мира. Среди них зачастую встречаются наличные средства и торгуемые на рынке ценные бумаги, доли в процентных доходах, недвижимость и предметы искусства. Через траст возможно владение даже яхтами, коммерческими морскими судами и авиалайнерами.
Вопросы планирования траста
Существуют три вопроса, в которых трасти должен тщательно разобраться, прежде чем создавать траст, а именно:
- личные обстоятельства клиента и его нынешней семьи;
- тип и местонахождение активов;
- цели клиента в отношении использования активов, время владения ими и их распределение по окончании этого срока.
Личные обстоятельства, как правило, включают в себя такие вопросы, как гражданство, семейное положение, количество детей и других материально зависимых лиц, местоположение клиента (для определения юрисдикции, в которой он подлежит налогообложению), а также наличие у него второго гражданства или второго жилья в собственности. Кроме того, при создании трастовой структуры не менее важно продумать и ряд других вопросов, таких как частота пересечения границ членами семьи, а также наличие любых действительных или потенциальных внутрисемейных проблем.
Детали и виды активов, их местоположение, порядок их регистрации и владения, любые связанные с ними долговые обязательства должны быть также выяснены и проанализированы. Прежде всего, очень важно определить стоимость активов в целях налогообложения и размер генерируемой ими прибыли для того, чтобы выбрать оптимальную форму соглашения о собственности, – например, владение активами через промежуточную холдинговую компанию (юридическое лицо, контролирующее одну или несколько компаний и одновременно являющееся подконтрольным другой компании. – Прим. ред.) или напрямую через траст.
Место постоянного проживания и гражданство сеттлора и бенефициаров также крайне важны, этим вопросам надо уделить особое внимание в процессе планирования траста, поскольку от них зависят налоговые последствия в отношении имущества, передаваемого в траст, или доходов, распределяемых между бенефициарами. Налоговые требования, а также требования отчетности на время владения переданными ему активами могут быть предъявлены и самому трасти.
Кроме того, очень важно убедиться в том, что структура траста будет соответствовать нормам законодательства (например, в том, что само по себе создание траста не противоречит законам той или иной страны). Или, по крайней мере, что любые идущие вразрез с законодательством вопросы, связанные с трастом, спланированы таким образом, что право собственности на передаваемые в траст активы не может быть оспорено.
Также многим клиентам зачастую трудно передать свои активы трасти, не сохранив за собой определенных рычагов контроля. Для таких случаев у сеттлора есть возможность оставить за собой некоторые полномочия в отношении активов в трасте (например, право контролировать процесс принятия инвестиционных решений) и/или назначить протектора для наблюдения за действиями трасти.
С особой тщательностью следует выбирать юрисдикцию и форму права, на основании которого будут рассматриваться все спорные вопросы, поскольку различаются не только формы законодательства, но и репутация судов. Обычно это законодательство, содержащее надлежащее регулирование по вопросам трастов, а также месторасположение арбитража.
Наиболее широко признанной юрисдикцией в этом отношении являются Нормандские острова в составе Великобритании.
Типовой случай
Гражданин России (клиент) владеет строительной компанией, расположенной на территории РФ, стоимостью 35 млн долларов и располагает личными сбережениями на сумму более 20 млн долларов, хранящимися на офшорном банковском счете в Швейцарии. Сейчас он не женат, но в ближайшее время собирается повторно вступить в брак. Его невеста родилась в США и является гражданкой этой страны.
У клиента одна дочь, которой он намерен оставить имущество после своей смерти. Она собирается поступить в университет в Великобритании и хочет инвестировать средства в покупку недвижимости, где будет жить во время пребывания в этой стране. Завещание клиент еще не оформил.
В данной ситуации траст может служить нескольким целям, включая следующие:
- Поскольку клиент в момент создания траста был платежеспособен, он мог бы получить возможность защитить свои активы от претензий кредиторов в будущем на случай банкротства его компании.
- Хранение сбережений на счетах иностранной компании, зарегистрированной в таких юрисдикциях, как Джерси или Гернси, может отсрочить и потенциально снизить налоговые выплаты.
- Собственность в Великобритании (если речь идет о прямой собственности) может в случае смерти владельца подлежать обложению налогом на наследство (его текущая ставка составляет около 40 процентов от стоимости имущества, превышающего определенный установленный порог).
- Этот риск может быть обойден с помощью траста, а любой процентный доход будет облагаться налогом по более низкой ставке, нежели в случае прямого владения собственностью.
- По законодательству Гернси в случае разрыва брака разведенный супруг, если только он не является бенефициаром, не имеет права претендовать на имущество траста.
Передать нельзя продолжить
Алексей Станкевич уже больше 20 лет консультирует богатейших россиян по вопросам юридическо-финансового структурирования и защиты активов, но, комментируя исследование ВШЭ, он в первую очередь обращает внимание на личностные аспекты взаимодействия ультрахайнетов со своими наследниками. Именно это, на его взгляд, определяет судьбу преемников и бизнесов, новые роли, которые берут или отказываются брать на себя основатели компаний, а также трансфер их полномочий.
У пещеры Аладдина
Ознакомившись по просьбе WEALTH Navigator c исследованием коллег по Высшей школе экономики о сверхбогатых россиянах, Гарретт Джонстон вписывает его суждения в мировой контекст и приходит к довольно неожиданному выводу. Несмотря на санкции и ограничения, новое поколение очень богатых не будет намертво привязано к России, но окажется более открытым всему миру.
Онтология сверхбогатства
Зрелый мужчина из хорошей семьи с качественным высшим образованием, полученным в Москве или Петербурге. Сделал состояние в ТЭК, финансах и промышленности. Таков типичный портрет сверхбогатого россиянина, составленный социологами из Высшей школы экономики на основе анализа биографических данных о самых состоятельных бизнесменах, которые фигурировали в российском списке Forbes с 2004 по 2021 год. Группа сверхбогатых стареет и практически не обновляется, приоткрывая свои двери для новичков с большим скрипом. С любезного разрешения авторов, Светланы Мареевой и Екатерины Слободенюк из Центра стратификационных исследований Института социальной политики ВШЭ, WEALTH Navigator перепечатывает фрагмент исследования, которое проливает свет на малоизученный в целом мир российских ультрахайнетов и феномен отечественного сверхбогатства как таковой.
Брачный договор на благо ценностей семьи
Гаяне Штоян размышляет, как брачный договор в России из индикатора супружеского недоверия превратился в действенный инструмент снижения потенциальных имущественных и наследственных рисков, и описывает реальный случай, когда такое соглашение помогло бы избежать долгих судебных тяжб.
Комментарии (2)
Lilit 15.01.2014 09:06
Now I'm like, well duh! Truly thkfanul for your help.
Arjay 09.04.2011 02:33
wFt7uq I'm not easily impressed. . . but that's impressing me! :)
Оставить комментарий