Ожидания и опасения
Российскую экономику ожидает непростой год, однако это не повод впадать в отчаяние, уверен Олег Сафонов.

Олег Сафонов
председатель правления M2M Private Bank
Благополучие российской экономики, несмотря на все усилия правительства по диверсификации ее доходных статей, по-прежнему зависит от цен на сырье. Наступивший год не станет исключением: нефтяные котировки будут колебаться от 100 до 115 долларов за баррель. Такой сценарий вполне возможен при условии восстановления экономики США, обещанного официальной статистикой, а также в случае стабильного состояния экономики Германии как основного двигателя европейской экономики.
Свои коррективы в этот сценарий может внести Китай. Если ожидаемое замедление темпов роста экономики Поднебесной станет реальностью, то цены на нефть вполне могут провалиться ниже психологически важной отметки в 100 долларов. Последствия при такой цене сырья, скорее всего, будут нивелированы ослаблением курса рубля по отношению к корзине валют, а также временным позитивным эффектом от инфраструктурных инвестиций государства. Самый пессимистичный сценарий со стоимостью нефти ниже 90 долларов мне кажется весьма маловероятным.
В целом рост российской экономики может составить от 1,5 до 2,5%, и опираться он будет на инерционное продолжение роста потребления и рост госинвестиций. Внутренний потребительский спрос остается ведущим фактором роста экономики, но с течением времени и он будет ослабевать. Снижение реальной инфляции до 5% возможно только при условии жесткого регулирования тарифов монополий. Что же касается национальной валюты, то курс ослабеет до 35–37 рублей за доллар.
Количество российских банков будет неминуемо сокращаться, так как ЦБ продолжит работу по оздоровлению системы. Это, скорее, позитивный фактор: теневая составляющая экономики уменьшится. Однако такое сокращение повлияет на бизнес коммерческих банков, вызвав переток ресурсов и клиентов из частных банков в государственные.
В условиях сокращения реальных доходов населения, а также общей нервозности, связанной с очисткой банковского сектора, коммерческие банки могут столкнуться с определенным дефицитом ликвидности и сокращением источников фондирования. Усиление регулирования и снижение качества заемщиков неминуемо отразятся на кредитных портфелях банков – через увеличение резервов на возможные потери по ссудам. Наращивать доходы за счет роста кредитных портфелей банки также не смогут – темпы потребительского кредитования замедлятся вдвое – до 20–25% в год.
Увеличение резервов, снижение ставок кредитования в борьбе за «хорошего» заемщика вызовут снижение маржи работающих активов, сокращение рентабельности капитала банковского сектора. В таких условиях банки будут вынуждены искать ресурсную поддержку на рынке или у ЦБ РФ. Роль регулятора будет ключевой в течение всего 2014 года, причем не только в России, но и по всему миру.
В целом мир динамично меняется прямо на наших глазах, и, несмотря на отдельные процессы торможения в экономике и общее ужесточение регулирования, этот год мне видится весьма позитивным.
Атлас
Материалы по теме
Источник: SPEAR'S Russia
Здоровье-менеджмент

Пандемия возвела здоровье в разряд наивысших ценностей человека. Пора взглянуть на него как на ресурс и научиться им управлять, призывает Александр Островский, генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро».
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Оставить комментарий